Transphoto
Fotos werden ohne nachträgliche Veränderungen veröffentlicht und dienen nicht zur Verbreitung politischer Ansichten oder Positionen.

Alle Fotos werden durch Nutzer zur Verfügung gestellt und stellen keine Meinung der Redaktion dar.

Schließen
Moskau — Citywide Maps
  MoskauCitywide Maps
Схема электротранспорта Москвы на август 1988 года

Autor: Пикачу · Sankt Petersburg           Datum: August 1988

Statistik

Lizenz: Copyright ©
Veröffentlicht: 18.10.2025 19:15 MSK
Aufrufe — 614

Detailinformation

Kommentare · 17

18.10.2025 19:15 MSK
Link
Пикачу · Sankt Petersburg
Fotos: 442
– Трамвайная линия по между улицами 1-й Останкинской и Академика Королёва до весны 1989 года находилась 80-ю метрами севернее.
– Там же, на 1-й Останкинской улице есть линия троллейбуса. В сентябре 1988 года её сняли, а маршруты 13, 36, 69, 73 перенесли на улицу Академика Королёва, где прежде ходила только 9-ка. Что мешало объединить две параллельных линии раньше – загадка.
– Не было длинной линии по Рязанскому проспекту от Карачаровского моста до Ферганского проезда. Она появится в начале 1989 года. Линия стала уникальной благодаря тому, что шла до МКАДа без единого ответвления.
– Объездная линия по Сретенскому бульвару и проспекту Академика Сахарова. Она действовала во время ремонта Сретенки, которую наряду с Арбатом даже планировали сделать пешеходной, но передумали. На форумах были разные сведения о времени её существования, и все они сводились к середине-концу 80-х и началу 90-х. В итоге нашлись точные даты: 25 мая – 15 декабря 1988 года. Фотографии на Пастве также подтверждают, что ремонт Сретенки был в 1988 году.

Остались открытыми вопросы насчёт переноса линии со Школьной улицы из центра на Тулинскую, ныне Сергия Радонежского (маршруты 45, 53), и продления 78 маршрута до метро «Динамо». Они произошли в 1988 году, но месяц найти не удалось.
+5
+5 / –0
18.10.2025 21:11 MSK
Link
Tr4m · Jerewan
Fotos: 99
Схема как всегда супер! Скажите пожалуйста вы будете делать схемы Москвы до самого начала истории трамвая или до иной даты? Заранее спасибо за ответ.
+1
+1 / –0
18.10.2025 22:19 MSK
Link
Гриша · Moskau
Keine Fotos
А вот и 8-ой троллейбус на Краснопресненской, у Зоопарка...
Следующая схема, небось, будет уже со старым https://tram.ruz.net/history/routes/moscow/route-049.htm 49-ым трамваем, на Автозаводской?
+2
+2 / –0
18.10.2025 22:33 MSK
Link
Пикачу · Sankt Petersburg
Fotos: 442
Цитата (Гриша, 18.10.2025):
> Следующая схема, небось, будет уже со старым https://tram.ruz.net/history/routes/moscow/route-049.htm 49-ым трамваем, на Автозаводской?

Больше! Будет линия от Симоновского Вала до ЗИЛа!
+2
+2 / –0
20.10.2025 00:25 MSK
Link
Гриша · Moskau
Keine Fotos
А как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?
Или большинство электричек Савеловского направления в то время ходило до Белорусской?
+2
+3 / –1
20.10.2025 00:29 MSK
Link
Keine Fotos · Moderator / Überprüfer / Nachrichtenredakteur
Вопрос хороший на самом деле.

Один из родственников старшего поколения вспоминает, что до Савеловского вокзала ходили какие-то автобусы и даже маршрутки (да, в советское время это тоже бывало, со стоимостью проезда раза в 2,5-3 выше, чем в автобусе). Чисто психологически иногороднему человеку казалось, что Савеловский вокзал находится в какой-то попе мира :)))). Хотя в реальности это далеко не так.
+2
+2 / –0
20.10.2025 06:32 MSK
Link
Keine Fotos
Цитата (Гриша, 20.10.2025):
> А как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?

