Transphoto
Fotos werden ohne nachträgliche Veränderungen veröffentlicht und dienen nicht zur Verbreitung politischer Ansichten oder Positionen.

Alle Fotos werden durch Nutzer zur Verfügung gestellt und stellen keine Meinung der Redaktion dar.

Schließen
Karaganda, ZiU-682B Nr. 22; Karaganda — Old photos (up to 2000 year); Karaganda — Trolleybus Depot
  Karaganda ZiU-682B Nr. 22 
Old photos (up to 2000 year)  ·  Trolleybus Depot
Троллейбус паркі

Autor: Виктор Бергман           Datum: Mittwoch, 7. November 1990

Statistik

Veröffentlicht: 28.11.2015 09:16 MSK
Aufrufe — 1065

Detailinformation

Karaganda, ZiU-682B Nr. 22

Betrieb/Depot:Trolleybus
von...:07.09.1988
Typ:ZiU-682B
Baujahr:04.1975
Fabriknummer:4668
Status:Ausgemustert (14.05.1990)
Nutzung:Linienwagen
Verschrottet:1999
Bemerkung:7.09.1988 ex 15; 7.01.1984 ex up to 1984, 74
Заводская окраска белый с широкими красными полосами и треугольником спереди.

КР Алма-Ата 1982, окраска жёлтый с синей юбкой и подоконными молдингами.
КР Алма-Ата 1987, окраска светло-серый, борта и юбка синие.
КР Алма-Ата 01.1990, окраска светло-серый с красной юбкой и подоконными молдингами.

Изменения номеров:
1. 07.01.1984 при общей перенумерации присвоен № 15.

2. 07.09.1988 — перенумерация троллейбусов, поступивших 30.04.1988.
При этом произошло изменение номеров следующих троллейбусов:
1) Троллейбус №67 перенумерован на № 15.
2) Данный троллейбус перебит с № 15 на № 22.
3) Троллейбус № 55 списан по документам данного троллейбуса ЗИУ-682Б № 15 1975 г. вып., зав. № 4668.

Списан 14.05.1990 по по документам троллейбуса ЗИУ-682Б № 22 1975 г. вып., зав. № 4666.

Не эксплуатировался с 03.1990.
После списания кузов стоял в троллейбусном парке.

Kommentare · 22

28.11.2015 16:15 MSK
Link
Fotos: 475
Был КР в год списания?
0
+0 / –0
28.11.2015 18:02 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
Цитата (Palmer, 28.11.2015):
> Был КР в год списания?

Да, даже немного поездил после КР. Были случаи, когда после КР троллейбусы на линии не работали.
0
+0 / –0
28.11.2015 21:02 MSK
Link
Fotos: 1563 · Allgemeiner Redakteur
Цитата (Виктор Бергман, 28.11.2015):
> Были случаи, когда после КР троллейбусы на линии не работали.

Вот это уже круче чем Москва! В Москве после КР хоть 4 месяца,но ездили.Были случаи когда после СР троллейбусы шли прямо на резку.
0
+0 / –0
29.11.2015 00:41 MSK
Link
Andrew-NNG · Saransk
Keine Fotos
Цитата (Palmer, 28.11.2015):
> Был КР в год списания?

В Крымтроллейбусе после ЦТРМ-ремонта пара случаев было, что совсем мало ездили. Пример - 5950. Там в августе 1990 погорел прямо на линии ТЭД и еще что-то, встала машина под забор, в 1992 загнали в ЦТРМ, сделали глубокий кузовной, заменили погоревшее электрооборудование. Машина ездила 4 дня :(. В том числе 1 день - день обкатки по Симферополю и перегонки в Ялту, во 2 день из резерва взяли на 2 смену на 53, в 3 день отработала круг на том же 53 и сошла с заявкой (вроде ерундовой), на 4 день взяли на 52 и через полчаса работы снова сгорел ТЭД и остальное все то же самое - походу, в ЦТРМ не поняли причину, почему сгорел ТЭД и не устранили. И все. Формально аж до 2003 года машина была в инвентаре, а фактически она тогда окончательно приехала. Что-то из живого переставили на 5952, но и та сдохла годом позже.
0
+0 / –0
02.09.2021 13:07 MSK
Link
Alex_George · Wladimir
Fotos: 600
Цитата (Виктор Бергман, 28.11.2015):
> Цитата (Palmer, 28.11.2015):
> > Был КР в год списания?
>
> Да, ... Были случаи, когда после КР троллейбусы на линии не работали.

