Весь выпуск троллейбусов Нальчика в одном кадре (за исключением одного за кадром справа). Смотря на фотографии из этого города от других авторов, невольно возникал вопрос в голове, почему большинство снимают в районе Курзала и проспекта Шогенцукова, но не снимают в других местах. Посетив лично данный город, я теперь понял почему так. Во-первых, у меня было много планов сделать разных и реально интересных кадров, несмотря на то, что работает всего лишь одна линия. Однако, все мои планы разбились об расписание троллейбусов. Изначально расчет был на то, что между троллейбусами соблюдаются интервалы в ~20-30 минут, но, как оказалось, это происходит ой как не всегда, да и троллейбусы работали только утром и только вечером на момент съемки. Почему? А это мы плавно перетекаем "во-вторых".
А во-вторых, это солнце. Очевидно, что в южном городе будет стоять жара практически всегда, за редким исключением образования облачностей и дождей. Особенно когда город, после реконструкций улиц, стал "голым" без деревьев, где найти тень крайне тяжело. С точки зрения фотографа, постоянное палящее солнце будет сковывать автора в возможностях съемки в разных ракурсах, а с точки зрения троллейбусов, постоянно палящее солнце будет их перегревать. Что, собственно, и происходит. В основном, перегреваются еле живые батареи, без которых просто не обойтись. И дело даже не только в возможности оказаться в депо, до которого контактную сеть благополучно сняли, а, например, во время моего приезда, на подстанции "Телемеханика-1" происходили ремонтные работы (причем продолжительные), отчего были ограничения в электроснабжении. Половину маршрута троллейбусам приходилось преодолевать на этих самых батареях, которые, блин, перегреваются. И что же тогда сделали? А сделали временное расписание, которое я сейчас вам опишу. Отправление от Адиюха: 6.40, 7.00, 7.20, 7.40, 8.00, 8.20. Отправление от Долинска (Курзал): 15.00, 15.40, 16.20, 17.00, 17.40, 18.20. Складываем дважды два и видим, что один троллейбус делает всего 4 рейса: Дубки (депо) - Адиюх; Адиюх - Курзал; Курзал - Адиюх; Адиюх - Дубки (депо). И то не факт, что рейсы от/до депо делаются с пассажирами. Но скорее всего да, чем нет. Итого каждый троллейбус (а их 6 штук) делает по два рейса по маршруту - утром и вечером. Утром интервал между ними 20 минут, а вечером 40 минут. И вот так они ездили паровозиком друг за другом, чтобы не перегреться. Ну, а днем, как вы сейчас видите на фото, все троллейбусы стоят в тени на конечной в Курзале, ожидая вечера. Ездят ли так троллейбусы до сих пор сейчас - не знаю. Не знаю также, как они ездят при работающей подстанции летом, как и зимой. Был бы признателен, если бы местные поделились бы расписанием в летнее и зимнее время.
Ну и, в-третьих, общественный транспорт Нальчика (если можно назвать транспортом), как и всего Кавказа, за редким исключением, работает дай бог до 19-20 часов вечера. Это также сковывает любого автора, ибо добраться куда-либо придется только на такси, когда вечером еще светло и когда есть необходимость поснимать в определенных местах. Я бы с радостью уехал бы в Адиюх, где хотелось бы поснимать троллейбус на конечной. Но учитывая то, что на поездку туда уйдет время, и что я доеду туда только на уже последнем троллейбусе, который, в теории, там же сфоткаю, то вот оттуда до своего ночлега я бы уже никак не добрался бы. Троллейбус уехал бы в депо, маршрутки уже не ходили бы (основной вид ОТ), и оставался бы вариант только такси. Впрочем, мне на такси всё равно пришлось уехать, но более подробно об этом под другой фотографией.
Резюмируя, в таких условиях снимать единственные троллейбусы в городе является сложной задачей, отчего я разочаровался, конечно. Было много идей, но они все разбились об реальность. Можно, конечно, подумать об повторном приезде в Нальчик, но, пожалуй, нет. Несмотря на ухоженность центра и реконструкции улиц, город мне не понравился по многим причинам. Да, есть ЦПКиО (где канатка оборвалась недавно), но одним парком город лучше не становится. К сожалению, Нальчик не реализовывает свой потенциал, и в моих глазах этот город вымирает по многим пунктам, несмотря на красивую обертку. Местным жителям, которые ещё тут остались, без обид, но это так, по-моему мнению.
