TransPhoto

Фотографии публикуются на сайте как есть и не имеют цели продвижения какой-либо политической и/или идеологической позиции.

Материалы предоставляются пользователями и не являются отражением мнения администрации сайта.

Закрыть
Калининград — Кёнигсбергский трамвай
  КалининградКёнигсбергский трамвай
Rossgärten markt
Источник: Музей города Кёнигсберг

Прислал Женяй Огонь · Калининград           Дата: 1935 г. (примерно)

Статистика

Опубликовано 04.10.2015 06:21 MSK
Просмотров — 1204

Подробная информация

Параметры съёмки

Показать весь EXIF

Комментарии · 19

04.10.2015 13:32 MSK
Ссылка
Diesellok · Калининград
Фото: 276
Rossgarter-markt. Трамвай 8 направляется на Hinterrossgarten (Клиническая). 6-ка соответственно выезжает с Koenigstr.
+1
+1 / –0
04.10.2015 18:24 MSK
Ссылка
Владимир Винокуров · Владивосток
Нет фотографий
Странно, а почему после отхода территории СССР, колею не перешили под общий стандарт?
+1
+1 / –0
04.10.2015 18:26 MSK
Ссылка
Фото: 28
Потому что и в СССР хватало трамвайных хозяйств с метровой колеёй.
0
+0 / –0
04.10.2015 20:45 MSK
Ссылка
Olegov · Светлогорск
Фото: 151
Цитата (Владимир Винокуров, 04.10.2015):
> Странно, а почему после отхода территории СССР, колею не перешили под общий стандарт?

Такой вопрос поднимался. И неоднократно. Но так руки, очевидно, и не дошли. Поначалу, хватало вагонов, которые остались после войны. Потом стали приходить вагоны LOWA, затем GOTHA из тогдашней ГДР. Потом ЧКД Прага - в общем, в вагонах недостатка не было. А теперь никто этим заниматься не будет. Да, тем более, что нам нравится работать на узкой колее :)
0
+0 / –0
05.10.2015 01:44 MSK
Ссылка
Бараш Алексей · Санкт-Петербург
Фото: 919
Вот если бы ещё была возможность воспользоваться тем, что какие только б.ушные вагоны из Европы не подошли бы! И телеги переделывать не пришлось бы...
+1
+1 / –0
05.10.2015 14:06 MSK
Ссылка
Сергей Мурашов · Санкт-Петербург
Фото: 2385
Цитата (Владимир Винокуров, 04.10.2015):
> а почему после отхода территории СССР, колею не перешили под общий стандарт?

Окончательно к СССР Калининград отошёл летом 1975 года по хельсинкским соглашениям. До этого момента в руководстве СССР были уверены, что с большой долей вероятности Калининград придётся возвращать, а потому не развивали в регионе почти ничего кроме военной инфраструктуры.
–2
+0 / –2
05.10.2015 15:40 MSK
Ссылка
Andrew-NNG · Саранск
Нет фотографий
> а потому не развивали в регионе почти ничего кроме военной инфраструктуры.

Простите, ну и бред :(. Калининград как раз в 1960-е годы был ооочень развитым городом, в который реально стремились переехать. Не стоит судить о развитости или неразвитости города только по состоянию ОТ :))))). Да и кому возвращать? ГДР с абсолютно "своим" правительством там? Не ФРГ же однозначно ;). Трамвай, к слову, после войны просто был отстроен тире восстановлен в очень короткие рекордные сроки, торопились это сделать. Также трамвай даже на асфальтовых улицах оставался на булыжном немецком основании, которое тогдашнее руководство не осмелилось вообще трогать, настолько оно было качественным. Так что Вы тут АБСОЛЮТНО неправы.
0
+0 / –0
06.10.2015 03:45 MSK
Ссылка
Сергей Мурашов · Санкт-Петербург
Фото: 2385
Цитата (Andrew-NNG, 05.10.2015):
> Не ФРГ же однозначно ;)

Именно ФРГ, все её послевоенные потери, то есть ГДР, часть Польши и Восточную Пруссию. Но это был сценарий мировой войны 1950-х годов, которая тогда считалась неизбежной. С появлением у нас в конце 1950-х годов межконтинентальных баллистических ракет нападение на СССР перестало быть безнаказанным, а следовательно и неизбежным. Так что в 1960-е на перспективы Калининградской области смотрели уже оптимистичнее.

Цитата (Andrew-NNG, 05.10.2015):
> Так что Вы тут АБСОЛЮТНО неправы.

