– Из-за строительства метро закрыты три линии: трамвайная по улице Подбельского и две троллейбусные: в Крылатское и по Новоясеневскому проспекту. Троллейбус 19 временно закрыт, а 81, отменённый в 1987, не возвращался вплоть до декабря 1999. – Линия по Липецкой улице ещё не продлена в Загорье. Вместо 82 троллейбуса, запущенного в январе 1990, работает 11к до метро «Каширская». – Троллейбусы 5, 8 ходят по Большой Никитской улице (Герцена). Участку между бульварами и проспектом Маркса оставалось жить месяц. – Троллейбус 17 ходит очень странной загогулиной с Мичуринского проспекта через Киевский вокзал к Лужникам-южным. В марте 1990 из него выделят 79-й маршрут на участке от стадиона до метро «Смоленская». – Троллейбус 25 во второй половине 1989 года не курсировал по Варварке, а был направлен в объезд. – Троллейбус 37. Комбо 40+71. Исчез осенью 1989, но числился на бумаге до 1993 года, после чего был восстановлен в несколько ином виде. Кольцо «Балаклавский проспект» находилось на нынешней Старобалаклавской улице и было ликвидировано из-за строительства на его месте дома.
Единственный нерешённый вопрос: в каком месяце 1989 года трамвайную линию вдоль улицы Академика Королёва передвинули южнее, ближе к самой улице?
На многих схемах автора (этой и за 90-е годы) присутствует некий трамвайный маршрут 5к "Медведково - метро Новослободская". Есть ли вообще какие-то подтверждения, что он существовал? Я 5-ку помню, но какого-то варианта (да ещё и многолетнего) до Новослободской не помню вообще.
Ну это всё же не подтверждение. Вот фото вагона с таким трафаретом или хотя бы чьё-то воспоминание - это уже было бы подтверждением. Кстати, это сомнение касается и маршрута 26к.
Я всё пытаюсь вспомнить. В районе Зубовской площади абсолютно точно был разворот на Садовом со стороны Парка Культуры для нулей 5ТП. Только вот был он сразу за площадью с последующим уходом на Пироговку или, перед ней, а дальше уходили через Комсомольский и Льва Толстого. Не помню. Первый вариант конечно выглядит более логичным, но имеются смутные воспоминания из детства, а не второй ли правильный?
Цитата (Юрий А., 15.10.2025): > Я всё пытаюсь вспомнить. В районе Зубовской площади абсолютно точно был разворот на Садовом со стороны Парка Культуры для нулей 5ТП. Только вот был он сразу за площадью с последующим уходом на Пироговку или, перед ней, а дальше уходили через Комсомольский и Льва Толстого. Не помню. Первый вариант конечно выглядит более логичным, но имеются смутные воспоминания из детства, а не второй ли правильный?
Цитата (Пикачу, 15.10.2025): > И в каком году 62 маршрут передали в 8-й парк,
Дай Бог памяти... 97-й кажется.
Цитата (Пикачу, 15.10.2025): > а 63 – в 7-й?
Сколько себя помню, в 7-м он был. Если его и передавали из 5-го, то прямо совсем давно. Если только речь про старый 63-й, который от Кузьминок до Нижних Полей был по трассе будущего 74-го. Но тот который на Рязанке, такое ощущение что всегда в 7-м был.
Цитата (Пикачу, 15.10.2025): > Единственный нерешённый вопрос: в каком месяце 1989 года трамвайную линию вдоль улицы Академика Королёва передвинули южнее, ближе к самой улице?
Цитата (Дмитрий Касаткин, 15.10.2025): > Вот фото вагона с таким трафаретом или хотя бы чьё-то воспоминание - это уже было бы
https://pastvu.com/_p/a/n/r/q/nrqu2pm8fv175jy8fk.jpg В комментариях указывали, что на табличке маршрут был 26 красный, но без буквы К. Но возникает вопрос, где 14. А вот маршрут 46к, вообще без упоминаний, хотя как указывается, ходил до 1998г.
Из-за того, что бросилось в глаза: Станция волжская, которая здесь почему-то написана как Люблино, в то время не строилась. Метро Люблино должно было находиться в другом месте. И на тот момент строительство даже ещё не начиналось.
Цитата (Дмитрий Касаткин, 15.10.2025): > присутствует некий трамвайный маршрут 5к "Медведково - метро Новослободская"
Такой маршрут был очень короткое время, примерно в 1988-89 годах, когда какой-то ремонт был севернее МИИТа, 50 ходил до Лесной ул., 19 был отменён (весь выпуск его был переведён на 9), и был введён 5к, чтоб от Новослободской можно было добраться до МИИТа.
Цитата (Sergey, 15.10.2025): > В комментариях указывали, что на табличке маршрут был 26 красный, но без буквы К. Но возникает вопрос, где 14.
