– Трамвайная линия по между улицами 1-й Останкинской и Академика Королёва до весны 1989 года находилась 80-ю метрами севернее. – Там же, на 1-й Останкинской улице есть линия троллейбуса. В сентябре 1988 года её сняли, а маршруты 13, 36, 69, 73 перенесли на улицу Академика Королёва, где прежде ходила только 9-ка. Что мешало объединить две параллельных линии раньше – загадка. – Не было длинной линии по Рязанскому проспекту от Карачаровского моста до Ферганского проезда. Она появится в начале 1989 года. Линия стала уникальной благодаря тому, что шла до МКАДа без единого ответвления. – Объездная линия по Сретенскому бульвару и проспекту Академика Сахарова. Она действовала во время ремонта Сретенки, которую наряду с Арбатом даже планировали сделать пешеходной, но передумали. На форумах были разные сведения о времени её существования, и все они сводились к середине-концу 80-х и началу 90-х. В итоге нашлись точные даты: 25 мая – 15 декабря 1988 года. Фотографии на Пастве также подтверждают, что ремонт Сретенки был в 1988 году.
Остались открытыми вопросы насчёт переноса линии со Школьной улицы из центра на Тулинскую, ныне Сергия Радонежского (маршруты 45, 53), и продления 78 маршрута до метро «Динамо». Они произошли в 1988 году, но месяц найти не удалось.
А как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро? Или большинство электричек Савеловского направления в то время ходило до Белорусской?
Один из родственников старшего поколения вспоминает, что до Савеловского вокзала ходили какие-то автобусы и даже маршрутки (да, в советское время это тоже бывало, со стоимостью проезда раза в 2,5-3 выше, чем в автобусе). Чисто психологически иногороднему человеку казалось, что Савеловский вокзал находится в какой-то попе мира :)))). Хотя в реальности это далеко не так.
Цитата (Гриша, 20.10.2025): > А как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?
Автобус 5 до "Новослободской". А у московских маршруток было два тарифа - 15 копеек для маршрутов до 8 км, и 20 копеек для более длинных (например, от "Варшавской" до универмага "Прага"). А что касается сквозных электричек через вокзал и пл. Савеловская между Курским, Белорусским и Савеловским направлениями - так был у них каждый день многочасовой дневной перерыв. И честный билет до вокзала стоил еще 10 копеек, в отличие от автобуса. (А это плюс 2 рубля за месяц, между прочим... )
У Тм27 остановка "2-я Квесисская улица" в сторону от центра тоже была перед перекрёстком, а не за ним, здесь прямо у торца дома: https://yandex.ru/maps/-/CLVdVQkn Где тротуар выходит к проезжей части и не отделён газоном, и была остановка. Остановка за перекрёстком появилась уже у автобуса, заменившего трамвай. По нормативам у трамвая остановка по умолчанию перед перекрёстком, у автобуса за перекрёстком. Вот при замене трамвая на автобус все остановки, которые были прямо перед перекрёстком, и утащили вперёд по ходу движения за перекрёстки.
Троллейбусная остановка "1-я Хуторская улица", насколько я помню, располагалась собственно у перекрёстка с оной улицей по всем автобусно-троллейбусным правилам, сразу за перекрёстком в обоих направлениях. Фото остановки в сторону области есть на pastvu: https://pastvu.com/p/48883. По остановке в сторону центра хотелось бы ещё подтверждение или опровержение.
Цитата (Марат74, 20.10.2025): > > Автобус 5 до "Новослободской".
Причём помимо "длинной" пятёрки был отдельный маршрут 5к, который целенаправленно челночил между вокзалом и "Новослободской". А потом его подпёрли и маршрутом 782, который ходил от "Новослободской" через Савёловский вокзал до 2-го часового завода, т.е. почти до Белорусского вокзала. Также от "Новослободской" (но не обратно) можно было приехать на А72. Конечно же, можно было и пройти с площади на Бутырскую улицу и там сесть на один из сонма маршрутов, ходивших от "Новослободской" на Дмитровское шоссе - 3 и 47 троллейбусы, 87, 194 и прочие автобусы. Тб56 и прочая компания также ходили к Белорусскому вокзалу, но в те годы пересадка на метро была очень так себе, все маршруты кроме 763 крутились не выезжая на площадь.
Цитата (Марат74, 20.10.2025): > Цитата (Гриша, 20.10.2025): > > А как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро? > > Автобус 5 до "Новослободской". > А у московских маршруток было два тарифа - 15 копеек для маршрутов до 8 км, и 20 копеек для более длинных (например, от "Варшавской" до универмага "Прага"). > А что касается сквозных электричек через вокзал и пл. Савеловская между Курским, Белорусским и Савеловским направлениями - так был у них каждый день многочасовой дневной перерыв.