Автобус 5 до "Новослободской".
А у московских маршруток было два тарифа - 15 копеек для маршрутов до 8 км, и 20 копеек для более длинных (например, от "Варшавской" до универмага "Прага").
А что касается сквозных электричек через вокзал и пл. Савеловская между Курским, Белорусским и Савеловским направлениями - так был у них каждый день многочасовой дневной перерыв. И честный билет до вокзала стоил еще 10 копеек, в отличие от автобуса. (А это плюс 2 рубля за месяц, между прочим... )
+2
+2 / –0
20.10.2025 09:44 MSK
Link
Fotos: 315
У Тм27 остановка "2-я Квесисская улица" в сторону от центра тоже была перед перекрёстком, а не за ним, здесь прямо у торца дома: https://yandex.ru/maps/-/CLVdVQkn
Где тротуар выходит к проезжей части и не отделён газоном, и была остановка.
Остановка за перекрёстком появилась уже у автобуса, заменившего трамвай. По нормативам у трамвая остановка по умолчанию перед перекрёстком, у автобуса за перекрёстком. Вот при замене трамвая на автобус все остановки, которые были прямо перед перекрёстком, и утащили вперёд по ходу движения за перекрёстки.

Троллейбусная остановка "1-я Хуторская улица", насколько я помню, располагалась собственно у перекрёстка с оной улицей по всем автобусно-троллейбусным правилам, сразу за перекрёстком в обоих направлениях. Фото остановки в сторону области есть на pastvu: https://pastvu.com/p/48883. По остановке в сторону центра хотелось бы ещё подтверждение или опровержение.

Цитата (Марат74, 20.10.2025):
>
> Автобус 5 до "Новослободской".

Причём помимо "длинной" пятёрки был отдельный маршрут 5к, который целенаправленно челночил между вокзалом и "Новослободской". А потом его подпёрли и маршрутом 782, который ходил от "Новослободской" через Савёловский вокзал до 2-го часового завода, т.е. почти до Белорусского вокзала.
Также от "Новослободской" (но не обратно) можно было приехать на А72.
Конечно же, можно было и пройти с площади на Бутырскую улицу и там сесть на один из сонма маршрутов, ходивших от "Новослободской" на Дмитровское шоссе - 3 и 47 троллейбусы, 87, 194 и прочие автобусы. Тб56 и прочая компания также ходили к Белорусскому вокзалу, но в те годы пересадка на метро была очень так себе, все маршруты кроме 763 крутились не выезжая на площадь.
+2
+2 / –0
21.10.2025 00:50 MSK
Link
Гриша · Moskau
Keine Fotos
Цитата (Марат74, 20.10.2025):
> Цитата (Гриша, 20.10.2025):
> > А как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?
>
> Автобус 5 до "Новослободской".
> А у московских маршруток было два тарифа - 15 копеек для маршрутов до 8 км, и 20 копеек для более длинных (например, от "Варшавской" до универмага "Прага").
> А что касается сквозных электричек через вокзал и пл. Савеловская между Курским, Белорусским и Савеловским направлениями - так был у них каждый день многочасовой дневной перерыв.

Да, несладко в советские годы было пассажирам Савеловского направления... Зато сейчас Савеловское направление - это, фактически, полный дублёр северной части СТЛ и ЛДЛ в совокупности.

Цитата (Марат74, 20.10.2025):
> И честный билет до вокзала стоил еще 10 копеек, в отличие от автобуса. (А это плюс 2 рубля за месяц, между прочим... )

Разве? Белорусский вокзал после Савеловского - это та же нулевая зона. Если за пределы 0-ой зоны, то сама 0-ая зона - это оплата за дополнительную зону, а если в пределах 0-ой зоны - то разве тоже надо было оплачивать?
+1
+1 / –0
21.10.2025 08:05 MSK
Link
Keine Fotos
Да, участок между Белорусским и Курским вокзалами считался отдельной зоной. В кассах "системы" на всех тарифных таблицах указывалось на это обстоятельство, а в кассах пробивали еще билет на одну зону. Чтобы у контролера на этом отрезке не было вопросов (мне все-таки встретился однажды) - надо было показать все купленные билеты.
При этом до Каланчевской в разное время с Курского направления то надо было платить за +1 зону, то нет.
+2
+2 / –0
23.10.2025 10:46 MSK
Link
Keine Fotos
Насчёт разворотного кольца "Измайловский парк". Его построили не в 1988, а в 1989 г. Кстати, до 1989 г. там не было ни одного сантиметра трамвайных путей, так что на схемах 1985 - 1988 гг. это кольцо можно вычёркивать. Это кольцо открыли в 1951 г. с путями, направленными в сторону 16-й Парковой. До 1954 г. на нём разворачивался маршрут 32-К. Потом 32-К объединили с 11-м и отменили. Кольцо вскоре отсоединили от транзитной линии и постепенно разобрали. В 70-е - 80-е гг. на этом месте был только обычный газон. Кольцо в 1989 г. фактически полностью положили заново, с заездом уже со стороны центра + сделали тупик.
+2
+2 / –0
23.10.2025 22:04 MSK
Link
Sergey · Moskau
Fotos: 2
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> Насчёт разворотного кольца "Измайловский парк". Его построили не в 1988, а в 1989 г.

