TransPhoto

Фотографии публикуются на сайте как есть и не имеют цели продвижения какой-либо политической и/или идеологической позиции.

Материалы предоставляются пользователями и не являются отражением мнения администрации сайта.

Закрыть
Москва — Общегородские схемы
  МоскваОбщегородские схемы
Схема электротранспорта Москвы на май 1991 года

Автор: Пикачу · Санкт-Петербург           Дата: Май 1991 г.

Статистика

Лицензия: Copyright ©
Опубликовано 05.10.2025 21:23 MSK
Просмотров — 916

Подробная информация

Комментарии · 20

05.10.2025 21:23 MSK
Ссылка
Пикачу · Санкт-Петербург
Фото: 442
На самом излёте СССР в Москве работали 43 трамвайных и 85 троллейбусных маршрутов, действовали 9 линий метро и строилась 10-я.

Про трамвай:
– Линия на Автозаводском мосту ещё действует. В июле 1991 года маршруты 8 и 15 закроются, оставив 16 в гордом одиночестве. В сентябре 1992 мост закроется на ремонт, но трамвай на него больше не вернётся. Таким образом, это первая закрытая трамвайная линия Москвы в постсоветской России.
– Линия на Ивантеевской улице закрыта из-за строительства метро, но движение восстановилось только через 2,5 года после его открытия. Для трамваев 4 и 7 организовано временное кольцо «3-й проезд Подбельского», 46 укоротили до Богородского.
– Существует «Аннушка» в варианте Чистые пруды – Зацепская площадь. В ноябре 1991 снимается кольцо на Зацепской площади, т.к. оно проходило вокруг церкви, и маршрут А исчезает до 1997 года.

Про троллейбус:
– Не было тоннеля Маршала Гречко под Кутузовским проспектом у нынешней станции метро «Парк Победы».
– Маршруты 4, 7, 33, 62 из центра идут по набережной и Большой Якиманке. В конце июня 1991 движение по Якиманскому проезду станет двусторонним.
– Линия 85 маршрута по Севастопольскому пр. южнее ул. Миклухо-Маклая, улицам Айвазовской, Тарусской, Ясногорской откроется в январе 1992.
– Маршруты 12 и 20 разворачиваются через улицы Герцена и Огарева (ныне Большая Никитская и Газетный переулок).
– Линия маршрутов 5, 8 по Большой Никитской обозначена как закрытая «временно» 15 августа 1989 года. Тогда это действительно было «временно», но вскоре стало постоянным.
+11
+11 / –0
05.10.2025 22:35 MSK
Ссылка
Tr4m · Ереван
Фото: 99
Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса? Схема как всегда супер!
+5
+5 / –0
05.10.2025 22:44 MSK
Ссылка
Пикачу · Санкт-Петербург
Фото: 442
Цитата (Tr4m, 05.10.2025):
> Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса? Схема как всегда супер!

В плане чего? Длине сети? Количества маршрутов? Количестве машин? Скорости строительства? Абсолютный пик перед началом закрытия сети? Сложно сказать.
+5
+5 / –0
05.10.2025 22:54 MSK
Ссылка
Батон · Москва
Фото: 314
Цитата (Tr4m, 05.10.2025):
> Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса? Схема как всегда супер!

Считается, что в 2014 году.
+7
+7 / –0
05.10.2025 23:07 MSK
Ссылка
Tr4m · Ереван
Фото: 99
Цитата (Пикачу, 05.10.2025):
> Цитата (Tr4m, 05.10.2025):
> > Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса? Схема как всегда супер!
>
> В плане чего? Длине сети? Количества маршрутов? Количестве машин? Скорости строительства? Абсолютный пик перед началом закрытия сети? Сложно сказать.

Я обычно считаю пик по длине сети. Количество маршрутов тоже можно считать, но укорочение могут цифру поднять выше чем на самом деле. Спасибо заранее за ответ.
+5
+5 / –0
05.10.2025 23:20 MSK
Ссылка
Гриша · Москва
Нет фотографий
Цитата (Tr4m, 05.10.2025):
> Скажите пожалуйста когда был абсолютный пик Московского троллейбуса?