Вот это самое что ни на есть откровенное нерациональное использование денежных средств: деньги закопать живьём в землю.
+3
+3 / –0
02.09.2021 16:35 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
https://transphoto.org/photo/391680/?vid=88383#849562

Не могу достоверно объяснить причину, да и вряд ли смогу в обозримом будущем,надежда есть что-то отыскать в архивах. Почему то в Караганде всегда был переизбыток подвижного состава. После обновления парка в 1990-91 гг. только поступивших новых троллейбусов уже было больше, чем надо для выпуска. И при этом зачем-то отправляли на КР старые машины.
Да и в период 80-х годов инвентарь поддерживался на уровне 60 троллейбусов. А маршрутов было в основном пять, из них два кольцевые с выпуском 4 и 2 машины. То есть общий выпуск колебался в диапазоне 30-38 единиц. Такая ситуация привела к тому, что практически у каждого водителя был свой персональный троллейбус. Большинство работали по одному на машине, экипажей по двое было немного. Когда водитель болел или уходил в отпуск, троллейбус простаивал в парке.
Конечно, все 60 машин не были рабочими, всегда было несколько отсутствующих на КР (там они зависали от полугода до полутора лет). Но те, что были, работали все, резервных и бесхозных не было.
Бесхозные появились как раз в 90-91 году, тогда даже не на все пришедшие новые нашли водителей.
0
+0 / –0
02.09.2021 17:08 MSK
Link
Alex_George · Wladimir
Fotos: 600
Цитата (Виктор Бергман, 09.04.2011):
> ... За 1990 и 1991 год в Караганду поступило 45 новых троллейбусов при выпуске на линию около 40, поэтому старые троллейбусы остались не у дел ... После обновления парка в 1990-91 гг. только поступивших новых троллейбусов уже было больше, чем надо для выпуска ...

Для чего брали такое большое количество нового подвижного состава?

Цитата (Виктор Бергман, 02.09.2021):
> ... И при этом зачем-то отправляли на КР старые машины ...

Но ведь кто-то же подобные решения принимал! Кто и для чего? Неужели деньги некуда было девать?
0
+0 / –0
03.09.2021 01:15 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
Цитата (Alex_George, 02.09.2021):
> Для чего брали такое большое количество нового подвижного состава?

Для чего брали новый - тут понятно. С января 1981 г. по декабрь 1986 г., т.о. 6 лет, в Караганду вообще не поступали новые троллейбусы. К 1990 году в парке было 15 относительно новых троллейбусов 1986, 1987 и 1988 г. выпуска и 45 троллейбусов, выпущенных в период 1974-81 гг. (большая часть 1975 г. выпуска), т.е. уже достигших 15-летнего возраста эксплуатации.
Почему пришло сразу так много? Тут мои мысли, основанные на сопоставлении фактов, таковы. В 1989 году по СССР прошла волна шахтёрских забастовок. Караганда, как один из угледобывающих регионов, в стороне не осталась. Забастовку шахтёров активно поддержали работники автотранспорта. В результате был практически полностью обновлён подвижной состав городских автобусов. Это не просто какие-то мои домыслы, этим фактам есть подтверждение в прессе того периода, в частности в журнале "Автомобильный транспорт Казахстана". Лично я помню, что в тот период с улиц исчезли почти все старые автобусы, а на сортировочную ж/д станцию эшелонами прибывали составы с новыми Лиазами и Икарусами, а ведь в Караганде было 5 (пять) автобусных парков. С 1988 года электротранспорт в Казахской ССР относился к ведению Минавтотранса Каз.ССР. По всей видимости, троллейбусному парку просто отсыпали заодно с щедрой руки. Кроме того, в 1989 году продвигались идеи о развитии троллейбусного транспорта, в частности, рассматривалась идея работы СМЕ. От этого в итоге отказались и закупили три сочленённых ЗиУ-10.
Теперь о переизбытке подвижного состава. В этом вопросе я могу пока основываться только на этой статье https://transphoto.org/photo/864396/ в конце которой говорится о развитии троллейбусного транспорта в городе в XII пятилетке. Вероятно, что инвентарное число машин было зарезервировано под открытие второго парка и расширение сети. Однако на практике не произошло ни того, ни другого, хотя троллейбусный парк был построен. Но к тому времени (1994 г.)ситуация настолько в корне изменилась, что никто уже про планы XII пятилетки (1986-91) не вспоминал.
+1
+1 / –0
03.09.2021 11:10 MSK
Link
Alex_George · Wladimir
Fotos: 600
Цитата (Виктор Бергман, 03.09.2021):
> ... С 1988 года электротранспорт в Казахской ССР относился к ведению Минавтотранса Каз.ССР ...

