Подумалось в свете грядущего повышения стоимости проезда... Давайте вспомним, как и когда изменялась цена городского билета с начала 1990-х до наших дней.
Вы знаете, всех цен в 1992-96 годах я просто не помню... они слишком часто и быстро менялись вплоть до того, что бывало так. Утром в 4 утра берешь машину, выходишь на рейс, а в 8 утра того же дня выходит приказ повысить цены вдвое с... сегодняшнего дня. А связи с водителями на линии нет никакой. Помню, что я до конца смены так и возил по старой цене, а выехавшие в 9 утра уже катали по новой. Точно помню такой эпизод в ноябре 1993 года - сзади меня ехала женщина на 2153, так ее пассажиры, которым сидячих мест не хватило в мой 7714, чуть не прибили. Ибо видели, что я по старой цене сажаю. Мой сменщик уже пришел с бумажкой с новыми ценами. Если не ошибаюсь, я сажал из Симферополя в Алушту за 3 тысячи купонов, а хозяйка 2153 за шесть. Через месяц уже 10000 стало. Хотя какой-то год назад цена была 65 купонов - представляете рост цен за год 65 -> 10000? А летом 1992 года было 8 купонов, всего. Кто давал 50 купонов - я сдать не всегда мог.
Насчет города... Тогда не было кондукторов, а были талоны под компостер, еще советские с ценой 5 копеек. К тому же компостеры не менялись, контролеров не хватало. Следовательно: а) почти никто не мешал ездить зайцем; б) вообще никто не мешал купить сколько угодно талонов по одной цене и ездить по ним, когда уже другая.
Так что точно можно сказать, что до 02.04.1991 цена была 5 копеек по городу, с 02.04.1991 15 копеек. С начала 1992 по середину 1995 - это черная дыра. Я еще трассовые цены, возможно, некоторые вспомню и то без точных дат, городские вряд ли. 20000 купонов по городу, если не ошибаюсь, стало с 01.06.1995. И то не уверен - трасса потом дорожала еще дважды, 01.03.1996 и 01.06.1996. Потом было подорожание на трассе 01.04.1997 небольшое, и... На пять лет заморозили на трассе цены, чем ПС и подубили. Нельзя было цены так морозить.
Из трассовых цен запомнились для 51, на коем чаще всего тогда работал: 1992 июнь - 8 купонов 1993 январь - 65 купонов (запомнилось потому, что совпадало с советскими ценами, купоны вместо копеек. 52 стоил 120 купонов) 1993 ноябрь-декабрь 3000 -> 10000 (сентябрь еще было меньше 1000 - помню, очень сложно было сдавать, например, с 20000) 1994 лето 12500, на 52 ровно 20000 (я чуть ли не один в АТП давал сдачу точно - в основном цены округляли до тысячи и 51 вместо 12500 не в кассе стоил 13000) 1995 с июня после ряда подорожаний - 100000 (до того вроде 60000 было, 100000 по 52) 1996 с марта - 140000 1996 с июня - 200000 (и с сентября 2 гривны) 1997 с апреля - 2,40 гривны, 4,00 до Ялты. И это было до 2002 года, разве что все цены округлили до 0,50. Соответственно 51 на 10 копеек подорожал, 53 подешевел.
После перехода на гривны по городу было 20 коп., 30 коп., 40 коп., 50 коп., 60 коп., 1 грн., 1,25 грн. При цене 30 коп. перешли с "рулонных" билетов на "книжечки". Начиная с цены 50 коп. надписи на билетах стали выполняться на русском языке вместо украинского. А вот дат повышений цен не помню.
Помню ещё, что был период, когда цена билета в пригородных троллейбусах была 73 копейки, а по факту почти все платили 75 из-за отсутствия мелких монет. Кстати, когда в пригородных троллейбусах ввели единую цену проезда?
Да, точно, была такая цена. 51, по моему, 40 тогда стоил (или 42?) - просто в конце 1992 года перед Новым годом я "возил штамп" (т. е. пассажиры платили в кассу, а не мне) и эти цены забылись. А цена, которая на билете напечатана - 15 рублей (сначала рублей, потом купонов) - это первая половина 1992 года, когда 51 стоил 8 тех же самых денежных единиц. Если не ошибаюсь, такие цены были с 02.01.1992 и где-то до середины лета. В 1992 еще трассовый Аэропорт ходил - но уже был воздуховоз.
В апреле-93 вспомнилась цена 51 - 160 купонов. Продержалась чуть дольше остальных цен, поэтому вспомнилась.
Получается, что дат перечисленных мной повышений (0,20 > 0,30 > 0,40 > 0,50 > 0,60 > 1 > 1,25 грн.) никто не помнит?
Кстати, последним повышением установлена минимальная цена проезда в междугородних троллейбусах 14 рублей (равная цене пригородного билета). Так что многолетняя ситуация, когда на небольшие расстояния по долине на междугородних троллейбусах было проехать дешевле, чем на единице, закончилась.
Цитата (Andrew-NNG, 01.01.2015): > Вы бы свои фото восстановили... 7460 очень жаль, что лишь превью осталось. Восстановил.
Точных дат не помню, но приблизительно ситуация такая, что в сезон-98 было 30, а в сезон-99 40. В 1999 году вообще все цены уравнялись - проезд по городу был 40 копеек на любом троллейбусе, также 59 маршрут обслуживал по трассовым тарифам, разница была только в бесплатном входе для пенсионеров. 50 копеек стало в 2000 году скорее всего - тогда же, когда все цены на всех троллейбусах округлили до 50 копеек. Месяца, увы, не помню. Более 50 копеек стало однозначно не ранее второй половины-2002, ибо, когда я окончательно уехал из Крыма, цены все были еще старые, но ожидалось их повышение.
И да, кстати.
Цитата (Don Alessandro, 31.12.2014): > При цене 30 коп. перешли с "рулонных" билетов на "книжечки". Начиная с цены 50 коп. надписи на билетах стали выполняться на русском языке вместо украинского.
В Симферополе - может быть, и так, а вот в Алуште книжечки были только начиная с 50 копеек. И украиноязычные книжечные билеты 50 коп. / 1 грн / 2 грн очень хорошо помню. Все билеты до округления цены до 50 копеек и на алуштинских 1/2/59, и на трассе (в том числе у не наших водителей, симферопольских тоже) помню исключительно рулонными. Скажем, в августе 1999 года я самолично подбирал пассажиров сломавшихся 5552, 3765 и т. п. - билеты тех водителей были абсолютно такие же, как мои.
链接