Я ведь не о том, что в Калининграде улицы не подметали, всё равно мол завтра "Леопарды" приедут. Я о том, что по опыту Великой Отечественной ценные оборонные заводы у границы не размещали. Или Урал, или Украина, прикрытая несколькими слоями соцстран. А где не было планов развития оборонки, там не было и серьёзного финансирования.
0
+0 / –0
06.10.2015 05:50 MSK
Ссылка
Andrew-NNG · Саранск
Нет фотографий
Ну насчет 1950-х я это никак не прокомментирую, меня тогда не было еще на свете, а в советских учебниках истории преподносилась Германия, лишенная возможности воевать в принципе. В 1960-х же годах по моим детским впечатлением Калининград был куда обустроеннее того же города Горький. Моя мама родом оттуда (из Горького) - что она вышла замуж в Калининград, все реально говорили, что ей повезло. Выбралась, мол, из беспросветности Горького, в котором как раз одни оборонные заводы и были. Наличие оборонных заводов вовсе не говорит о развитости региона, скорее даже наоборот.

Что за касается трамвая... ну да, его расцвет в Калининград пришел в 1980-е годы с Татрами, вот ту транспортную систему, что тогда была - реально жалко, один из наилучших вариантов в СССР, несмотря на узкую колею (кстати, и евпаторийский с такой же узкой колеей был прекрасен). Но ведь и о том Горьком можно сказать то же самое. До Татр культовым транспортом был не трамвай, даже первый, а троллейбус на ул. Свердлова (ныне ул. Большая Покровская пешеходная).
0
+0 / –0
06.10.2015 13:46 MSK
Ссылка
Сергей Мурашов · Санкт-Петербург
Фото: 2385
Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> в советских учебниках истории преподносилась Германия, лишенная возможности воевать в принципе.

Разумеется, не Германия вернула бы себе территориальные потери, а Германии вернули бы эти потери победоносные американские войска. Но и сама Германия поучаствовала бы, ремилитаризация и Германии, и даже Японии началась очень быстро, но разумеется под полным контролем США.

Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> В 1960-х же годах по моим детским впечатлением Калининград был куда обустроеннее того же города Горький.

Повторяю, город поддерживался в более-менее приличном состоянии, но не более. А замена метровой колеи на русскую - это уже развитие, а не поддержание. К тому же это вызвало бы политические осложнения с ФРГ, и уже одно это ставило крест на проекте.

Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> Наличие оборонных заводов вовсе не говорит о развитости региона, скорее даже наоборот.

Развитость - это достигнутый уровень, развитие - это направление, в котором будет меняться этот уровень. Наверное, в Чикаго 1990-х годов было получше, чем в китайском городе-новостройке на китайско-российской границе. Но вектор развития у них был противоположный. Вот и у Калининграда очень долго были чикагские перспективы.
–1
+0 / –1
06.10.2015 14:45 MSK
Ссылка
Andrew-NNG · Саранск
Нет фотографий
> Повторяю, город поддерживался в более-менее приличном состоянии, но не более.

> Развитость - это достигнутый уровень, развитие - это направление, в котором будет меняться этот уровень.Наверное, в Чикаго 1990-х годов было получше, чем в китайском городе-новостройке на китайско-российской границе. Но вектор развития у них был противоположный. Вот и у Калининграда очень долгобыли чикагские перспективы.

Извините, но это ПОЛНЫЙ бред. Тот факт, что добротные немецкие дома и улицы оставили как есть (ибо зачем ломать то, что хорошо), не отменяет огромного количества новопостроенных районов, и началось это еще при Хрущеве - как и во всей остальной стране. Количество калининградских улиц с типовыми хрущевками относительно всех улиц даже, пожалуй, побольше будет, чем в других советских городах, что неудивительно - в город было огромное количество желающих переехать. Им надо было дать жилье. Тот факт, что у этих хрущевок немецкая поподъездная нумерация (просто очень удобная), не отменяет того, что это именно хрущевки.

Я уж не говорю о просто безумном по советским меркам количестве калининградских ресторанов и домов культуры - калининградцы реально многие посещали подобные заведения каждый вечер. Такое в остальной стране было разве в Москве да Ленинграде. И к Германии это все никакого отношения не имеет - город был взят полуразрушенным, местное население депортировано. Тем не менее вот такой был жизненный уклад, практически столичный... это что, не было развития?

> А замена метровой колеи на русскую - это уже развитие, а не поддержание. К тому же это вызвало бы политические осложнения с ФРГ, и уже одно это ставило крест на проекте.

