TransPhoto

Photos are published as is and do not have purpose to promote any political and/or ideological position.

All materials are provided by users and do not reflect the opinion of the site administration team.

Close
Moscow — Citywide Maps
  MoscowCitywide Maps
Схема электротранспорта Москвы на август 1988 года

ავტორი: Пикачу · სანქტ-პეტერბურგი           Date: აგვისტო 1988 წელი

Statistics

License: Copyright ©
Published 18.10.2025 19:15 MSK
ნახვები — 613

Detailed info

Comments · 17

18.10.2025 19:15 MSK
Link
Пикачу · სანქტ-პეტერბურგი
ფოტოები: 442
– Трамвайная линия по между улицами 1-й Останкинской и Академика Королёва до весны 1989 года находилась 80-ю метрами севернее.
– Там же, на 1-й Останкинской улице есть линия троллейбуса. В сентябре 1988 года её сняли, а маршруты 13, 36, 69, 73 перенесли на улицу Академика Королёва, где прежде ходила только 9-ка. Что мешало объединить две параллельных линии раньше – загадка.
– Не было длинной линии по Рязанскому проспекту от Карачаровского моста до Ферганского проезда. Она появится в начале 1989 года. Линия стала уникальной благодаря тому, что шла до МКАДа без единого ответвления.
– Объездная линия по Сретенскому бульвару и проспекту Академика Сахарова. Она действовала во время ремонта Сретенки, которую наряду с Арбатом даже планировали сделать пешеходной, но передумали. На форумах были разные сведения о времени её существования, и все они сводились к середине-концу 80-х и началу 90-х. В итоге нашлись точные даты: 25 мая – 15 декабря 1988 года. Фотографии на Пастве также подтверждают, что ремонт Сретенки был в 1988 году.

Остались открытыми вопросы насчёт переноса линии со Школьной улицы из центра на Тулинскую, ныне Сергия Радонежского (маршруты 45, 53), и продления 78 маршрута до метро «Динамо». Они произошли в 1988 году, но месяц найти не удалось.
+5
+5 / –0
18.10.2025 21:11 MSK
Link
Tr4m · ერევანი
ფოტოები: 99
Схема как всегда супер! Скажите пожалуйста вы будете делать схемы Москвы до самого начала истории трамвая или до иной даты? Заранее спасибо за ответ.
+1
+1 / –0
18.10.2025 22:19 MSK
Link
Гриша · Moscow
არ არის სურათები
А вот и 8-ой троллейбус на Краснопресненской, у Зоопарка...
Следующая схема, небось, будет уже со старым https://tram.ruz.net/history/routes/moscow/route-049.htm 49-ым трамваем, на Автозаводской?
+2
+2 / –0
18.10.2025 22:33 MSK
Link
Пикачу · სანქტ-პეტერბურგი
ფოტოები: 442
Цитата (Гриша, 18.10.2025):
> Следующая схема, небось, будет уже со старым https://tram.ruz.net/history/routes/moscow/route-049.htm 49-ым трамваем, на Автозаводской?

Больше! Будет линия от Симоновского Вала до ЗИЛа!
+2
+2 / –0
20.10.2025 00:25 MSK
Link
Гриша · Moscow
არ არის სურათები
А как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?
Или большинство электричек Савеловского направления в то время ходило до Белорусской?
+2
+3 / –1
20.10.2025 00:29 MSK
Link
არ არის სურათები · კომენტარების მოდერატორი / კორექტორი / სიახლეების რედაქტორი
Вопрос хороший на самом деле.

Один из родственников старшего поколения вспоминает, что до Савеловского вокзала ходили какие-то автобусы и даже маршрутки (да, в советское время это тоже бывало, со стоимостью проезда раза в 2,5-3 выше, чем в автобусе). Чисто психологически иногороднему человеку казалось, что Савеловский вокзал находится в какой-то попе мира :)))). Хотя в реальности это далеко не так.
+2
+2 / –0
20.10.2025 06:32 MSK
Link
არ არის სურათები
Цитата (Гриша, 20.10.2025):
> А как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?

