Transphoto
Fotos werden ohne nachträgliche Veränderungen veröffentlicht und dienen nicht zur Verbreitung politischer Ansichten oder Positionen.

Alle Fotos werden durch Nutzer zur Verfügung gestellt und stellen keine Meinung der Redaktion dar.

Schließen
Moskau — Citywide Maps
  MoskauCitywide Maps
Схема электротранспорта Москвы на май 1991 года

Autor: Пикачу · Sankt Petersburg           Datum: Mai 1991

Statistik

Lizenz: Copyright ©
Veröffentlicht: 05.10.2025 21:23 MSK
Aufrufe — 919

Detailinformation

Kommentare · 20

05.10.2025 21:23 MSK
Link
Пикачу · Sankt Petersburg
Fotos: 442
На самом излёте СССР в Москве работали 43 трамвайных и 85 троллейбусных маршрутов, действовали 9 линий метро и строилась 10-я.

Про трамвай:
– Линия на Автозаводском мосту ещё действует. В июле 1991 года маршруты 8 и 15 закроются, оставив 16 в гордом одиночестве. В сентябре 1992 мост закроется на ремонт, но трамвай на него больше не вернётся. Таким образом, это первая закрытая трамвайная линия Москвы в постсоветской России.
– Линия на Ивантеевской улице закрыта из-за строительства метро, но движение восстановилось только через 2,5 года после его открытия. Для трамваев 4 и 7 организовано временное кольцо «3-й проезд Подбельского», 46 укоротили до Богородского.
– Существует «Аннушка» в варианте Чистые пруды – Зацепская площадь. В ноябре 1991 снимается кольцо на Зацепской площади, т.к. оно проходило вокруг церкви, и маршрут А исчезает до 1997 года.

Про троллейбус:
– Не было тоннеля Маршала Гречко под Кутузовским проспектом у нынешней станции метро «Парк Победы».
– Маршруты 4, 7, 33, 62 из центра идут по набережной и Большой Якиманке. В конце июня 1991 движение по Якиманскому проезду станет двусторонним.
– Линия 85 маршрута по Севастопольскому пр. южнее ул. Миклухо-Маклая, улицам Айвазовской, Тарусской, Ясногорской откроется в январе 1992.
– Маршруты 12 и 20 разворачиваются через улицы Герцена и Огарева (ныне Большая Никитская и Газетный переулок).
– Линия маршрутов 5, 8 по Большой Никитской обозначена как закрытая «временно» 15 августа 1989 года. Тогда это действительно было «временно», но вскоре стало постоянным.
+11
+11 / –0
05.10.2025 22:35 MSK
Link
Tr4m · Jerewan
Fotos: 99
Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса? Схема как всегда супер!
+5
+5 / –0
05.10.2025 22:44 MSK
Link
Пикачу · Sankt Petersburg
Fotos: 442
Цитата (Tr4m, 05.10.2025):
> Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса? Схема как всегда супер!

В плане чего? Длине сети? Количества маршрутов? Количестве машин? Скорости строительства? Абсолютный пик перед началом закрытия сети? Сложно сказать.
+5
+5 / –0
05.10.2025 22:54 MSK
Link
Батон · Moskau
Fotos: 314
Цитата (Tr4m, 05.10.2025):
> Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса? Схема как всегда супер!

Считается, что в 2014 году.
+7
+7 / –0
05.10.2025 23:07 MSK
Link
Tr4m · Jerewan
Fotos: 99
Цитата (Пикачу, 05.10.2025):
> Цитата (Tr4m, 05.10.2025):
> > Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса? Схема как всегда супер!
>
> В плане чего? Длине сети? Количества маршрутов? Количестве машин? Скорости строительства? Абсолютный пик перед началом закрытия сети? Сложно сказать.

Я обычно считаю пик по длине сети. Количество маршрутов тоже можно считать, но укорочение могут цифру поднять выше чем на самом деле. Спасибо заранее за ответ.
+5
+5 / –0
05.10.2025 23:20 MSK
Link
Гриша · Moskau
Keine Fotos
Цитата (Tr4m, 05.10.2025):
> Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса?

Я думаю, что на рубеже 00-10-ых годом текущего века, то есть перед началом погромов.
+7
+7 / –0
06.10.2025 14:21 MSK
Link
Keine Fotos
32 маршрут со стороны Измайлова едет вникуда
+4
+4 / –0
06.10.2025 14:43 MSK
Link
Пикачу · Sankt Petersburg
Fotos: 442
Цитата (Валерий Борода, 06.10.2025):
> 32 маршрут со стороны Измайлова едет вникуда

А если быть точным, на кольце 16-я Парковая два раза отмечен 34) Там должен быть 32.
+4
+4 / –0
06.10.2025 19:55 MSK
Link
Stalin · Brest
Keine Fotos
Цитата (Батон, 05.10.2025):
> Считается, что в 2014 году.