Я думаю, что на рубеже 00-10-ых годом текущего века, то есть перед началом погромов.
+7
+7 / –0
06.10.2025 14:21 MSK
Ссылка
Валерий Борода · Стамбул
Нет фотографий
32 маршрут со стороны Измайлова едет вникуда
+4
+4 / –0
06.10.2025 14:43 MSK
Ссылка
Пикачу · Санкт-Петербург
Фото: 442
Цитата (Валерий Борода, 06.10.2025):
> 32 маршрут со стороны Измайлова едет вникуда

А если быть точным, на кольце 16-я Парковая два раза отмечен 34) Там должен быть 32.
+4
+4 / –0
06.10.2025 19:55 MSK
Ссылка
Stalin · Брест
Нет фотографий
Цитата (Батон, 05.10.2025):
> Считается, что в 2014 году.

Отчасти можно согласиться, если брать период до апреля. Хотя даже тогда 4 парк уже доживал свои последние дни и маршрутов в его ведении становилось всё меньше. 5-й и 69-й маршруты также уже отсутствовали в маршрутной сетке.
+2
+2 / –0
07.10.2025 01:11 MSK
Ссылка
Гриша · Москва
Нет фотографий
Цитата (Stalin, 06.10.2025):
> 5-й и 69-й маршруты также уже отсутствовали в маршрутной сетке.

Потому что оба были объединены с 15-ым: один снизу, другой сверху. И планировалось их восстановление, если б в свое время ввелась в эксплуатацию новая диспетчерская к/ст "Лужники-Южные" взамен ликвидированной Лужников-Северных. Но не успели ее ввести в эксплуатацию.
И кроме того, как раз в 2013 году воскрес 66-ой маршрут.
+2
+2 / –0
16.10.2025 04:02 MSK
Ссылка
Мистер Гуй · Москва
Фото: 168
Никак не могла при СССР остановка на улице Лескова называться "Дом творчества" - только "Дом пионеров" и никак иначе! Не помню когда её переименовали, но очевидно не раньше 1992 года, возможно даже и позже. В середине 1990х уже была "Дом творчества", но год переименования я точно не скажу, хотя и жил в то время в Бибирево.
+2
+2 / –0
23.10.2025 11:47 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Некоторые пояснения по названию станций метро.
Никаких "Чистых прудов", "Алексеевских", "Царицыных", "Александровских садов" и других новых названий в мае 1991 г. ещё не было. Первые таблички с такими названиями на станциях метро стали монтировать в сентябре 1991 г.
Эпопея переименований станций метро и остановок наземного транспорта у станций метро длилась с переменным успехом больше года.
В 1990 г. Моссовет вынес решение о переименовании 30 улиц и 10 станций метро. Однако, реального контроля над метрополитеном у Моссовета до августа 1991 г. не было, шло яростное противостояние властей разных уровней. Метрополитен относился к союзному МПС СССР и чихать хотел на постановления какого-то Моссовета. Постановлением 1990 г. были, в частности, предусмотрены "Мясницкая" вместо "Кировской", "Воздвиженка" вместо "Калининской" и "Ново-Алексеевская" вместо "Щербаковской".
Мосгортранс, подчинявшийся Моссовету, взял под козырёк и переименовал остановки наземного транспорта около "новых" станций метро. Развесили новые таблички на остановках, переписали маршрутные трафареты на вагонах, и потом на Кировскую долго приходили трамваи с трафаретами "Метро Мясницкая". Известны фотографии, где на трамваях трафареты "Метро Мясницкая". Такой маразм продолжался больше года: названия остановок наземного транспорта отражали несуществующие названия станций метро.
Наконец вновь созданная мэрия Москвы вынесла в 1991 г. второе (поправочное) постановление, где "Мясницкую" заменили на "Чистые пруды", "Ново-Алексеевскую" на "Алексеевскую", а "Воздвиженку" на "Александровский сад". Однако, из-за ГКЧП было не до замены табличек на станциях метро.
Лишь в конце сентября 1991 г. начали устанавливать таблички на станциях метро и переписали аудиоинформаторы в вагонах. Заново пришлось переписывать остановочные таблички и маршрутные трафареты на автобусах, троллейбусах, трамваях.
Не обошлось и без курьёзов. На станции "Ленино" сначала поставили небольшие временные голубые доски с названиями "Царицыно". И лишь в декабре 1991 г. вместо них поставили огромные бронзовые буквы "Царицыно", из которых буквы И, Н и О с другим оттенком бронзы позаимствовали из старой надписи "Ленино", а остальные ("А", "Р", "Ы" и две "Ц") пришлось заказывать заново. Так эти надписи, состоявшие из букв двух разных оттенков, и висели потом на стенах много десятилетий.
+4
+4 / –0
23.10.2025 12:27 MSK
Ссылка
Пикачу · Санкт-Петербург
Фото: 442
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> вместо них поставили огромные бронзовые буквы "Царицыно", из которых буквы И, Н и О с другим оттенком бронзы позаимствовали из старой надписи "Ленино", а остальные ("А", "Р", "Ы" и две "Ц") пришлось заказывать заново. Так эти надписи, состоявшие из букв двух разных оттенков, и висели потом на стенах много десятилетий.