Да, несладко в советские годы было пассажирам Савеловского направления... Зато сейчас Савеловское направление - это, фактически, полный дублёр северной части СТЛ и ЛДЛ в совокупности.
Цитата (Марат74, 20.10.2025): > И честный билет до вокзала стоил еще 10 копеек, в отличие от автобуса. (А это плюс 2 рубля за месяц, между прочим... )
Разве? Белорусский вокзал после Савеловского - это та же нулевая зона. Если за пределы 0-ой зоны, то сама 0-ая зона - это оплата за дополнительную зону, а если в пределах 0-ой зоны - то разве тоже надо было оплачивать?
Да, участок между Белорусским и Курским вокзалами считался отдельной зоной. В кассах "системы" на всех тарифных таблицах указывалось на это обстоятельство, а в кассах пробивали еще билет на одну зону. Чтобы у контролера на этом отрезке не было вопросов (мне все-таки встретился однажды) - надо было показать все купленные билеты. При этом до Каланчевской в разное время с Курского направления то надо было платить за +1 зону, то нет.
Насчёт разворотного кольца "Измайловский парк". Его построили не в 1988, а в 1989 г. Кстати, до 1989 г. там не было ни одного сантиметра трамвайных путей, так что на схемах 1985 - 1988 гг. это кольцо можно вычёркивать. Это кольцо открыли в 1951 г. с путями, направленными в сторону 16-й Парковой. До 1954 г. на нём разворачивался маршрут 32-К. Потом 32-К объединили с 11-м и отменили. Кольцо вскоре отсоединили от транзитной линии и постепенно разобрали. В 70-е - 80-е гг. на этом месте был только обычный газон. Кольцо в 1989 г. фактически полностью положили заново, с заездом уже со стороны центра + сделали тупик.
Цитата (Sergey, 23.10.2025): > Так ведь сюда были направлены все маршруты, которые ходили до Семёновской. Которое было закрыто в 1988г.
Семёновское кольцо закрыли из-за строительства бытового корпуса фабрики "Красная заря". Возможно, строительные работы вокруг трамвайных путей, действительно начинали в 1988 г. Но движение трамвая на Семёновском кольце с переносом на кольцо Измайловский парк закрыто только с 12 мая 1989 г.
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025): > В 70-е - 80-е гг. на этом месте был только обычный газон. Кольцо в 1989 г. фактически полностью положили заново, с заездом уже со стороны центра + сделали тупик.
Финансовый техникум на Липецкой улице построили в 1988 году, подозреваю что открыли 1 сентября. Тогда и появилась остановка, то есть на этой схеме её быть не должно. Да и точки в любом случае стоят неточно, надо переместить севернее (соответственно на всех схемах). Само здание техникума в виде буквы Н - видно даже на рендеринге такого масштаба, вот туда и надо перенести точки. А "просто техникум" - так называлась до этого момента остановка "6-я Радиальная улица".
Цитата (Sergey, 27.10.2025): > на спутниковых картах очертание круга присутствует
Спутниковые снимки удобнее изучать на сайте etomesto, там они выложены в лучшем разрешении.
В 1980 году, мне кажется я даже вижу рельсы выезда в сторону 16-й Парковой, они пересекают асфальтовую дорожку "меридионального" направления, навёл курсор на этот "переезд": http://www.etomesto.ru/map-moscow_sputni....747476
Цитата (Гриша, 20.10.2025): > как, интересно, в 80-ые годы и ранее, до появления метро Савеловская СТЛ, пассажиры Савеловского ж/д направления добирались до ближайшего метро?
Цитата (Марат74, 20.10.2025): > Автобус 5 до "Новослободской".
Цитата (Антон Чиграй, 20.10.2025): > Причём помимо "длинной" пятёрки был отдельный маршрут 5к, который целенаправленно челночил между вокзалом и "Новослободской".
Как-то в Интернете я встречал утверждение (да чуть ли не тут в комментариях...но вероятнее всё же на "жёлтом" сайте), что упомянутый маршрут 5к был в начале 1980-х САМЫМ ЧАСТЫМ автобусным маршрутом Москвы.
Остановка "Ул. Кравченко, 2" была не высадкой, а наоборот только посадкой. Там такая схема была, если троллейбусы не встают на обед на площадку на улице Кравченко, то они обычно стояли на боковом проезде Ленинского проспекта вдоль дома 90. И когда они выезжали на маршрут, то забирали пассажиров с остановки "Ул. Кравченко, 2". А машины, которые шли с обеда с отстойной площадки соответственно начинали маршрут с остановки "Ул. Кравченко" на Ленинском проспекте
链接