По всей видимости это был период ремонта путей на улице Вавилова с июля 1988 года по сентябрь 1989 года, когда 39-й маршрут ходил через Черёмушки, а 14-й был отменён. Видимо тогда же и был был введён временный 26к по трассе "Октябрьская - Черёмушки". Если предполагать, что схема на 30 июля 1988 года, то наличие 26к на схеме оправдано, но тогда не должно быть 14, а 39 должен ходить как 26.
Кропоткинская: 1) Не было в те годы прямой линии с Гоголевского бульвара на Соймоновский проезд. Она появилась только когда двойка так поехала. 2) Линия, идущая по Соймоновскому проезду от набережной, на моей памяти никогда не имела соединения с разворотом. Общий участок в 50 метров представлял собой просто 2 параллельные пары проводов, без каких-либо стрелок.
Лужники-Южные: Выезд с конечной был сразу на проспект, остановка Центральный стадион имени Ленина была общая с 28-м. Как сейчас стало, если мне не изменяет память, одновременно с постройкой ТТК.
Лужники-Северные: За собственно конечной, как бы дальше вдоль железной дороги, была огромная площадка отстоя, фактически это была вторая территория 5ТП. С неё был выезд в том числе под мостом на набережной и дальше по Хамовническому валу. Убрали её, кажется, когда Трёшку строили, может чуть раньше. Причём на какой-то момент её перенесли как бы как под железной дорогой из центра по 5/15 проезжаешь, то слева, но она там недолго просуществовала.
Цитата (Юрий А., 15.10.2025): > Лужники-Северные: > За собственно конечной, как бы дальше вдоль железной дороги, была огромная площадка отстоя, фактически это была вторая территория 5ТП. С неё был выезд в том числе под мостом на набережной и дальше по Хамовническому валу.
На спутниковом снимке 1980 года https://retromap.ru/_0519802_55.725678,37.548984 это такая продолговатая площадка получается. Если ещё ниже этот снимок пролистнуть, то выяснится, что у самой конечной была совсем другая конфигурация.
Понимаю, что дело в картооснове, но отсутствие большого количества ныне разобранных подъездных путей прямо бросается в глаза. Путевое развитие в ТЧ-2 также было другим - до реконструкции в конце 2010-х на месте новых парков был ЗРЭПС.
Цитата (Пикачу, 15.10.2025): > – Троллейбус 17 ходит очень странной загогулиной с Мичуринского проспекта через Киевский вокзал к Лужникам-южным. В марте 1990 из него выделят 79-й маршрут на участке от стадиона до метро «Смоленская».
Между Остоженкой и Пречистинкой вместо 17 указан 79
Цитата (Пикачу, 15.10.2025): > – Троллейбус 17 ходит очень странной загогулиной с Мичуринского проспекта через Киевский вокзал к Лужникам-южным. В марте 1990 из него выделят 79-й маршрут на участке от стадиона до метро «Смоленская».
Эта "загогулина" совсем не странная, а очень полезная была. Как правило, все маршруты со стороны Мосфильма либо заканчивались у Киевского вокзала, либо шли в сторону области. Было два исключения: трамвай № 40 с Потылихи на Арбат и Смоленский бульвар (в период 32-37 гг.) и упомянутый Вами 17-й троллейбус. И несмотря на то, что противоположный берег Москва-реки в Хамовниках совсем рядом, туда и к Смоленской попасть с Бережковской набережной или Мосфильмоской улицы без метро и пересадок очень нелегко. Интервалы электробусов с263 и с249 большие и заходят они "на тот берег" только по касательной, а станцию "Потылиха" МЦК так и не построили.
Цитата (Пикачу, 15.10.2025): > Если ещё ниже этот снимок пролистнуть, то выяснится, что у самой конечной была совсем другая конфигурация.
Кстати да, правильное замечание. Насколько я помню, направление движение по ней шло от ЖД насыпи. При этом я помню, что 5 и 15 имели чёткое разделение кто с какой стороны стоит. Но какая сторона чья не могу вспомнить.
Цитата (Юрий А., 16.10.2025): > При этом я помню, что 5 и 15 имели чёткое разделение кто с какой стороны стоит. Но какая сторона чья не могу вспомнить.
5-й отстаивался на левом кольце (ближе к Большой спортивной арене) вместе с автобусами 108/808 и 132. 15- й на правом кольце (ближе к Москва-реке). Посередине было здание конечной станции. Насколько помню, троллейбусы, выходящие с площадки отстоя 5ТП около недействующей конечной станции (с буквой "А" на крыше) сажали пассажиров, не заезжая на кольцо.
Интересно, в дни футбольных матчей было как в Питере с трамвайным кольцом «Приморский парк Победы», движение троллейбусов к стадиону резко усиливалось и не случайно там существовали сразу два кольца и такая огромная отстойная площадка?
Цитата (Пикачу, 16.10.2025): > Интересно, в дни футбольных матчей было как в Питере с трамвайным кольцом «Приморский парк Победы», движение троллейбусов к стадиону резко усиливалось и не случайно там существовали сразу два кольца и такая огромная отстойная площадка?