Очень похожая история с нашей Новочеркасской! До 1992 года станция называлась Красногвардейская. Новое название тоже собрали из букв старого. Не хватало только буквы Ч. Только в 2011 году её привели в единый стиль.

А история про недо-переименования звучит прям как анекдот)
+1
+1 / –0
23.10.2025 19:38 MSK
Ссылка
Stalin · Брест
Нет фотографий
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> Первые таблички с такими названиями на станциях метро стали монтировать в сентябре 1991 г.

Очень интересная и познавательная информация про переименования в целом, о которой вообще не знал. Спасибо!
Получается все новые названия, которые мы видим на схемах метро 1990 г. были только на этих самых схемах, а на станциях по-прежнему были советские названия.
А со "Ждановской" такая же история была?
+1
+1 / –0
23.10.2025 20:28 MSK
Ссылка
Пикачу · Санкт-Петербург
Фото: 442
Цитата (Stalin, 23.10.2025):
> Получается все новые названия, которые мы видим на схемах метро 1990 г. были только на этих самых схемах, а на станциях по-прежнему были советские названия.

С постановления о переименовании до фактической замены названий в навигации может пройти несколько месяцев. В Киеве два года назад переименовали две станции метро, но их новые названия на путевых стенах появились только через год
+2
+2 / –0
23.10.2025 21:59 MSK
Ссылка
Sergey · Москва
Фото: 2
Цитата (Краснопресненец, 23.10.2025):
> Так эти надписи, состоявшие из букв двух разных оттенков, и висели потом на стенах много десятилетий.

И до сих пор висят.
0
+0 / –0
24.10.2025 09:10 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Пикачу, 23.10.2025):
> В Киеве два года назад переименовали две станции метро, но их новые названия на путевых стенах появились только через год

Переименования станций метро всё время требуют проведения работ, соизмеримых с капитальным ремонтом. Иногда эти выковыривания старых надписей носят причудливый характер. Одна из московских достопримечательностей - наземный вестибюль станций "пл. Свердлова" и "пл. Революции". Наверху на улице при входе отчётливо видны следы выдирания плит с надписями "имени Кагановича" (это про название метрополитена до 1955 г.) и "пл. Свердлова" (про переименование станции). А надписи "имени Ленина" и "Театральная" издалека видны, как сделанные уже потом.
+3
+3 / –0
24.10.2025 09:17 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Stalin, 23.10.2025):
> Получается все новые названия, которые мы видим на схемах метро 1990 г. были только на этих самых схемах, а на станциях по-прежнему были советские названия.
> А со "Ждановской" такая же история была?

"Ждановскую" в 1989 г. довольно оперативно заменили, и буквы на станции и радиоинформаторы в вагонах.
Вагонные схемы с новыми названиями в 1991 г. напечатали ещё с "Мясницкой", "Воздвиженкой" и "Ново-Алексеевской" (возможно, к открытию линии в Отрадное в марте 1991 г.), а потом пришлось в типографии заказывать наклейки. Осенью 1991 г. на вагонных схемах "Воздвиженку" и "Мясницкую" заклеили полностью, а на "Ново-Алексеевскую" пожадничали большую наклейку делать. Заклеили белой полоской "Ново-", оставив "Алексеевскую".
+3
+3 / –0
24.10.2025 14:08 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Stalin, 23.10.2025):
> А со "Ждановской" такая же история была?

Было отдельное Постановление ЦК КПСС "Об отмене правовых актов, связанных с увековечиванием памяти А.А. Жданова" в январе 1989 года, доведенное до населения посредством программы "Время".
И на местах исполнили довольно быстро.
+3
+3 / –0
24.10.2025 14:28 MSK
Ссылка
Пикачу · Санкт-Петербург
Фото: 442
Цитата (Марат74, 24.10.2025):
> Об отмене правовых актов, связанных с увековечиванием памяти А.А. Жданова" в январе 1989 года, доведенное до населения посредством программы "Время"

Да, и тогда же город Жданов переименовали в Мариуполь
0
+0 / –0

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц и более.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.