TransPhotoTransPhotoГородской электротранспорт
Украина  
Донецька область

Мариуполь

Марiуполь

Редакторы: Skodnik, Кирилл Алексеев.

Сообщить о неточности на странице  ·  Изменения в БД

Комментарии: все · трамвай · троллейбус

Хронология

01.12.2018 В рамках оптимизационных решений по транспортной модели Мариуполя и для улучшения качества транспортного обслуживания жителей и гостей города с 1 декабря 2018 вступают в силу изменения: изменяется схема движения трамвайного маршрута №3 «Городская больница №2 — Левобережный район (по часовой стрелке)» и вводится трамвайный маршрут №4 «Городская больница №2 — Левобережный район (против часовой стрелки)».
01.11.2018 Изменены расписания движения трамвайных маршрутов №1 и №8. Маршрут №1 теперь работает лишь до 16 часов по будням, на маршруте №8 сокращён выпуск.
29.10.2018 Изменяется схема движения троллейбусного маршрута №2 "ТФД — ЖМР Восточный". На маршруте в рабочие и выходные дни будет работать 4 единицы подвижного состава с интервалом в часы пик 35 минут.
27.10.2018 Стоимость проезда в горэлектротранспорте подорожала до 5 гривен.
10.08.2017 На линию вышли все 6 новых троллейбусов Дніпро-Т103.
Просмотр всей хронологии

Быстрый поиск ТС

Номер:

Поиск фото по маршруту

Маршрут:




Информация

Троллейбусные маршруты
НомерНачальная остановка маршрутаКонечная остановка маршрутаВремя в пути
1Площадь освобожденияПосёлок Кировка27 минут
2ТФДЖМР "Восточный"66 минут
4ДрамтеатрТФД18 минут
Драмтеатр (ч/з Приморский б.)ТФД (ч/з пр. Нахимова)20 минут
5АС-2ЖД Вокзал20 минут
817-18 ЖМРТФД26 минут
10ТФДЖД Вокзал28 минут
1117-18 ЖМРЖД Вокзал25 минут
12АС-2Кальмиусский рынок35 минут
13ТФДКальмиусский рынок48 минут
15ЖМР "Западный"ЖМР "Восточный"66 минут

Троллейбусное депо №4 (ул. Громовой,1) – единственное троллейбусное депо города, обслуживающее все троллейбусные маршруты.

Троллейбусное движение было открыто 21 апреля 1970 года. В этот день был запущен маршрут №1: «площадь Освобождения – депо-4». Открытие произвели чешские троллейбусы Škoda 9Tr. Троллейбус начал стремительно развиваться. Уже через год в городе работало 84 троллейбуса Škoda 9Tr, а с 1983 года появляются первые машины Škoda 14Tr. До 1990 года их поступает 76 штук.

С распадом СССР поставки чешских машин в мариупольское депо прекратились. С этого момента город начинает покупать российские троллейбусы ЗиУ-10БОО (10 штук в 1992 году – спарки), ЗИУ-682Г (1992-1993 – 58 штук), ЗИУ-6205 (3 штуки в 1993). Интересный факт: одна из партий ЗиУ-9Г в размере 10 машин должна была отправиться с морского порта Мариуполя в Чили. В этих машинах все было написано по-испански. После того, как контракт сорвался (по причине заводского брака), машины оставили в городе, где электрики своими силами устранили заводские оплошности (проблема была с электрической частью). Также в сентябре 1993 года были куплены два троллейбуса ЮМЗ-Т1. По состоянию на конец 1993 года в Мариуполе работало около 200 машин, обслуживающих 15 маршрутов.

В 1994 году в маршрутах троллейбусов произошли изменения. 3, 7 и 14 маршруты были отменены, а 12 и 15 маршрут – продлены. Последний стал, таким образом, самым длинным маршрутом в городе. Он связал запад с востоком города (левый и правый берега). В связи с этим в конце 1994 – начале 1995 года городом были приобретены 10 троллейбусов ЮМЗ-Т2.

