– 8 сентября открылось движение к Смольному, от Знаменской площади по Лиговскому проспекту, 2-й Рождественской (Советской) улице, Суворовскому проспекту, Лафонской улице, улице Смольного и Смольному проспекту. Туда продлён маршрут № 5 и вновь запущен № 4. – 23 сентября линия от Техноложки продлена по 1-й Роте (1-й Красноармейской улице), Измайловскому проспекту, набережной Обводного канала до Балтийского вокзала. Запущен маршрут № 9: Финляндский вокзал – Балтийский вокзал. – 9 октября открылась линия по 1-й и Кадетской линиям, Тучкову мосту, Большому проспекту П.С. Запущен маршрут № 7: Знаменская пл. – Большой пр. П.С.
К сожалению, в проанализированных источниках много противоречащей друг другу информации. Нет точных данных о появлении линии в Гавань (до Наличного пер.), Симеоновской улице (ныне Белинского, на схеме не обозначена), где ходил маршрут № 10. 6-ка в книге Величенко вообще указана как Пальменбахский перевоз – Знаменская площадь.
Петербургский парк в 1908 году был гораздо скромнее, чем нарисовано, с современным выездом на ул. Мира. Тогда был только один сарай, с выездом на ул. Чапаева.
Именно строили. Конные линии были, во-первых, однопутными, во-вторых, не рассчитаны на вес трамвайного вагона. Так что под трамвай все делалось заново, и нижнее строение пути тоже.
Цитата (K.Mikhail.S, 14.12.2025): > А через 90-95 лет это повторится, но со знаком минус(
Это скорее повторится в виде запуска маршруток, когда станет "можно" (опять же параллель с электрическим трамваем), у них будет сравнимая динамика развития. Просто в начале 20 века тогдашние "маршрутки" требовали рельсы, а так на схеме изображены именно линии коммерческого транспорта малой* вместимости.
*другой за пределами железных дорог тогда не было, но это детали.
Есть ли информация по распределению маршрутов между парками? Линии на ПС действительно не соединялись? Конечная на Захарьевской была построена, но не использовалась?
Не помню, для каких маршрутов, но использование было. Все конечные, кроме Балтийского вокзала и Покровской площади представляли собой оборотные тупики?
Цитата (Иван Волков, 14.12.2025): > Все конечные, кроме Балтийского вокзала и Покровской площади представляли собой оборотные тупики?
Да
Цитата (InDustReal, 14.12.2025): > Есть ли информация по распределению маршрутов между парками?
Скажем так, об этом очень мало что известно. Когда открыли парк № 1 на Московском проспекте, он выпускал вагоны на маршрут № 11. Если брать всю более чем вековую историю трамвая, то где-то была ссылка с распределением маршрутов по паркам в начале 2000 года. Но её надо искать.
Цитата (Tolya, 14.12.2025): > Знаменская пл. разве не кольцевой оборот вокруг "комода"?
Ну да, площадь Восстания-Знаменская была кольцом. Причём, если смотреть его схему, то путей было два, с возможностью разворота как против, так и по часовой.
Цитата (K.Mikhail.S, 15.12.2025): > что тут и самого Дворцового ещё нет, его построят только в 1916-м
Не совсем так. В его современном виде - да, но почти на его месте был старый плашкоутный мост с начала 1850-х. На момент, зафиксированный на схеме, старый дворцовый ещё на месте и по нему ходит конка. Закрыт же он будет только через 3 года, в 1911, когда начнётся строительство капитального разводного моста.
Цитата (InDustReal, 15.12.2025): > почти на его месте
Ну как сказать, он был на полпути к МЛШ уже, напротив Медного Всадника примерно
Цитата (ЛВС-90, 15.12.2025): > Их расписание настолько чётко исполнялось, что позволяло пользоваться разъездами?
Вы мерите современными мерками, а у конки скорость была черепашья, как и у всего транспорта того времени, и лишние даже 5-10 минут ожидания на разъезде бедой, думаю, не считались
Цитата (K.Mikhail.S, 15.12.2025): > Ну как сказать, он был на полпути к МЛШ уже, напротив Медного Всадника примерно
Это был Исаакиевский мост, который в 1853 или 1854 был перемещён на место почти нынешнего Дворцового (упирался туда, где сейчас Сад Зимнего) и тогда же получил своё название
Цитата (K.Mikhail.S, 15.12.2025): > у конки скорость была черепашья, как и у всего транспорта того времени, и лишние даже 5-10 минут ожидания на разъезде бедой, думаю, не считались
Конка шла по рельсам, а не по булыжной мостовой, и поэтому не трясло в дороге, в отличие от омнибуса
Странно, что трамвайные маршруты не поворачивали на 90 градусов на перекрёстках и не пересекались с другими линиями на общих участках. Если есть несколько маршрутов, то они идут строго по одной улице, но имеют разные конченые. У этого техническая причина какая-то? Или просто позднее решили усложнять маршрутную сеть?
链接