Так ведь сюда были направлены все маршруты, которые ходили до Семёновской. Которое было закрыто в 1988г.
+2
+2 / –0
24.10.2025 08:41 MSK
Link
Keine Fotos
Цитата (Sergey, 23.10.2025):
> Так ведь сюда были направлены все маршруты, которые ходили до Семёновской. Которое было закрыто в 1988г.

Семёновское кольцо закрыли из-за строительства бытового корпуса фабрики "Красная заря". Возможно, строительные работы вокруг трамвайных путей, действительно начинали в 1988 г. Но движение трамвая на Семёновском кольце с переносом на кольцо Измайловский парк закрыто только с 12 мая 1989 г.
+1
+1 / –0
27.10.2025 22:20 MSK
Link
Sergey · Moskau
Fotos: 2
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> В 70-е - 80-е гг. на этом месте был только обычный газон. Кольцо в 1989 г. фактически полностью положили заново, с заездом уже со стороны центра + сделали тупик.

Весьма странно, но на спутниковых картах очертание круга присутствует
https://retromap.ru/0519751_55.785178,37.746655
И на более поздней 1980г., также присутствует.
0
+0 / –0
28.10.2025 00:32 MSK
Link
Fotos: 168
Финансовый техникум на Липецкой улице построили в 1988 году, подозреваю что открыли 1 сентября. Тогда и появилась остановка, то есть на этой схеме её быть не должно. Да и точки в любом случае стоят неточно, надо переместить севернее (соответственно на всех схемах). Само здание техникума в виде буквы Н - видно даже на рендеринге такого масштаба, вот туда и надо перенести точки. А "просто техникум" - так называлась до этого момента остановка "6-я Радиальная улица".


Цитата (Sergey, 27.10.2025):
> на спутниковых картах очертание круга присутствует

Спутниковые снимки удобнее изучать на сайте etomesto, там они выложены в лучшем разрешении.

В 1980 году, мне кажется я даже вижу рельсы выезда в сторону 16-й Парковой, они пересекают асфальтовую дорожку "меридионального" направления, навёл курсор на этот "переезд": http://www.etomesto.ru/map-moscow_sputni....747476

А в 1982 году, этого "переезда" не видно, но лужайка сохраняет очертания уже разобранного (?) кольца: http://www.etomesto.ru/map-moskva_sputni....747476
+1
+1 / –0
29.10.2025 22:12 MSK
Link
Fotos: 168
Цитата (Гриша, 20.10.2025):
> как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?

Цитата (Марат74, 20.10.2025):
> Автобус 5 до "Новослободской".

Цитата (Антон Чиграй, 20.10.2025):
> Причём помимо "длинной" пятёрки был отдельный маршрут 5к, который целенаправленно челночил между вокзалом и "Новослободской".


Как-то в Интернете я встречал утверждение (да чуть ли не тут в комментариях...но вероятнее всё же на "жёлтом" сайте), что упомянутый маршрут 5к был в начале 1980-х САМЫМ ЧАСТЫМ автобусным маршрутом Москвы.
+1
+1 / –0
06.11.2025 11:51 MSK
Link
OlegSS · Moskau
Fotos: 2
Остановка "Ул. Кравченко, 2" была не высадкой, а наоборот только посадкой.
Там такая схема была, если троллейбусы не встают на обед на площадку на улице Кравченко, то они обычно стояли на боковом проезде Ленинского проспекта вдоль дома 90. И когда они выезжали на маршрут, то забирали пассажиров с остановки "Ул. Кравченко, 2". А машины, которые шли с обеда с отстойной площадки соответственно начинали маршрут с остановки "Ул. Кравченко" на Ленинском проспекте
+2
+2 / –0

Kommentar

Bitte keine politischen Diskussionen, andernfalls wird Ihr Account für einen Monat gesperrt!
Zu Kommentieren ist eine Anmeldung nötig..