С 1994 и аж до 2001 года троллейбусы в город не приходили. В этот момент состояние депо значительно ухудшилось. Всё больше машин перемещалось с городских маршрутов на «прикол» - место для троллейбусов, подлежащих списанию, разборке на запчасти, резке и т.д. Поэтому интервал движения троллейбусов всё возрастал, техническое состояние подвижного состава ухудшалось.

В 2001 году мариупольским торговым портом ТТУ был подарен 1 троллейбус ЮМЗ-Т2. Поэтому этот троллейбус был закреплён за 8-ым маршрутом, связывающим порт с центральной частью города. Он так и работает на этом маршруте по сей день.

Естественно, что один троллейбус за 6 лет положение дел не меняет. Состояние подвижного состава троллейбусного депо и интенсивность хождения троллейбусов продолжают ухудшаться. По состоянию на 2001 год в городе на балансе предприятия числились 2 машины Škoda 9Tr, 38 шт. Škoda 14Tr, 45 шт. ЗиУ-9Г, 11 шт. ЗиУ-10, 2 шт. ЮМЗ-Т1 и 11 шт. ЮМЗ-Т2 – итого 142 машины.

В 2004 году ко всем номерам троллейбусов была приписана «1». 444 стал 1444 и т.д. Это было сделано, чтобы разъединить нумерации трамваев и троллейбусов.

Начиная с 2005 года, покупки троллейбусов возобновились, однако не в том объёме, в котором были раньше. В 2005 году были приобретены два троллейбуса ЮМЗ-Т2, в 2006 – 5 троллейбусов TROLZA (они же ЗиУ-682Г-016.02). Последние, однако, поначалу были переданы не ТТУ, а частной фирме «Азовпасстранс», которая решила сделать троллейбусные перевозки частными. Однако осуществить планы руководству компании так и не удалось. В итоге в 2007 году эти 5 троллейбусов таки были переданы на баланс ТТУ. В этом же году в депо пришло ещё четыре таких же троллейбуса марки TROLZA, однако с усиленной швеллерной рамой.

В 2008 году городом было приобретено ещё 4 троллейбуса ЮМЗ-Т2. Однако троллейбусное депо всё равно продолжает терпеть бедствие, ведь число троллейбусов, вышедших из строя за это время, в несколько раз превышает количество купленных машин.

В 2011 году город приобрёл ещё 3 троллейбуса ЮМЗ-Т2 (борт. номера 1820, 1821 и 1822). После презентации троллейбусы начали работать на маршрутах города.

В 2012 году Азовмашем были подарены городу 4 троллейбуса БКМ 321. Это были первые низкопольные троллейбусы в городе. После презентации троллейбусы стояли в депо в ожидании "приёмки" на баланс ТТУ, после чего вышли на работу на маршрут.

В 2013 году ТРЦ "ПортCity" подарил городу 2 троллейбуса Дніпро Т103. Это были первые 2 троллейбуса этой модели во всём мире. Троллейбусы были презентованы жителям и вышли работать на маршруты города.

В конце 2015 года были куплены 11 б/у троллейбусов MAN SL 172 HO из Золингена (Германия). Троллейбусы прошли капитальный ремонт в Днепре, после чего прибыли в Мариуполь и в апреле 2016 года они вышли на работу с пассажирами. Взамен же списали некоторую часть троллейбусов Škoda 14Tr и ЗиУ-9.

Летом 2016 года Европейский Союз подарил городу 4 троллейбуса Дніпро Т103, в августе 2016 года троллейбусы вышли на маршруты города.

К концу 2016 года, так же пройдя капитальный ремонт в Днепре, в город пришли ещё 2 б/у троллейбуса MAN SL 172 HO, в феврале 2017 года они вышли на маршрут.

