Насчет ярославского трамвая... Мы до последнего времени считали, что в Ярославле с 1900 года работали вагоны фирмы Валькер. Однако на днях заведующая музеем перекопала копии ярославских городских и гэтовских архивов и там было черным по белому написано, что 19 вагонов было поставлено с завода "Гербрантъ" г.Кёльн, а электромоторы мощностью 25 лошадиных сил фирмы Валькер! Подскажите, как тогда называется модель ярославских вагонов и хоть что-нибудь про их производство... Нужно для музея.
Сейчас уточнил, Взаимное общество конно-железных дорог (под таким названием было утверждено в Российской империи Compagnie Mutuelle des Tramways) всё таки имело 11300 акций из 14 тыс =) По факту Курск был первым городом, где общество через одного из двух его создателей Ивана Алексеевича Лихачева впервые инвестировало в трамвай. Общество было создано 28 сентября 1895 года, а Курский трамвай в Бельгии основано 31 октября 1895 года. Учитывая первый опыт, скорее всего по этому немного акций отдали и Électricité & Hydraulique, и международному вспомогательному обществу ж/д и др. Изменение устава общества и увеличение его акционерного капитала произошло в 1911 году, вот данных по числу его держателей сказать не могу, этого устава я пока не видел. Возможно в это время 100% и выкупило Compagnie Mutuelle des Tramways.
Раз так, то по вагонам в Энциклопедии ГЭТ все правильно и никакой "воспаленной фантазии" нет. Что касается общества Mutuelle, то тут http://fr.wikipedia.org/wiki/Compagnie_mutuelle_de_tramways Курск как-будто входит в общество. Может-быть это не с 1896 года, а Курский трамвай они чуть позже приобрели? Я этим специально никогда не занимался, акционеры - это тема Сергея Тархова.
Цитата (Ааре Оландер, 22.12.2013): > То есть Бельгийского общества "Трамваи Курска" (Tramways de Koursk" концерна Mutuelle), основанного в 1896 году, не было?
Было акционерное общество. Причем в уставе Курского трамвая расписаны все первоначальные владельцы акций: 3 общества (Mutuelle des Tramways среди которых не было) и 11 частных лиц. Согласно бельгийскому архиву AVAE общество Орловский трамвай (Tramways et Éclairage de la Ville d’Orel (société anonyme)) была первой дочерней компанией Взаимной трамвайной компании (Compagnie Mutuelle des Tramways), которой принадлежали 100% акций Орловского трамвая. А к Курскому трамваю Compagnie Mutuelle des Tramways отношения не имеет никакого. Причем согласно материалам ГАКО б/у кузова вагонов курского трамвая были куплены в Нижнем Новгороде (а в Нижний были куплены из парка парового трамвая Пизы, хотя тут есть вопросы...), но для них было приобретено новое электрооборудование как раз у Électricité & Hydraulique. Кузова как курских, так и орловских трамваев были построены на заводах Ragheno и Franco-Belge, вот только какой завод строил кузова моторные, а какой прицепные пока неизвестно.
Подробности изложу в монографии, издать планирую летом этого года на основании защищенной мной сейчас кандидатской диссертации "Становление и развитие трамвайного транспорта в Центральном Черноземье в конце XIX — первой трети XX вв.".
Цитата (Ааре Оландер, 22.12.2013): > "Walker", "Oerlikon", "Herbrandt" - это названия заводов, а не моделей трамваев. В те годы любой завод мог построить вагоны по любым чертежам заказчика и по внешнему виду вагона совершенно нельзя определить, на каком заводе вагон построен.
Это да. Т.е. трамвайный вагон состоял из набора кузов-тележка-электрооборудование...
В Ярославле с 1900 года работали 24 моторных вагона с электрооборудованием фирмы Walker, №№ 1-24. В 1930 году из Кременчуга получили еще 11 таких же вагонов, которые получили №№ 31-41. №№ 25-30 были Коломенского завода 1927-28. Эти данные - из стат. сборника Трамваи в городах СССР, 1935. Данные подтверждаются различными архивными данными Госархива РСФСР.
А еще обращаю внимание на то, что "Walker", "Oerlikon", "Herbrandt" - это названия заводов, а не моделей трамваев. В те годы любой завод мог построить вагоны по любым чертежам заказчика и по внешнему виду вагона совершенно нельзя определить, на каком заводе вагон построен.
Цитата (Илья Шпаков, 07.12.2011): > Цитата (Дмитрий Иванов, 07.12.2011): > > Энциклопедии ГЭТ > > Эта книга далеко не истина в последней инстанции. Про Курский трамвай, например, там всё начало статьи плод чей-то воспаленной фантазии, в Музее КГЭТ хранятся копии всех документов о строительстве и владельцах трамвайной компании, и их содержание полностью опровергает всё, что в этой энциклопедии написано.
То есть Бельгийского общества "Трамваи Курска" (Tramways de Koursk" концерна Mutuelle), основанного в 1896 году, не было? Вагоны 1898 года не были построены в Бельгии, с электрооборудованием фирмы Société anonyme Électricité et Hydraulique à Charleroi? Что же тогда было?
В Астрахани, согласно "Энциклопедии ГЭТ" были разномастные вагоны из Бельгии. http://astrakhan-electro.narod.ru/retro/03b.jpg - вагон похож на "Эрликон", в то же время похож и на Кременчугский вагон
Фото: 17759 · Модератор неавторских материалов / Фотомодератор / Общий редактор / Редактор новостей / Перевод сайта (EN)
Цитата (Илья Шпаков, 07.12.2011): > Эта книга далеко не истина в последней инстанции. Про Курский трамвай, например, там всё начало статьи плод чей-то воспаленной фантазии, в Музее КГЭТ хранятся копии всех документов о строительстве и владельцах трамвайной компании, и их содержание полностью опровергает всё, что в этой энциклопедии написано.
Стоп, стоп, стоп! Просьба не путать "Энциклопедию ГЭТ" России, и сyпeр-"Энциклопедию ГЭТ" Украины ув. ув. ув. Козлова, Тархова и Оландера - самое лучшее издание в заданной области, которое я когда-либо держал в руках: http://books.transphoto.ru/?gid=143
В случае с Курском наверняка имеется ввиду первoe, а в случае с украинским Кременчугом, всё же, второе. Это как ночь и день.
Кременчуг — Исторические фотографии — Электрический трамвай (1899-1922)