В РСФСР ГЭТ относился к МЖКХ РСФСР, при котором существовало ГУ ГЭТ, до момента ликвидации МЖКХ в 1991-ом году и передачи его полномочий новоиспечённым мэриям, которые были "рождены" на базе горисполкомов.

Цитата (Виктор Бергман, 03.09.2021):
> ... о развитии троллейбусного транспорта в городе в XII пятилетке ... Однако на практике не произошло ни того, ни другого ... Но к ... 1994 г. ... ситуация настолько в корне изменилась, что никто уже про планы XII пятилетки (1986-91) не вспоминал.

Надо отметить, что это был большой плюс в развитии экономики СССР в вопросе разработки на государственном уровне стратегии развития отраслей экономики, в том числе и ГЭТ. Хотя, надо отметить, что реализовывалась эта стратегия довольно коряво. С распадом СССР рухнула и вся эта стратегия, от чего ГЭТ в большинстве регионов очень сильно пострадал.

Цитата (Виктор Бергман, 03.09.2021):
> ... В 1989 году по СССР прошла волна шахтёрских забастовок. Караганда, как один из угледобывающих регионов, в стороне не осталась ... По всей видимости, троллейбусному парку просто отсыпали заодно с щедрой руки ...

Во Владимире такая щедрость в бытность ГЭТ в ведении МЖКХ РСФСР была один единственный раз в олимпийский 1980 год. Тогда поступило аж 30 новых троллейбусов, а это на тот момент пятая часть численности инвентарного парка ВТУ. Зато в ближайшие последующие годы поставки были незначительные: 1981 год - 5 единиц; 1982 год - 10 единиц.

Ну и ещё вопрос в том, зачем производить КР троллейбусам каждые два года? Это ж какой перерасход бюджета! По хорошему КР должен быть выполнен тогда, когда единица отработала свой нормативный ресурсный срок эксплуатации, и экономически целесообразно выполнить ей КР с продлением срока эксплуатации. Но тут же Караганда "обскакала" даже Москву. В Москве все троллейбусы проходили через МТРЗ по два-три раза за срок эксплуатации с интервалами в три-четыре года. У нас (как, думаю, и на подавляющем большинстве региональных предприятий ГЭТ РСФСР) троллейбусы проходили через КР один раз за весь срок эксплуатации, и то не все.
0
+1 / –1
04.09.2021 00:10 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
Цитата (Alex_George, 03.09.2021):
> Тогда поступило аж 30 новых троллейбусов

Аналогичная ситуация была в Караганде в 1975-76 гг., тогда поступило 28 троллейбусов. Но тогда произошло расширение маршрутной сети, была проложена линия в новые микрорайоны. Надо заметить, что после этого сеть больше не развивалась, все изменения трасс происходили в рамках сложившейся маршрутной сетки. Так было до 1992 г., когда проложили небольшой соединительный дублирующий участок.
В результате этого масштабного обновления в течение 1976-77 гг. на инвентаре числилось 98 троллейбусов, а с 1978 года началось списание ЗИУ-5 и к январю 1984 г., когда произвели полную перенумерацию, осталось 62 троллейбуса.
0
+0 / –0
04.09.2021 01:23 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
Цитата (Alex_George, 02.09.2021):
> Цитата (Виктор Бергман, 02.09.2021):
> > ... И при этом зачем-то отправляли на КР старые машины ...
>
> Но ведь кто-то же подобные решения принимал! Кто и для чего? Неужели деньги некуда было девать?

