В 1982 году: – открылась вторая трамвайная линия в Строгино, по ней пошёл маршрут № 10. До 2024 года это была последняя линия московского трамвая, построенная с нуля; – открылась линия троллейбуса № 11 в Орехово-Борисово, к будущей станции метро «Красногвардейская»; – маршрут Б официально разделён на внешнее кольцо Б и внутреннее кольцо Бк. Диспетчерские как были на Курском вокзале и Зубовском бульваре, так и остались. Если я не прав, прошу уточнить, но просмотр Паствы каких-либо новшеств не дал; – открылся троллейбус № 81: Ясенево – м. Варшавская; – троллейбус № 17 продлился до Олимпийской деревни.
Есть и потери. Закрылись: – троллейбусная линия по Арбату, улицу сделали пешеходной; – разворот 33 троллейбуса через Знаменку и Староваганьковский переулок. Закрытие было временным из-за строительства «Боровицкой», но стало постоянным.
Вообще начало 80-х прошло под знаком строительства радиусов метро целиком. Чего только стоит Серпуховская линия. В ноябре 1980 открылась «Шаболовская» на КРЛ, которую начали строить достаточно давно. в 1981–1982 новые станции метро не открывались.
На момент лета 1982 года (и подозреваю что как минимум до лета 1984, когда котлован должны были уже засыпать обратно), троллейбусы ходили в обе стороны по восточному проезду Пролетарского проспекта из-за строительства станции метро Кантемировская: http://www.etomesto.ru/map-moskva_sputni....657150
Также из-за метростроя весь транспорт (троллейбусы естественно тоже!) следует на север по Большой Серпуховской улице прямо от Серпуховской заставы. Подольское шоссе перекрыто полностью, там стройплощадка.
В том районе ещё какая-то каша с остановками. По справочнику 1984 года (ориентировочно на январь), остановки "Серпуховская застава" нет, в обе стороны "Даниловская площадь", остановки "Универмаг" при движении на юг - тоже нет.
Но в разделе "изменения на 1 марта 1984 года" как раз указано, что троллейбусы при движении на север вернулись на Подольское шоссе. Список остановок после "метро Тульская" дан следующий: "Серпуховская Застава", "Даниловская площадь", "3-й Павловский переулок", "Улица Павла Андреева". Также троллейбус №25 снова укорочен до Даниловской площади.
При этом, уже огорожена площадка под расширение вестибюля и строительство наклонного хода второй Третьяковской, снесён дом который восстановят только в середине 1990-х для Макдоналдса: http://www.etomesto.ru/map-moskva_sputni....625447. Возможно и проходка тоннелей идёт. Как вариант, можно уточнить по архиву журнала Метрострой:
Объезд стройплощадки метро Чертановская расположен чуть южнее, на etomesto.com можно открыть в левом окошке современную карту и всё будет видно. Также неверно показан старый отдельный трамвайный путепровод через Павелецкую ЖД, он был южнее, в створе Симферопольского проезда. Но это тебе придётся на всех картах править, вплоть до его сноса в 2000 году.
Цитата (Мистер Гуй, 28.10.2025): > Ну и был трамвайный объезд у Павелецкого вокзала, там строили подземный переход, о чём я уже писал: https://transphoto.org/photo/2064220/#3410995
Все равно немного непонятно, как там шел трамвай. Сквозь стройплощадку, что ли? Линию, пересекающую Садовое кольцо, переложили чуть вправо?
Из эпохи 1990-х есть другой журнал: https://www.metro.ru/library/metro/ Его архив представлен конечно похуже, но наверняка какие-то заметки типа "началось раскрытие котлована, началась щитовая проходка, начато освоение площадки там-то" встечаются и в нём.
Всё это поможет прояснить, хотя бы годы начала строительства, конкретных участков московского (да и не только!) метро!!
Конечная Тб11 "Ореховый бульвар" несколько иная была, по-моему. Был "круг" около угла дома 47/33 по Ореховому бульвару. https://pastvu.com/p/72130 справа виден въезд на него
链接