Отчасти можно согласиться, если брать период до апреля. Хотя даже тогда 4 парк уже доживал свои последние дни и маршрутов в его ведении становилось всё меньше. 5-й и 69-й маршруты также уже отсутствовали в маршрутной сетке.
+2
+2 / –0
07.10.2025 01:11 MSK
Link
Гриша · Moskau
Keine Fotos
Цитата (Stalin, 06.10.2025):
> 5-й и 69-й маршруты также уже отсутствовали в маршрутной сетке.

Потому что оба были объединены с 15-ым: один снизу, другой сверху. И планировалось их восстановление, если б в свое время ввелась в эксплуатацию новая диспетчерская к/ст "Лужники-Южные" взамен ликвидированной Лужников-Северных. Но не успели ее ввести в эксплуатацию.
И кроме того, как раз в 2013 году воскрес 66-ой маршрут.
+2
+2 / –0
16.10.2025 04:02 MSK
Link
Fotos: 168
Никак не могла при СССР остановка на улице Лескова называться "Дом творчества" - только "Дом пионеров" и никак иначе! Не помню когда её переименовали, но очевидно не раньше 1992 года, возможно даже и позже. В середине 1990х уже была "Дом творчества", но год переименования я точно не скажу, хотя и жил в то время в Бибирево.
+2
+2 / –0
23.10.2025 11:47 MSK
Link
Keine Fotos
Некоторые пояснения по названию станций метро.
Никаких "Чистых прудов", "Алексеевских", "Царицыных", "Александровских садов" и других новых названий в мае 1991 г. ещё не было. Первые таблички с такими названиями на станциях метро стали монтировать в сентябре 1991 г.
Эпопея переименований станций метро и остановок наземного транспорта у станций метро длилась с переменным успехом больше года.
В 1990 г. Моссовет вынес решение о переименовании 30 улиц и 10 станций метро. Однако, реального контроля над метрополитеном у Моссовета до августа 1991 г. не было, шло яростное противостояние властей разных уровней. Метрополитен относился к союзному МПС СССР и чихать хотел на постановления какого-то Моссовета. Постановлением 1990 г. были, в частности, предусмотрены "Мясницкая" вместо "Кировской", "Воздвиженка" вместо "Калининской" и "Ново-Алексеевская" вместо "Щербаковской".
Мосгортранс, подчинявшийся Моссовету, взял под козырёк и переименовал остановки наземного транспорта около "новых" станций метро. Развесили новые таблички на остановках, переписали маршрутные трафареты на вагонах, и потом на Кировскую долго приходили трамваи с трафаретами "Метро Мясницкая". Известны фотографии, где на трамваях трафареты "Метро Мясницкая". Такой маразм продолжался больше года: названия остановок наземного транспорта отражали несуществующие названия станций метро.
Наконец вновь созданная мэрия Москвы вынесла в 1991 г. второе (поправочное) постановление, где "Мясницкую" заменили на "Чистые пруды", "Ново-Алексеевскую" на "Алексеевскую", а "Воздвиженку" на "Александровский сад". Однако, из-за ГКЧП было не до замены табличек на станциях метро.
Лишь в конце сентября 1991 г. начали устанавливать таблички на станциях метро и переписали аудиоинформаторы в вагонах. Заново пришлось переписывать остановочные таблички и маршрутные трафареты на автобусах, троллейбусах, трамваях.
Не обошлось и без курьёзов. На станции "Ленино" сначала поставили небольшие временные голубые доски с названиями "Царицыно". И лишь в декабре 1991 г. вместо них поставили огромные бронзовые буквы "Царицыно", из которых буквы И, Н и О с другим оттенком бронзы позаимствовали из старой надписи "Ленино", а остальные ("А", "Р", "Ы" и две "Ц") пришлось заказывать заново. Так эти надписи, состоявшие из букв двух разных оттенков, и висели потом на стенах много десятилетий.
+4
+4 / –0
23.10.2025 12:27 MSK
Link
Пикачу · Sankt Petersburg
Fotos: 442
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> вместо них поставили огромные бронзовые буквы "Царицыно", из которых буквы И, Н и О с другим оттенком бронзы позаимствовали из старой надписи "Ленино", а остальные ("А", "Р", "Ы" и две "Ц") пришлось заказывать заново. Так эти надписи, состоявшие из букв двух разных оттенков, и висели потом на стенах много десятилетий.