Вы серьезно полагаете, что ФРГ было дело до размера колеи в отобранном у нее городе :)))))? Еще раз повторяю, что было: калининградский трамвай просто очень быстро запустили, это было волевое решение, что трамвай должен ходить еще до того, как восстановят сам город! Тех же строителей возить. Причем у тех нескольких человек, что форсированно восстанавливали трамвай (точнее, руководили этим), были даже проблемы по партийной линии, ибо это была их инициатива, а не партии. О какой перешивке колеи могла идти речь в условиях послевоенной разрухи и когда надо было все сделать максимально быстро? Даже задачи такой не стояло. Стояла задача за некий смехотворный срок (по-моему, три месяца) поднять трамвай.

Ну и стоит напомнить, что Калининград далеко не единственный советский город с такой колеей. Что-то не меняли ее на широкую, а эксплуатировали как есть. Либо некоторые системы просто закрывали - пример Симферополь.

> победоносные американские войска

Хм, Америка в те годы только начинала претендовать на мировое доминирование. Сложилось это несколько позднее. К тому времени Калининград уже был городом по всем параметрам (кроме трамвайной колеи ;) больше советским, чем немецким.
+2
+2 / –0
06.10.2015 15:38 MSK
Ссылка
Olegov · Светлогорск
Фото: 151
Да, Андрей всё правильно написал. И про трамвай, и про рестораны. Я прекрасно помню нашу семейную традицию каждые субботу и воскресенье обедать в ресторане "Москва", одноименном с названием гостиницы.

Что касается восстановления трамвая. Действительно, трамвайный трест был создан в июне 1946 года, а уже в ноябре 1946 года, 7-го числа пошёл первый трамвай. Что из себя в то время представлял тот город. Руины в центре города - ни души, а предприятия, которые стали работать после войны - завод Янтарь, вагонзавод, порт, ЖД, находились в южной части города, тогда как основная часть населения селилась в северной, наиболее комфортной и неразрушенной части Кёнигсберга. Естественно, людям надо было как то преодолевать эти расстояния, и немаленькие: скажем, от особняка на ул. Тельмана до завода Янтарь надо было пройти более 10 км по разрушенному городу. Немногим меньше было расстояние до Вокзала или вагонзавода.
Естественно, что трамвай был городу жизненно необходим.

Ктати, Калининград в советское время был набалован новым подвижным составом. В 50-х началось обновление парка вагонами LOWA, через 5 лет стала приходить новая модель - GOTHA, с 1971 -го по 1980 год шло непрерывное обновление вагонами ЧКД Прага Т4, всего было поставлено в наш город 223 вагона Т4, и уже с 1987 подоспела новая модель - КТ4 (поставлен к нам 41 вагон).
+2
+2 / –0
06.10.2015 19:49 MSK
Ссылка
Сергей Мурашов · Санкт-Петербург
Фото: 2385
Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> огромного количества новопостроенных районов, и началось это еще при Хрущеве

То есть в самом конце 1950-х и начале 1960-х, а я всё-таки говорил про 1950-е годы.

Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> в город было огромное количество желающих переехать

То есть в 1950-е годы потребности в людях не было. Она появилась лишь к самому концу десятилетия, когда угроза той неслучившейся войны резко пошла на убыль.

Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> Вы серьезно полагаете, что ФРГ было дело до размера колеи в отобранном у нее городе :)))))?

Да, если страна не признаёт правомерности суверенитета другой страны над территорией, которую она считает своей. Япония до сих пор закатывает истерики, если Путин и Медведев посещают Курилы, как российскую территорию. Россия тоже периодически закатывает истерику от того, что по територии Прибалтики прокладывают ж/д рельсы с евроколеей. Политика - дело тонкое, хотя конечно же ГДР давала в сотни раз больше поводов, чем Калининград.
0
+0 / –0
06.10.2015 23:52 MSK
Ссылка
Andrew-NNG · Саранск
Нет фотографий
> а я всё-таки говорил про 1950-е годы

Изначально Вы написали несколько другое:

> Окончательно к СССР Калининград отошёл летом 1975 года по хельсинкским соглашениям. До этого момента в руководстве СССР были уверены, что с большой долей вероятности Калининград придётся возвращать, а потому не развивали в регионе почти ничего

Это изначальное утверждение, что до 1975 года не развивалось ничего - абсолютная неправда. Все 1960-е и 1970-е годы Калининград был городом, как отмечено выше, почти столичного уровня на зависть многим другим городам СССР, и таким он был воссоздан (и во многом просто создан - в Германии он был окраиной), а не взят готовеньким.