Касательно Караганды, надо всегда держать в голове парадоксальные вещи, которые там происходили, особенности, так сказать того предприятия.
Полагаю, что в бюджет были заложены расходы на проведение КР определённому числу машин в год.
Сам заинтересовался и пересчитал количество троллейбусов, прошедших через КР в год, за период с 1984 по 1991 г. Точных дат проведения ремонтов у меня нет, я их ставил из собственных , записей и наблюдений. Хочу отметить ещё одну особенность КР в Алма-Ате, касающуюся хронологии. Дело в том, что завод имел небольшие производственные мощности и количество ремонтирующихся троллейбусов было ограниченным. На КР же приходили троллейбусы со всех городов Казахстана и думаю, некоторых городов соседних республик. Поэтому троллейбусы в Караганде по срокам бывали не ремонте как минимум 4-5 месяцев, а иногда и до года. Просто они стояли там в ожидании ремонта. К тому же доставляли их туда по железной дороге, что прибавляло времени на погрузку-отгрузку. Я ставил даты КР исходя из их выхода на линию после ремонта, так как предполагаю, что вероятнее они стояли на заводе в ожидании ремонта, нежели после его завершения. Но, например, троллейбус отправили на КР осенью одного года (т.е. в предыдущий финансовый год), а ремонт он прошёл и вернулся уже в следующем.
Итак, по годам у меня вышло следующее:
1984 - 13 машин. Парадокс: на КР были отправлены три последних оставшихся ЗИУ-5. Которые через год были списаны. Также КР прошли 4 ЗИУ-9, которые как минимум несколько лет простаивали в парке и были практически полностью разукомплектованы. Кстати, факт, что часть троллейбусов вернулась с КР в начале 1984 года со старыми номерами, т. е. отправлены они были ещё в 1983-м.
1985 - 12 троллейбусов;
1986 - 14 троллейбусов;
1987 - 15 троллейбусов;
1988 - 9 троллейбусов;
1989 - 19 троллейбусов (думаю, что часть из них плпнировалась на ремонт ещё в 1988-м);
1990 - 9 и в 1991 - 6. В эти годы парк обновился и много старых троллейбусов было списано.
В период до 1985 г. на КР шли в основном троллейбусы 1974-76 гг. выпуска, а в последующие годы к ним добавились машины 1979-81 годов.
+1
+1 / –0
04.09.2021 01:52 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
Цитата (Alex_George, 03.09.2021):
> зачем производить КР троллейбусам каждые два года?

При ответе на этот вопрос снова сделаю акцент на особенностях работы предприятия. Троллейбусов хватало, а вот ремонтная база была очень слабая. ТО_1 проводились от случая к случаю один раз в пару месяцев, ТО-2 раз в полгода-год. Поэтому техническое состояние троллейбуса в значительной мере зависело от закреплённого водителя. Попался рукастый не сильно пьющий мужик - троллейбус бегает и поддерживается в хорошем виде. А если женщина, которая одна на машине, то понятное дело, ремонт ложится в ненадёжные руки парковских ремонтников. Такой "ремонт" в совокупности с плохими дорогами в городе приводил к быстрому износу техники. Был ещё один факт - оставшиеся по каким-либо причинам бесхозными машины, если их сразу не отдавали в другие руки, довольно быстро начинали разбарахоливать. И занимались этим зачастую как раз таки те самые рукастые водители. Ведь пришел, например, такой водитель в свой выходной что-то поремонтировать, а склад закрыт или там вообще нет нужной детали. Вот и возвращали потом в строй то, что осталось, путём отправки на капитальный ремонт.
Однако это не объясняет полностью факт отправки на завод каждые два года. Вот, к примеру долгожитель https://transphoto.org/vehicle/185339/ Но следует заметить, что в 1987 г. он был на КР как № 8 1974 г. выпуска, а в 1989 как № 55 1979-го (а предыдущий троллейбус № 55 проходил КР в 1985 году). Но вот зачем его повторно отправили в 1991-м, уже непонятно, хотя почти весь 1990-й год он не работал.