Ко второй половине 2017 года в город поступило 7 троллейбусов Дніпро Т103: 6 штук были подарены областной администрацией, а часть стоимости оставшегося троллейбуса оплатил Европейский Союз.

Трамвайные маршруты
НомерНачальная остановка маршрутаКонечная остановка маршрутаВремя в пути
1Улица КазанцеваЭнергоучасток47 минут
3Горбольница №2Левобережный район (по часовой стрелке)60 минут
Горбольница №2Комбинат "Азовсталь"27 минут
4Горбольница №2Левобережный район (против часовой стрелки)50 минут
5Улица КазанцеваЛевобережный район (по часовой стрелке)53 минуты
5aЭнергоучастокУлица Казанцева (через Левобережный район)74 минуты
6Улица КазанцеваЛевобережный район (против часовой стрелки)43 минуты
7Улица КазанцеваСтан 170044 минуты
8Улица КазанцеваГорбольница №232 минуты
9Левобережный район (по часовой стрелке)Кальмиусский район (по часовой стрелке)69 минут
10Горбольница №2Энергоучасток56 минут
10аКомбинат "Азовсталь"Энергоучасток42 минуты
10сГорбольница №2Стан 170050 минут
11Левобережный район (против часовой стрелки)Кальмиусский район (против часовой стрелки)51 минута
13Посёлок Мирный (по часовой стрелке)Проспект Никопольский67 минут
14Посёлок Мирный (против часовой стрелки)Проспект Никопольский66 минут

Трамвайное движение было открыто 1 мая 1933 года по маршруту "Гавань Шмидта - Улица Франко". Открывали движение 6 вагонов киевского завода имени Дзержинского (бывшие мастерские Домбаля). Трамвай ходил улицами города вплоть до оккупации Мариуполя немецко-фашисткими захватчиками 8 сентября 1941 года. При отступлении фашистов были разрушены трамвайное депо, мосты через Кальчик и Кальмиус.

10 января 1945 года было возобновлено трамвайное движение на 1-м маршруте "Городской сквер - Завод имени Ильича". Трамвайное хозяйство, разрушенное оккупантами к 1950 полностью ещё не было восстановлено. В связи с интенсивным развитием промышленности и строительством жилья в Орджоникидзевском районе возникли сложности доставки трудящихся на завод «Азовсталь». Это послужило толчком строительства в районе трамвая вместе с депо и вагоноремонтными мастерскими.

15 октября 1952 года было открыто движение 5-го маршрута трамвая по малому кругу. Трамвай интенсивно развивался до 1970-х. За это время была построена вторая очередь трамвая на Левом берегу, соединены две системы (Центр и Левый берег), запущена линия на Аглофабрику, пос. Мирный, Украина, сдано в эксплуатацию трамвайное депо №3. В 1967 году трамвайное хозяйство города пополнилось первыми вагонами Tatra T3SU. Более 30 таких вагонов ходили маршрутами города до 1985 года.

С 1970 года начата эпоха развития более дешёвого вида транспорта - троллейбуса. Трамвай после появления троллейбуса в городе прекратил бурное развитие. В конце 60-х - начале 70-х были демонтированы линии в Порт и на ЖД вокзал, позже туда пустили троллейбусы. Трамвай прекратил своё существование в Приморском районе. Последними крупными трамвайными новостройками города были: в 1973 году линия до Новосёловки, в 1982 году линия "посёлок Украина - Энергоучасток", в 1983 году линия "Энергоучасток - посёлок Мирный", в 1988 году сдана в эксплуатацию линия трамвая, соединяющая Ильичёвский и Орджоникидзевский районы и мост через реку Кальмиус. Обновлялся подвижной состав, вместо старых поездов КТМ-2 + КТП-2, в конце 70-х в город начали поступать более комфортные КТМ-5.