> То есть в 1950-е годы потребности в людях не было. Она появилась лишь к самому концу десятилетия,

Это опять же не совсем так. Если не сказать совсем не так. Просто в Калининград и область людей на переселение отбирали - по безупречной для советского гражданина биографии. К слову, и сталинские депортации людей отдельных национальностей (тех же крымских татар или чеченцев) объяснялись желанием переместить этих людей подальше от западных госграниц, в документах так и писалось - переселение во внутренние районы СССР.

Ну и, кроме этого, восстановление страны после войны продолжалось далеко не один год, о строительстве целых новых микрорайонов еще речи тогда не шло практически нигде. Для сравнения: в Керчи был трамвай - его и восстанавливать не стали; в Севастополе был трамвай - в 1951 году вместо него построили троллейбус. Ну, в Симферополе все же восстановили трамвай, хоть в итоге и ненадолго. И в Евпатории восстановили. Все эти трамваи, кстати, узкоколейные. В Калининграде восстановили трамвай и притом в рекордно быстрые сроки. Не вижу принципиальной разницы с другими регионами, где воевали и было все разрушено. Да и сложно поверить, что Иосиф Сталин собирался кому-то что-то отдавать :). Просто у страны не было возможностей сразу все восстановить... но через лет 10 фронтовые регионы уже ничем не отличались от тыловых, за исключением неразорвавшихся снарядов в лесах. Вот с этим во всей Калининградской области было очень печально, реально много безнадзорных детишек подрывалось. Из моих друзей детства таких было с десяток (а безнадзорность была потому, что большинство мужчин Калининграда все же не военные, как мой отец, а моряки и рыбаки, что опять же во многом опровергает Ваши, извините, домыслы).

Ничего личного, без обид, если что.
0
+0 / –0
07.10.2015 00:51 MSK
Ссылка
BaronRojo · Одесса
Фото: 6
Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> в Германии он был окраиной

Я не думаю, что это так. На сколько я знаю, это был один и важных культурных и экономических центров. В нём же открыли один из первых аэропортов в Европе.
+1
+1 / –0
07.10.2015 01:48 MSK
Ссылка
Сергей Мурашов · Санкт-Петербург
Фото: 2385
Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> Это изначальное утверждение, что до 1975 года не развивалось ничего - абсолютная неправда.

С 1975 годом у меня перегиб, в 1975 году окончательно стало ясно, что Калининград наш навсегда (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить), а вот развитие началось в конце 1950-х, но не ранее.

Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> Просто в Калининград и область людей на переселение отбирали

Да. Но до конца 1950-х НЕ отбирали.

Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> В Калининграде восстановили трамвай и притом в рекордно быстрые сроки.

Ну что вы заладили со своим трамваем... Ах да, сайт трамвайный. Но вы сами написали, что в трамвае была острая необходимость, и что инициатива снизу опережала партийные указания сверху.

Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> Да и сложно поверить, что Иосиф Сталин собирался кому-то что-то отдавать :)

Вполне реалистический сценарий начала Третьей Мировой войны, полностью повторяющий сценарий начала Великой Отечественной. Факт наличия такого сценария подтверждён историками, да и тем фактом, что во всей Прибалтике тяжёлую промышленность не развивали.

Цитата (Andrew-NNG, 06.10.2015):
> что опять же во многом опровергает Ваши, извините, домыслы)

Это не мои домыслы.
0
+0 / –0
07.10.2015 02:37 MSK
Ссылка
Andrew-NNG · Саранск
Нет фотографий
> до конца 1950-х НЕ отбирали.

Старшая сестра моей матери (которая и познакомила их с отцом) уехала по комсомольской путевке в 1949 году, порт уже вовсю работал. Всю жизнь проработала поваром на судоходстве... так что не надо тут ;). Просто город еще толком не отстроили - в СССР были города, которые были стерты с лица земли (Белгород, да хоть тот же Сталинград) и где было дофига _местного_ населения, которому также требовалось восстановить жилье и инфраструктуру. Поэтому да, переселение в Калининград не форсировали, заселяли потихоньку. Суть в другом - к концу 1950-х Калининград не _начали_ поднимать, а подняли настолько, что люди уже сами туда хотели, ибо получилось очень хорошо. К слову, отбор людей породил тот факт, что в Калининграде (советском) почти не было преступности, люди свободно гуляли по улицам вечером и ночью (попробовали бы Вы погулять даже в СССР по ночным улицам Одессы, Ростова, Краснодара... список криминальных столиц можно продолжить), более того - даже матом на улицах не ругались (в отличие от того же Горького). Максимум, что можно было услышать на улице - что-то вроде "е-мое", и это, кстати, в городе, где действительно дофига военных (офицеры и солдаты в казармах матом, конечно, ругались, но не в городе). Причем эта атмосфера продержалась там где-то до конца девяностых... лишь совсем недавно начало становиться, к сожалению, "как везде".

