Уточнение: трамвайное движение по Дзержинского от площади Смирнова (ныне Победы) закрыли не в 1972, а в 1974 году). А вот движение трамвая по Кашена (за Колхозной площадью), судя по всему, не восстановили после войны.
Цитата (Пикачу, 12.11.2025): > Есть ли информация о том, как должна была пройти троллейбусная линия от площади Победы до ТЭЦ-2? Её начали строить в 1976 году и вскоре забросили.
Из концепции развития городского электрического транспорта Смоленска: >В середине 1970-х годов снова встал вопрос о строительстве троллейбусной системы. Предполагалось связать новым видом электротранспорта центр города с промышленной зоной на юго-восточной окраине Смоленска. В 1976 году был утвержден проект строительства линии первой очереди — от площади Смирнова по проспекту Гагарина и улице Шевченко до полиграфкомбината (здесь планировалось строительство троллейбусного депо) и далее по улице Смольянинова до ТЭЦ-2. Возведение депо на 100 машиномест началось в 1981 году. ... >Проект троллейбусной системы,подготовленный в 1970-х годах, в следующем десятилетии был кардинально изменен. В 1989 году начались работы по прокладке троллейбусной линии, однако на этот раз уже не от центра города, а от его юго-западной окраины (по улицам Нормандия-Неман, Кирова и Шевченко) в новую промышленную зону на юго-востоке, и не до ТЭЦ-2, а только до Полиграфкомбината.Строительные работы были завершены зимой 1990–1991 годов.В ноябре 1990 года с завода имени Урицкого в новое троллейбусное депо прибыли 10 пассажирских машин ЗиУ-682В.
Цитата (Jen, 12.11.2025): > В середине 1970-х годов > снова встал
Это получается, что был ещё какой-то проект троллейбуса, более ранний?
> В 1976 году был утвержден проект строительства линии первой очереди — от площади Смирнова по проспекту Гагарина и улице Шевченко до полиграфкомбината (здесь планировалось строительство троллейбусного депо) и далее по улице Смольянинова до ТЭЦ-2.
Отлично! По-моему, это тоже стоит нанести на схему.
Вопрос несколько не по теме. А что в итоге с конкурсом на поставку троллейбусов в Смоленск? Там же опять какие-то жалобы от ТА были. Слухи, что результаты конкурса отменили. Кто-нибудь знает, чем дело закончилось?
Цитата (Пикачу, 12.11.2025): > > В 1976 году был утвержден проект строительства линии первой очереди — от площади Смирнова по проспекту Гагарина и улице Шевченко до полиграфкомбината (здесь планировалось строительство троллейбусного депо) и далее по улице Смольянинова до ТЭЦ-2. > > Отлично! По-моему, это тоже стоит нанести на схему.
В предыдущей версии я нанес на схему https://transshemy.ru/archives/2544 но потом, поизучал материалы и нашел много противоречий. Где-то писали, что линия шла по Индустриальной аж от площади Смирнова (непонятно, как), есть другие источники, которые вносят еще больше неясности
На закрытой линии (Никольское кольцо) остановка "Площадь Победы" называлась "улица Исаковского", а остановка "Никольские ворота" называлась "Дом офицеров". Ещё одно время между этими двумя остановками была остановка "улица Нахимсона"
Закрыли осенью 1973 г. как бы на ремонт, а в 1974 г. окончательно демонтировали.
Опять же выдержка из концепции развития городского электрического транспорта: >Новый генеральный план развития города, разработанный к 1969 году, предполагал демонтаж трамвайных путей по улице Дзержинского на участке от улицы Нахимова до площади Смирнова. В связи с этим в августе 1971 года началась прокладка новой линии по улице Багратиона от кинотеатра «Юбилейный» до улицы Нахимова, а в 1972 году — второго участка — по улице Нахимова до пересечения с улицей Дзержинского. Сооружение этой линии длиной 4 км было завершено к концу 1972 года, движение по ней открылось в январе 1973 года. Старая и новая линия работали одновременно несколько месяцев, после чего движение трамваев от площади Смирнова до стадиона «Спартак» было прекращено. Произошло это 13 октября 1973 года, а к июню следующего года закрытая линия была полностью демонтирована.
Т.е. полный демонтаж 1974 г., а дата закрытия трамвайного движения 1973 г. Вообще демонтаж был проведён в духе нынешнего времени: народ в основном против, но начальству очень хотелось. По этой ситуации Смоленск даже угодил во всесоюзный сатирический журнал "Кроколил" - https://vk.com/wall-102293762_69829
Цитата (Павел С, 12.11.2025): > Вопрос несколько не по теме. А что в итоге с конкурсом на поставку троллейбусов в Смоленск? Там же опять какие-то жалобы от ТА были. Слухи, что результаты конкурса отменили. Кто-нибудь знает, чем дело закончилось?
>Новый генеральный план развития города, разработанный к 1969 году, предполагал демонтаж трамвайных путей по улице Дзержинского на участке от улицы Нахимова до площади Смирнова. В связи с этим в августе 1971 года началась прокладка новой линии по улице Багратиона от кинотеатра «Юбилейный» до улицы Нахимова, а в 1972 году — второго участка — по улице Нахимова до пересечения с улицей Дзержинского. Сооружение этой линии длиной 4 км было завершено к концу 1972 года, движение по ней открылось в январе 1973 года. Старая и новая линия работали одновременно несколько месяцев, после чего движение трамваев от площади Смирнова до стадиона «Спартак» было прекращено. Произошло это 13 октября 1973 года, а к июню следующего года закрытая линия была полностью демонтирована.
Здесь говорится о строительстве трамвайной линии в два этапа, сначала отрезок по Багратиона, затем и по Нахимова. И, если мне не изменяет память, то и открывалось трамвайное движение в 2 этапа. Непродолжительное время в конце 1972 - начале 1973 года трамвай ходил до кольца на Багратиона, и лишь потом открылось сквозное движение до Дзержинского.
> Уточнение: трамвайное движение по Дзержинского от площади Смирнова (ныне Победы) закрыли не в 1972, а в 1974 году).
Официально о закрытии трамвайного движения на участке улицы Дзержинского от площади Смирнова до стадиона "Спартак" объявили в июне 1974 года. И заасфальтировали трамвайные пути очень оперативно.
И ещё один момент по закрытиям того времени. Кольцо у тогдашнего кинотеатра "Юбилейный" (на этой схеме его нет) было ликвидировано в конце 1973 - начале 1974 года. В начале 1975 года на его месте уже функционировал ресторан "Смоленск", который построили достаточно быстро в течение года.
链接