На самом деле, большая проблема города в том, что с улиц исчезает зелень после реконструкций улиц. В годы моих посещений (2010, 2015, 2016 и 2019), город был зелёным (особенно центральный улицы - по сути, "выжженная земля" была лишь у Стадиона и здания Администрации). Не знаю как сейчас, но Нальчик был еще и очень ухоженным и чистым, возможно даже одним из самых чистых на СевКаве.
Касаемо того, что транспорт исчезает после 19-20 часов: welcome to the club. Уже более 10 лет по всему Югу и СевКаву постоянной проблемой является работа ОТ по вечерам. А в последние несколько лет ситуация усугубилась: на ОТ вечером можно и не рассчитывать (за исключением разве что Краснодара). Да, это плохо и люди постоянно жалуются, а воз и ныне там. Поэтому неудивительно, что многие предпочитают автомобиль как единственный способ добраться в нужное место.
Что касается транспорта в самом городе... До сих пор не ясно, почему были ликвидированы линии (сеть была живая с хорошим контактным проводом), куда пропали закупленные автобусы (вернее сказать как и кто смог продать на авито собственность МУПа), зачем был нужен новый автовокзал на выезде из города,... Реальным транспортом и раньше по вечерам были троллейбусы, только ездили они по 2 и 4 (1 был редкоходом, а 3 - парковым рейсом "двойки" с Стрелки). 5/7 и 6 не в счёт т.к. они толком и не работали (если исключить утреннюю "семерку")
Печально слышать, что инфраструктура города разваливается и нет никаких улучшений (та же кресельная канатка была достопримечательностью). В 2019 тоже назревали некоторые проблемы, но поворотным стал 2020. А насчет "вымирания"... Будем честны, сейчас весьма непростое время, особенно для небольших городов, где вымирает промышленность (либо уже умерла) и оставались небольшие предприятия и торговля. А ввиду современных цен... ну сами понимаете.
Цитата (KALITA, 08.10.2025): > Несмотря на ухоженность центра и реконструкции улиц, город мне не понравился по многим причинам. Да, есть ЦПКиО (где канатка оборвалась недавно), но одним парком город лучше не становится. К сожалению, Нальчик не реализовывает свой потенциал, и в моих глазах этот город вымирает по многим пунктам, несмотря на красивую обертку.
Район Долинска и Нартии самый адекватный в Нальчике, ради них собственно и едут туристы. Если не лезть за пределы этой курортной зоны, Нальчик оставит хорошее впечатление. В остальных местах банально делать нечего, раздолбанные дороги и нищету можно и в городах поближе увидеть
Цитата (KALITA, 08.10.2025): > Итого каждый троллейбус (а их 6 штук) делает по два рейса по маршруту - утром и вечером.
То есть я правильно понимаю: каждый троллейбус утром едет из депо в Адиюх, там становится на маршрут, едет на Курзал, там отстаивается до вечера, потом едет обратно в Адиюх, а из Адиюха в депо? То есть получается, что троллейбусы утром едут только из Адиюха на Курзал, а вечером - только из Курзала в Адиюх, и всё? Получается, троллейбусы в Нальчике выполняют только 12 рейсов в день?
Цитата (Deikaiesther, 12.10.2025): > То есть я правильно понимаю
Именно. Как обстановка сейчас - я не знаю. Починили ли подстанцию в итоге - тоже интересно. Опять же, было бы здорово, если бы местные поделились расписанием троллейбусов на летнее и зимнее время (если есть деление расписания на сезонность).
Цитата (KALITA, 12.10.2025): > с понижением температуры или просто подстанцию починили?
Точно не знаю, но по крайней мере сегодня видел (и немного ранее), как перекресток улиц Суворова-Идарова троллейбусы некоторые проезжали, используя контактную сеть
链接