> Это не мои домыслы.

Да я понимаю, что не Ваши :). А тех, за кем Вы это повторяете. Опасения за западные границы страны у советского руководства действительно присутствовали, поэтому и были все эти комсомольские путевки и т. п., дабы иностранных интервентов не встречали хлебом-солью (как было кое-где в 1941 году, не буду конкретную республику сильно поюжнее Прибалтики называть); но при этом утверждать, что там ничего не развивалось и это были медвежьи углы - это полная неправда. Настоящие медвежьи углы были в закрытых для иностранцев городах в глубине страны, где были те самые оборонные заводы и зачастую не было хороших, а в первые послевоенные годы и нормальных условий для жизни. Приграничные же города, напротив, делались витриной, как в СССР хорошо. Тяжелая промышленность, по определению серьезно ухудшающая экологию и вредная для здоровья людей, действительно если и строилась на границе, то минимально. Но не затем, чтоб врагам не досталась, а просто изначально ставку делали на другие отрасли. Для Калининграда это в первую очередь порт и его возможности.

> в Германии он был окраинойЯ не думаю, что это так. На сколько я знаю, это был один и важных культурных и экономических центров

С одной стороны да, а с другой - для немцев довольно сырой калининградский климат примерно как для нас сибирский. И Кенигсберг помимо прочего был еще и местом ссылки заключенных. Хотя полной дырой, разумеется, в Германии он не был. В Сибири тоже есть крупные хорошо развитые города :).
+1
+1 / –0
08.10.2015 00:18 MSK
Ссылка
panStomil · Калининград
Фото: 23
У нас любят ныть, что в советские времена Калининград был обделённый,а все внимание шло городам Прибалтики. Хотя это не совсем так. Например,Калининград уже в советские времена обзавёлся окружной дорогой, причём северная её часть строилась с двухуровневыми развязками-мало какой областной центр в СССр мог таким похвастаться, а Рига с Вильнюсом начали строить окружные уже после выхода из СССР.
Потом строительство: за короткое время все старые дома в центре заменили на современные по тем временам и полностью реконструировали центр города. Да, сейчас это воспринимается как архитектурное преступление, но для тех времён это был довольно масштабный проект и знак внимания со стороны властей. В той же Риге вместо этого сэкономили,просто восстановв дома, разрушенные в войну.
Дороги-у нас проложили современные магистрали-Московский и Ленниский проспекты (при этом уничтожив исторический центр, но в те времена это не считалось чем-то ужасным). У нас появились широченные проспекты по три полосы в каждую сторону-опять же в городах Прибалтики такого не было.
Про оборонку-вот этого добра у нас тоже хватало. Правда,в отличии от закрытых городов в Поволжье у нас не было такого сильного перекоса, но всяких закрытых заводов, о существовании которых мы узнали только в 90-е у нас полно было.
+1
+1 / –0
08.10.2015 01:24 MSK
Ссылка
Andrew-NNG · Саранск
Нет фотографий
> Да, сейчас это воспринимается как архитектурное преступление

Кстати, напрасно воспринимается. То, что снесли подчистую, на 80% не подлежало восстановлению - обе воюющие стороны умудрились хорошо там повоевать... Как раз целые и почти целые немецкие здания в большинстве сберегли, уже после отступления немецкой армии (хотя была идея здания подорвать на всякий случай) приказом советского командования они были обследованы саперами, а затем немецкие военнопленные там прибрались, а советские офицеры за этим наблюдали. В таком виде здания и были оставлены уже гражданским властям. Позднее большинство того, что подлежало восстановлению - восстановили! Если сравнивать с довоенными фото Кенигсберга - часть зданий убралось еще при Германии, гитлеровцы там казармы разместили. Так что валить снесенное гитлеровцами, уничтоженное при боевых действиях и (немногое) сразу или почти сразу снесенное советскими гражданскими властями в одно "архитектурное преступление" было бы неверно.

А так все верно. Там, где восстанавливать было нечего или почти нечего, был построен хороший советский город.
0
+0 / –0

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц и более.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.