Возвращаясь к некоторым особенностям предприятия, то я лично видел стоявший в 80-е годы на парковском "кладбище" списанный ЗИУ-5 1971 года в заводской окраске. Его родной номер был закрашен и написан другой, с годами та краска слезла и стал виден прежний номер.
+3
+3 / –0
04.09.2021 05:36 MSK
Link
Alex_George · Wladimir
Fotos: 600
И всё таки какое-то нерациональное расходование денежных средств. Даже по данному фото видно, что троллейбус свежий, а списан. Расточительство. Немудрено, что троллейбус при таком проглотстве после распада СССР быстренько зарубили.
+1
+1 / –0
04.09.2021 13:06 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
Цитата (Alex_George, 04.09.2021):
> что троллейбус свежий, а списан. Расточительство.


Жаль было тогда все эти троллейбусы, но ситуация была такова, что не было маршрутов, по котором им ездить и не было водителей, которым на них работать.
За 1990 г. было списано всего 8 троллейбусов (поступило 25), за 1991 списано 22 при поступлении 20. Оставшиеся троллейбусы простаивали как доноры, за исключением 53, 55, 56 и 60. В 1993 их все списали, за исключением 60 (1980 г.), перебитым в 62, и 2 (бывший 66-8-18-55 1974 г.) который был последним работающим на линии лодочником в 1995 году и списан в 1996-м (после очередных перебивок в 66 и 1).

После распада всё держалось на троллейбусах 1990-91 гг. поставки и на запчастях от всех старых капиталенных троллейбусов. Инвентарь на конец 1991 года был 70 единиц (из них 45 новых). На конец 2002 года остается 32, в том числе три новых БТЗ, поступивших в том же году после долгого перерыва в поставках.
+1
+1 / –0
04.09.2021 21:16 MSK
Link
Alex_George · Wladimir
Fotos: 600
Цитата (Виктор Бергман, 04.09.2021):
> Жаль было тогда все эти троллейбусы, но ситуация была такова, что ...

А продать кому? Они ж все с капиталки. У нас все капиталочные затаскивались до предела.
0
+1 / –1
05.09.2021 21:27 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
Цитата (Alex_George, 04.09.2021):
> А продать кому?

Можно строить догадки, но тогда либо вряд ли кому-то пришла в голову такая мысль, либо их уже держали как потенциальных доноров.
Снабжение и в советское время слабое было, например, запчасти поставлялись почему-то через Алма-Ату, куда раз в несколько месяцев ездил в командировку парковский Краз. И привозил не всегда совсем то, что нужно. Например, до 90-х годов (когда сдали на металл) в парке лежало просто нереальное количество новых дверных створок от ЗИУ-5 в заводской грунтовке . Кстати, в своё время из Алма-Аты же привезли удлинённые штанги, которые там ставили экспериментально на пятёрки https://transphoto.org/photo/108705/ Эти штанги многие водители ставили на свои троллейбусы, было удобно ездить зимой по не слишком хорошо очищенным от снега улицам. Вот на фото за 44 виден кусочек троллейбуса с такими штангами https://transphoto.org/photo/864308/
+1
+1 / –0
05.09.2021 21:48 MSK
Link
Alex_George · Wladimir
Fotos: 600
Цитата (Виктор Бергман, 05.09.2021):
> ... удлинённые штанги ... многие водители ставили на свои троллейбусы ...

А это не слишком опасно для контактной сети и прочих элементов уличной инфраструктуры? Ведь при сходе такая штанга достаёт дальше, чем обычная, и динамика у неё более обширная в силу того, что она тяжелее.
0
+0 / –0
05.09.2021 21:57 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
Цитата (Alex_George, 05.09.2021):
> А это не слишком опасно

По-моему, такой мысли ни у кого не возникало) И потом, в Алма-Ате же как-то работали с такими штангами.
Пружины штанг в Караганде всегда натягивали до 20 кг, так установилось, потому, что дороги были плохие и подвески у троллейбусов разбитые. А вставки традиционно, меняли с земли, никаких ограничительных балконов не ставили. Хотя в истории парка был смертельный случай в 70-е, когда штанга ударилась об растяжку, потом справа от троллейбуса об асфальт и пр движении вверх выбила из седла проезжавшего рядом мотоциклиста.
+2
+2 / –0
06.09.2021 07:21 MSK
Link
Alex_George · Wladimir
Fotos: 600
Цитата (Виктор Бергман, 05.09.2021):
> Пружины штанг в Караганде всегда натягивали до 20 кг ...