Автобус 5 до "Новослободской".
А у московских маршруток было два тарифа - 15 копеек для маршрутов до 8 км, и 20 копеек для более длинных (например, от "Варшавской" до универмага "Прага").
А что касается сквозных электричек через вокзал и пл. Савеловская между Курским, Белорусским и Савеловским направлениями - так был у них каждый день многочасовой дневной перерыв. И честный билет до вокзала стоил еще 10 копеек, в отличие от автобуса. (А это плюс 2 рубля за месяц, между прочим... )
+2
+2 / –0
20.10.2025 09:44 MSK
Link
ფოტოები: 315
У Тм27 остановка "2-я Квесисская улица" в сторону от центра тоже была перед перекрёстком, а не за ним, здесь прямо у торца дома: https://yandex.ru/maps/-/CLVdVQkn
Где тротуар выходит к проезжей части и не отделён газоном, и была остановка.
Остановка за перекрёстком появилась уже у автобуса, заменившего трамвай. По нормативам у трамвая остановка по умолчанию перед перекрёстком, у автобуса за перекрёстком. Вот при замене трамвая на автобус все остановки, которые были прямо перед перекрёстком, и утащили вперёд по ходу движения за перекрёстки.

Троллейбусная остановка "1-я Хуторская улица", насколько я помню, располагалась собственно у перекрёстка с оной улицей по всем автобусно-троллейбусным правилам, сразу за перекрёстком в обоих направлениях. Фото остановки в сторону области есть на pastvu: https://pastvu.com/p/48883. По остановке в сторону центра хотелось бы ещё подтверждение или опровержение.

Цитата (Марат74, 20.10.2025):
>
> Автобус 5 до "Новослободской".

Причём помимо "длинной" пятёрки был отдельный маршрут 5к, который целенаправленно челночил между вокзалом и "Новослободской". А потом его подпёрли и маршрутом 782, который ходил от "Новослободской" через Савёловский вокзал до 2-го часового завода, т.е. почти до Белорусского вокзала.
Также от "Новослободской" (но не обратно) можно было приехать на А72.
Конечно же, можно было и пройти с площади на Бутырскую улицу и там сесть на один из сонма маршрутов, ходивших от "Новослободской" на Дмитровское шоссе - 3 и 47 троллейбусы, 87, 194 и прочие автобусы. Тб56 и прочая компания также ходили к Белорусскому вокзалу, но в те годы пересадка на метро была очень так себе, все маршруты кроме 763 крутились не выезжая на площадь.
+2
+2 / –0
21.10.2025 00:50 MSK
Link
Гриша · Moscow
არ არის სურათები
Цитата (Марат74, 20.10.2025):
> Цитата (Гриша, 20.10.2025):
> > А как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?
>
> Автобус 5 до "Новослободской".
> А у московских маршруток было два тарифа - 15 копеек для маршрутов до 8 км, и 20 копеек для более длинных (например, от "Варшавской" до универмага "Прага").
> А что касается сквозных электричек через вокзал и пл. Савеловская между Курским, Белорусским и Савеловским направлениями - так был у них каждый день многочасовой дневной перерыв.

Да, несладко в советские годы было пассажирам Савеловского направления... Зато сейчас Савеловское направление - это, фактически, полный дублёр северной части СТЛ и ЛДЛ в совокупности.

Цитата (Марат74, 20.10.2025):
> И честный билет до вокзала стоил еще 10 копеек, в отличие от автобуса. (А это плюс 2 рубля за месяц, между прочим... )

Разве? Белорусский вокзал после Савеловского - это та же нулевая зона. Если за пределы 0-ой зоны, то сама 0-ая зона - это оплата за дополнительную зону, а если в пределах 0-ой зоны - то разве тоже надо было оплачивать?
+1
+1 / –0
21.10.2025 08:05 MSK
Link
არ არის სურათები
Да, участок между Белорусским и Курским вокзалами считался отдельной зоной. В кассах "системы" на всех тарифных таблицах указывалось на это обстоятельство, а в кассах пробивали еще билет на одну зону. Чтобы у контролера на этом отрезке не было вопросов (мне все-таки встретился однажды) - надо было показать все купленные билеты.
При этом до Каланчевской в разное время с Курского направления то надо было платить за +1 зону, то нет.
+2
+2 / –0
23.10.2025 10:46 MSK
Link
არ არის სურათები
Насчёт разворотного кольца "Измайловский парк". Его построили не в 1988, а в 1989 г. Кстати, до 1989 г. там не было ни одного сантиметра трамвайных путей, так что на схемах 1985 - 1988 гг. это кольцо можно вычёркивать. Это кольцо открыли в 1951 г. с путями, направленными в сторону 16-й Парковой. До 1954 г. на нём разворачивался маршрут 32-К. Потом 32-К объединили с 11-м и отменили. Кольцо вскоре отсоединили от транзитной линии и постепенно разобрали. В 70-е - 80-е гг. на этом месте был только обычный газон. Кольцо в 1989 г. фактически полностью положили заново, с заездом уже со стороны центра + сделали тупик.
+2
+2 / –0
23.10.2025 22:04 MSK
Link
Sergey · Moscow
ფოტოები: 2
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> Насчёт разворотного кольца "Измайловский парк". Его построили не в 1988, а в 1989 г.