Нет, в Лужниках такого не было. Даже в дни международных матчей, собиравших по 80-100 тыс. зрителей, никакого усиления троллейбусного движения не было. Огромная площадка в Северных Лужниках была для учебной езды, где проводились всякие конкурсы.
Цитата (Александр Петров, 16.10.2025): > Огромная площадка в Северных Лужниках была для учебной езды, где проводились всякие конкурсы.
Не только. Я выше писал, что на ней также проводились репетиции парадов, причём как военных, так и милиции, а ближе к концу СССР – митинги. Какое-то время там даже был картодром. На Пастве есть фото всего что там происходило.
Цитата (Александр Петров, 16.10.2025): > Даже в дни международных матчей, собиравших по 80-100 тыс. зрителей, никакого усиления троллейбусного движения не было.
...потому что в отличие от Ленинграда-Петербурга, метро у стадиона в Лужниках появилось почти что с самого его открытия, в 1957 году)))
Цитата (Sealand, 16.10.2025): > Цитата (Пикачу, 15.10.2025): > > – Троллейбус 17 ходит очень странной загогулиной с Мичуринского проспекта через Киевский вокзал к Лужникам-южным. В марте 1990 из него выделят 79-й маршрут на участке от стадиона до метро «Смоленская». > > Эта "загогулина" совсем не странная, а очень полезная была. Как правило, все маршруты со стороны Мосфильма либо заканчивались у Киевского вокзала, либо шли в сторону области.
Согласен. Но то, что 17-ый разбили на два подмаршрута - в этом ничего плохого, за исключением лишь того, что пропала тогдашняя связь Киевского Вокзала и Дорогомиловской улицы с Садовым кольцом. Но это было вполне исправимо: 17 (ну или хотя бы 39) надо было просто продлить до разворота на Триумфальной площади - до метро Маяковская, как сейчас ходит электробус 239 - наследник 39-го троллейбуса.
А так, на разбиение напрашивался и наидлиннющий П-образный 11-ый троллейбус. А 11к (тогдашний 82) - напрашивался на объединение с воздуховозным 46-ым, и как раз друг друга бы и поддерживали.
И кстати, а 53-ий троллейбус в 80-90-ые годы разве обслуживался 7-ым парком? Это же всегда был маршрут 2-го парка, в 7-ой он был передан лишь в конце 90-ых и пробыл там до 2004 года - до закрытия старого 5-го парка.
Ох и не скоро будет готов исправленный вариант схемы, потому что постепенно какие-то мелкие подробности вскрываются… Уже отправил заявку и сейчас снова закрыл
МВТУ им. Баумана было преобразовано в МГТУ им. Баумана приказом Госкомобразования от 27 июля 1989 года. Поэтому название остановки "МГТУ им. Баумана" выглядит неправдоподобным для июля 1989 года (вряд ли за пару последних дней месяца оперативно изменили название остановки).
Цитата (Александр Петров, 15.10.2025): > Цитата (Дмитрий Касаткин, 15.10.2025): > > присутствует некий трамвайный маршрут 5к "Медведково - метро Новослободская" > > Такой маршрут был очень короткое время, примерно в 1988-89 годах
На основании ежедневного использования, могу подтверить, что начиная с осени 1989 года маршрута "Медведково - Нововслободская" в регулярном движении не было.
Цитата (Гриша, 16.10.2025): > то, что 17-ый разбили на два подмаршрута - в этом ничего плохого, за исключением лишь того, что пропала тогдашняя связь Киевского Вокзала и Дорогомиловской улицы с Садовым кольцом.
Речь шла не об этом. Связь Киевского вокзала с Садовым кольцом самым лучшим образом обеспечивается Филевской и Арбатско-Покровской линиями метро. От Дорогомиловской заставы через мост продолжили ходить 39-й троллейбус (сейчас электробус 239) и 132 автобус. К зоопарку- 69-й. Разделение 17-го маршрута затронуло огромный район, который остается без метро до сих пор: Мосфильмовская улица и окрестности. Выехать оттуда на Смоленскую и в основную часть Хамовников (кроме Фрунзенского вала, куда ходят как писал выше, два социальных маршрута) без пересадок нельзя и сегодня.
Ещё малозаметная мелкая графическая деталь в отношении всех схем: на Савёловской развязке троллейбусный съезд от Бутырской улицы со стороны области на Бутырский Вал в сторону Белорусского вокзала, который в разные годы использовался 56/78, исходил из точки, расположенной после прохождения Новослободской улицы над тоннельным съездом 18-го с Бутырского Вала на Сущёвский Вал. Затем эти два указанных съезда (56/78 к Белорусской) и 18 (от Белорусской) пересекались в одном уровне глухим пересечением под острым углом на светофорном пересечении. На схеме же съезд 56/78 как будто по несуществующей дороге оказывается между встречных КС Бутырского Вала. https://yandex.ru/maps/213/moscow/?l=stv...z=18.94
链接