Очень похожая история с нашей Новочеркасской! До 1992 года станция называлась Красногвардейская. Новое название тоже собрали из букв старого. Не хватало только буквы Ч. Только в 2011 году её привели в единый стиль.

А история про недо-переименования звучит прям как анекдот)
+1
+1 / –0
23.10.2025 19:38 MSK
Link
Stalin · Brest
Keine Fotos
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> Первые таблички с такими названиями на станциях метро стали монтировать в сентябре 1991 г.

Очень интересная и познавательная информация про переименования в целом, о которой вообще не знал. Спасибо!
Получается все новые названия, которые мы видим на схемах метро 1990 г. были только на этих самых схемах, а на станциях по-прежнему были советские названия.
А со "Ждановской" такая же история была?
+1
+1 / –0
23.10.2025 20:28 MSK
Link
Пикачу · Sankt Petersburg
Fotos: 442
Цитата (Stalin, 23.10.2025):
> Получается все новые названия, которые мы видим на схемах метро 1990 г. были только на этих самых схемах, а на станциях по-прежнему были советские названия.

С постановления о переименовании до фактической замены названий в навигации может пройти несколько месяцев. В Киеве два года назад переименовали две станции метро, но их новые названия на путевых стенах появились только через год
+2
+2 / –0
23.10.2025 21:59 MSK
Link
Sergey · Moskau
Fotos: 2
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> Так эти надписи, состоявшие из букв двух разных оттенков, и висели потом на стенах много десятилетий.

И до сих пор висят.
0
+0 / –0
24.10.2025 09:10 MSK
Link
Keine Fotos
Цитата (Пикачу, 23.10.2025):
> В Киеве два года назад переименовали две станции метро, но их новые названия на путевых стенах появились только через год

Переименования станций метро всё время требуют проведения работ, соизмеримых с капитальным ремонтом. Иногда эти выковыривания старых надписей носят причудливый характер. Одна из московских достопримечательностей - наземный вестибюль станций "пл. Свердлова" и "пл. Революции". Наверху на улице при входе отчётливо видны следы выдирания плит с надписями "имени Кагановича" (это про название метрополитена до 1955 г.) и "пл. Свердлова" (про переименование станции). А надписи "имени Ленина" и "Театральная" издалека видны, как сделанные уже потом.
+3
+3 / –0
24.10.2025 09:17 MSK
Link
Keine Fotos
Цитата (Stalin, 23.10.2025):
> Получается все новые названия, которые мы видим на схемах метро 1990 г. были только на этих самых схемах, а на станциях по-прежнему были советские названия.
> А со "Ждановской" такая же история была?

"Ждановскую" в 1989 г. довольно оперативно заменили, и буквы на станции и радиоинформаторы в вагонах.
Вагонные схемы с новыми названиями в 1991 г. напечатали ещё с "Мясницкой", "Воздвиженкой" и "Ново-Алексеевской" (возможно, к открытию линии в Отрадное в марте 1991 г.), а потом пришлось в типографии заказывать наклейки. Осенью 1991 г. на вагонных схемах "Воздвиженку" и "Мясницкую" заклеили полностью, а на "Ново-Алексеевскую" пожадничали большую наклейку делать. Заклеили белой полоской "Ново-", оставив "Алексеевскую".
+3
+3 / –0
24.10.2025 14:08 MSK
Link
Keine Fotos
Цитата (Stalin, 23.10.2025):
> А со "Ждановской" такая же история была?

Было отдельное Постановление ЦК КПСС "Об отмене правовых актов, связанных с увековечиванием памяти А.А. Жданова" в январе 1989 года, доведенное до населения посредством программы "Время".
И на местах исполнили довольно быстро.
+3
+3 / –0
24.10.2025 14:28 MSK
Link
Пикачу · Sankt Petersburg
Fotos: 442
Цитата (Марат74, 24.10.2025):
> Об отмене правовых актов, связанных с увековечиванием памяти А.А. Жданова" в январе 1989 года, доведенное до населения посредством программы "Время"

Да, и тогда же город Жданов переименовали в Мариуполь
0
+0 / –0

Kommentar

Bitte keine politischen Diskussionen, andernfalls wird Ihr Account für einen Monat gesperrt!
Zu Kommentieren ist eine Anmeldung nötig..