Так ведь сюда были направлены все маршруты, которые ходили до Семёновской. Которое было закрыто в 1988г.
+2
+2 / –0
24.10.2025 08:41 MSK
Link
არ არის სურათები
Цитата (Sergey, 23.10.2025):
> Так ведь сюда были направлены все маршруты, которые ходили до Семёновской. Которое было закрыто в 1988г.

Семёновское кольцо закрыли из-за строительства бытового корпуса фабрики "Красная заря". Возможно, строительные работы вокруг трамвайных путей, действительно начинали в 1988 г. Но движение трамвая на Семёновском кольце с переносом на кольцо Измайловский парк закрыто только с 12 мая 1989 г.
+1
+1 / –0
27.10.2025 22:20 MSK
Link
Sergey · Moscow
ფოტოები: 2
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> В 70-е - 80-е гг. на этом месте был только обычный газон. Кольцо в 1989 г. фактически полностью положили заново, с заездом уже со стороны центра + сделали тупик.

Весьма странно, но на спутниковых картах очертание круга присутствует
https://retromap.ru/0519751_55.785178,37.746655
И на более поздней 1980г., также присутствует.
0
+0 / –0
28.10.2025 00:32 MSK
Link
ფოტოები: 168
Финансовый техникум на Липецкой улице построили в 1988 году, подозреваю что открыли 1 сентября. Тогда и появилась остановка, то есть на этой схеме её быть не должно. Да и точки в любом случае стоят неточно, надо переместить севернее (соответственно на всех схемах). Само здание техникума в виде буквы Н - видно даже на рендеринге такого масштаба, вот туда и надо перенести точки. А "просто техникум" - так называлась до этого момента остановка "6-я Радиальная улица".


Цитата (Sergey, 27.10.2025):
> на спутниковых картах очертание круга присутствует

Спутниковые снимки удобнее изучать на сайте etomesto, там они выложены в лучшем разрешении.

В 1980 году, мне кажется я даже вижу рельсы выезда в сторону 16-й Парковой, они пересекают асфальтовую дорожку "меридионального" направления, навёл курсор на этот "переезд": http://www.etomesto.ru/map-moscow_sputni....747476

А в 1982 году, этого "переезда" не видно, но лужайка сохраняет очертания уже разобранного (?) кольца: http://www.etomesto.ru/map-moskva_sputni....747476
+1
+1 / –0
29.10.2025 22:12 MSK
Link
ფოტოები: 168
Цитата (Гриша, 20.10.2025):
> как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?

Цитата (Марат74, 20.10.2025):
> Автобус 5 до "Новослободской".

Цитата (Антон Чиграй, 20.10.2025):
> Причём помимо "длинной" пятёрки был отдельный маршрут 5к, который целенаправленно челночил между вокзалом и "Новослободской".


Как-то в Интернете я встречал утверждение (да чуть ли не тут в комментариях...но вероятнее всё же на "жёлтом" сайте), что упомянутый маршрут 5к был в начале 1980-х САМЫМ ЧАСТЫМ автобусным маршрутом Москвы.
+1
+1 / –0
06.11.2025 11:51 MSK
Link
OlegSS · Moscow
ფოტოები: 2
Остановка "Ул. Кравченко, 2" была не высадкой, а наоборот только посадкой.
Там такая схема была, если троллейбусы не встают на обед на площадку на улице Кравченко, то они обычно стояли на боковом проезде Ленинского проспекта вдоль дома 90. И когда они выезжали на маршрут, то забирали пассажиров с остановки "Ул. Кравченко, 2". А машины, которые шли с обеда с отстойной площадки соответственно начинали маршрут с остановки "Ул. Кравченко" на Ленинском проспекте
+2
+2 / –0

Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for at least one month!
You need to log in to write comments.