И водители при этом становились тяжелоатлетами :-) .

Цитата (Виктор Бергман, 05.09.2021):
> ... в истории парка был смертельный случай ...

И это уже крайне нехороший сигнал.

Цитата (Виктор Бергман, 05.09.2021):
> ... удлинённые штанги ... было удобно ездить зимой по не слишком хорошо очищенным от снега улицам ...

И всё таки это не выход из положения. Не штанги всё таки надо удлинять, а улицы чистить. 20 кг - это очень большая нагрузка на контактный провод и спецчасти контактной сети. Нагрузку на контактную сеть надо наоборот снижать. В Европе штанги изготавливаются из какого-то лёгкого материала, который позволяет устанавливать нагрузку 8 кг vs наших из стали с нагрузкой 12-14 кг.
0
+0 / –0
06.09.2021 08:22 MSK
Link
Keine Fotos · Moderator / Überprüfer / Nachrichtenredakteur
Удлинённые штанги да, известная схема, хотя и редкая для ЗиУ. На крымских Шкодах, поскольку там замена с земли штатная, не переставляли никуда их основание, а просто удлиняли, ввиду чего они в опущенном виде очень сильно выступали за габариты сзади. По этой причине не приветствовалось их заводить за лиры вообще во всех случаях, кроме подготовки к буксировке. Тем не менее, когда в 2010-х Крым получил троллейбусы Богдан, которые выше шкодовских, было много случаев налетания лобового стекла Богдана на опущенные штанги Шкоды.

Ну и да, удлиняли в почти бесснежном Крыму просто для большей маневренности. На троллейбусах современных поставок не удлиняют, а применяют автономный ход, проезжая "с отрывом" даже при том, что ставить обратно на провода придётся руками - ловушек нет.
0
+0 / –0
26.07.2023 09:09 MSK
Link
Fotos: 168
Цитата (Alex_George, 04.09.2021):
> Немудрено, что троллейбус при таком проглотстве после распада СССР быстренько зарубили.

Ничего себе быстренько, аж спустя 19 лет - в 2010 году!!!

Вот трамвай, да - относительно быстренько, в 1997 году. Одна из первых трамвайных систем, закрытых после распада СССР, раньше только Карпинск и Грозный.
0
+0 / –0
18.08.2023 11:51 MSK
Link
Fotos: 919 · Stadtredakteur
Цитата (Мистер Гуй, 26.07.2023):
> Вот трамвай, да - относительно быстренько, в 1997 году. Одна из первых трамвайных систем, закрытых после распада СССР, раньше только Карпинск и Грозный.

Основная часть трамвайной сети закрылась в 1976-1978 гг., вместе с трамвайным парком. Оставшийся с 1984 г. короткий маршрут вполне был востребован, осуществляя связь пришахтного посёлка и нескольких предприятий около 33 шахты с "цивилизацией" - микрорайонами Майкудука. Недостаток был в том, что запитан он был от единственной не слишком мощной подстанции, расположенной у трамвайного парка.https://transphoto.org/photo/938819/ Поэтому на маршруте одновременно могли работать не более 5 вагонов.

До 1995 г. транспорт в Караганде работал более-менее по инерции с 1991 г. На автобусное движение постоянно влияли перебои с топливом, нагрузка на электротранспорт соответственно увеличилась. Однако маршрутная сеть сохранялась практически в полном объёме.
В 1995 г. прошла приватизация и все транспортные предприятия стали частными. Социальная функция транспорта отпала моментально и на первое место вышла её величество прибыль (читай выручка). Начали отменяться и закрываться убыточные маршруты, время работы всего от в городе сократилось до 20-21 часа, после этого времени транспорт не ходил.
Как жил город в тот период см. комментарии https://transphoto.org/photo/390818/
Трамвай был закрыт единоличным решением руководителя трамвайно-троллейбусного парка. Городская администрация пыталась погрозить пальчиком и как-то на него повлиять, но, поскольку в одну ночь был "украден" весь контактный провод, дяденька разводил руками и говорил, что денег на восстановление сети нет.
0
+0 / –0

Kommentar

Bitte keine politischen Diskussionen, andernfalls wird Ihr Account für einen Monat gesperrt!
Zu Kommentieren ist eine Anmeldung nötig..