В годы независимости была продлена трамвайная линия от ул. Полевой до городской больницы №2 в 1993 году. В 1994 году были приобретены 5 вагонов КТМ-8. Они работали на самых востребованных маршрутах - на 10-ом и вновь открывшейся 8-ке.

В начале века нынешнего трамвайное хозяйство переживает нелучшие времена: в 2003 году прекратил существование трамвайный маршрут №2, а в начале 2004-го территория центрального депо продана, весь подвижной состав и маршруты переданы на обслуживание депо №3.

В 2006 году, после 12-летнего перерыва, было приобретено 2 вагона производства Татра-Юг. В 2007-2008 годах поступило ещё 5 вагонов. Но состояние подвижного состава оставляет желать лучшего.

В 2012 году, компанией Метинвест, громаде города было подарено два трамвая российского производства ПТМЗ (бортовые номера 401 и 402), модель ЛМ-2008. Из-за абсолютно нового для трамвайного хозяйства, и доступного на заказ только из-за границы электрооборудования, эти вагоны, периодически, простаивают от месяца до полугода.

В декабре 2015 года в город пришел один вагон К1. Но по условиям тендера этот трамвай должен был быть с низкопольной локализацией кузова. Делом заинтересовалась прокуратура, и после разбирательств город таки получил вагон К1М (низкопольная площадка в середине вагона).

2016 год оказался очень сложным периодом для мариупольского трамвая. В марте этого года, стала поступать информация о готовящемся закрытии трамвая №7(на Аглофабрику) и маршрутов по заводскому кольцу (пос. Мирный). Тихое закрытие трамвая и замена их на низкопольные автобусы ТТУ - таков был план. Однако, в результате поднятого информационного резонанса в СМИ, при поддержке местных активистов из числа транспортных фанатов, закрытие линии на Аглофабрику отсрочили на один год (линия все же была закрыта весной 2017 года), а ликвидация трамвайного сообщения с посёлком Мирный и вовсе больше не рассматривается.

В январе 2017 года приходят первые бывшие в эксплуатации вагоны из Чехии, которые 1 апреля 2017 года ставят на регулярную эксплуатацию с пассажирами. Начинается быстрый отказ от вагонов КТМ типа 5М3 и 71-608К, как следствие, их списание и порезка. За 2017 год, в Мариуполь пришло 40 б/у трамваев Tatra T3SUCS, которые были построены в середине 1980-х, и работали в городах Прага (Чехия) и Кошице (Словакия). Примечательно, 10 таких вагонов в неплохом состоянии были подарены нашему городу чешской столицей, доставка и переоборудование тележек под нашу ширину колеи были оплачены Мариуполем. В Орджоникидзевском трамвайном депо вагоны этого типа получили историческую нумерацию (1001, 1002 и т.д.)

В 2018 году в трамвайное депо №3 начали поступать б/у трамвайные вагоны Tatra T3A из Риги, ими так же активно заменяют вагоны марки КТМ-5.

1 декабря 2018 года произошло изменение схемы маршрута №3 - маршрут продлён до левобережного района (разворачивается по часовой стрелке), был создан маршрут №4 "Горбольница №2 - Левобережный район (разворачивается против часовой стрелки) и оставлен маршрут №3а (бывш. маршрут №3) "Горбольница №2 - Комбинат Азовсталь" (пара рейсов в вечернее время для развозки работников комбината). Так же произошли изменения в расписаниях трамвайных маршрутов №5, №6, №9 и №11 и отменён маршрут №15.


Ссылки

Весь общественный транспорт Мариуполя как на ладони
http://m.martrans.gov.ua/#mariupol/map
Английский
Немецкий
Русский
Украинский
Французский
Трамвай
Троллейбус
Автобус

Активные фотографы города

1-е место: TRalex — 1817 фото
2-е место: tavalex2007 — 392 фото
3-е место: Кирилл Алексеев — 144 фото

Полный список фотографов

   

Случайное фото


Новые фотографии