Цитата (Дмитрий Иванов, 29.03.2013): > > с трехвагонным поездом Х-М-М > Первые вагоны М поступили в город в 1932 г.
А на фото 1938 г. Так в чем проблема-то?
> > написано Куйбышев, хотя указано что там 1931 год. В советские годы так любили делать. > Самара переименована в Куйбышев в 1935 г.
Евгений имел в виду, что при Советской власти даже под фотографией XIX века могли поставить подпись "Куйбышев". Да, собственно, и сейчас вполне можно встретить фотографию 1935-1991 годов с подписью "Самара".
Если не ошибаюсь, у Г. Бичурова в своё время стоял 1928 г. со знаком вопроса в скобках, потом дату вообще убрали. Надо будет ещё раз найти эту фотографию на сайте Бичурова, может быть дата появилась вновь.
Цитата (KDG, 26.03.2013): > Скорее всего это 1935 или позже, по надписи "Куйбышев" и школе (?) справа. Вовсе нет. Например, на этом фото http://transphoto.ru/photo/579374/ тоже написано Куйбышев, хотя указано что там 1931 год. В советские годы так любили делать.
Ничего конкретного мне не известно. Из общих соображений - начало 1933 года, иначе какой смысл отрабатывать внешний вид и дверной привод Американки при наличии уже построенных опытных образцов оной (а это конец августа 1933 года).
В известном альбоме Кондратьева (альбом рисунков разных моделей вагонов) есть список всех вагонов по номерам на 1941 год. Там и есть МВ 1386-1836. Серии МФ там нет, вагоны завода Феникса видимо были идентичны с другими МВ. Еще часть вагонов МВ построили на Сормовском и Путиловском заводе. Не буду спорить, возможно где-то встречается и обозначение МФ, но Википедия - явно не первоисточник.
Кстати, не всё понятно с нумерацией первых моторных вагонов. Если их было 691 (190 Бреш, 195 МП и 306 МВ), то максимум дореволюционная нумерация дошла бы до 1691. Но в базе есть даже МВ на 18**, а первый МС начинается с 1837.