Продолжаем двигаться вглубь веков по историческим схемам столицы.
2006 год, развёртывание лужковкой Большой Ленинградки в самом разгаре. Ещё не снята с концами закрытая перед Новым 2005 годом трамвайная линия. Троллейбусы № 6 и № 43 не делают умопомрачительный оттянутый разворот вблизи Петровского парка, а маршруты № 65 и № 86 ещё не встречно-кольцевые (эти изменения произойдут в июне 2007 года). Интересно, что во время строительства развязки Ленинградка/ТТК был закрыт съезд на Беговую улицу и маршруты № 12к и № 86 шли в обход по 1-му Боткинскому проезду и улице Зои Воскресенской.
Ещё работает кольцо «Лужники-Северная», а напротив неё – открытая площадка отстоя маршрутов № 5 и № 15, которые после варварского уничтожения 5 троллейбусного парка в Хамовниках и начала его переноса на старую территорию Краснопресненского трамвайного депо (который раз это происходит в истории Москвы?) не обслуживались ни одним парком.
Некоторые короткие версии маршрутов (как троллейбусных, так и трамвайных) пока не имеют самостоятельных номеров. Вместо № 82 – № 12к, № 83 – № 41к, № 87 – 22к. Особняком стоит № 5к, который в 2004 году, после снятия линий с Никитских улиц, фактически перестал быть короткой версией своего старшего брата.
Счётчик троллейбусных маршрутов: 105.
Буду рад предложениям, замечаниям, если вспомните ещё какие-нибудь детали 19-летней давности.
Цитата (Пикачу, 10.09.2025): > Продолжаем двигаться вглубь веков по историческим схемам столицы.
Наконец-то хоть кто-то планирует делать историческую серию схем по столице. А то не солидно как-то было, что другие города имеют подобное, а Москва не имеет. Теперь этот пробел наконец-то будет восполнен! (надеюсь)
Из сразу бросившихся в глаза "глюков": 1) трамвай 30 был тогда только до Войковской, в Михалково он пришёл в 2013 с восстановлением Сокола, равно как тогда не было одностороннего заезда 23-го на кольцо Метро "Войковская"; 2) не отмечена остановка "Пл. Марины Расковой" на Новопесчаной ул. в сторону Сокола; 3) троллейбусная остановка "Гидропроект" на Волоколамском шоссе в то время располагалась в обе стороны в том же створе, где и трамвайная; 4) Живописный мост (равно, как и Серебряноборский тоннель) тогда ещё не был построен, троллейбус 35 поворачивал с Живописной на Жукова в сторону центра напрямую, без оттянутого разворота; 5) в плане путевого развития контактной сети троллейбуса разворотное кольцо 12, 12к Больница МПС было двухпутным, причём второй путь начинался сразу после съезда с основного хода, перед остановкой "Покровское-Глебово" 6) служебная троллейбусная линия нулей 19, 59, 61 в парк начиналась не прям на повороте с Песчаной на Алабяна, а сильно заранее, на Песчаной ул. довольно близко к выезду с ОРП Метро "Сокол", и проходила она не острым углом с Песчаной на Алабяна, а срезала угол по местному проезду вдоль д. 5 по ул. Алабяна (т.е. проезду, который является продолжением Песчаного пер.). При выходе с Алабяна на Ленинградку в сторону области эта служебная линия пересекала маршрутную линию в центр глухим пересечением под острым углом. Поэтому следующим в парк нулям 12, 12к, 70, 6, 43, 57, 58 со стороны Братцева/МПС/Невы/Войковской/Прибрежного приходилось разворачиваться на Песчаной пл. Сходная стрелка появилась позднее, когда разворотные петли у д. 75 по Ленинградскому пр-ту были разобраны на период строительства развязки, а расходная - ещё позднее, когда разворотную петлю отстроили заново уже в эпоху после запуска Волоколамского тоннеля; 7) остановка трамвая 6 и троллейбуса 70 "Улица Циолковского" тогда ещё называлась "Кинотеатр "Метеор", если не путаю; 8) остановка трамваев 23, 27 "Шк. З. и. А. Космодемьянских" тогда имела двойное название: " ... - Академия МВД"; 9) остановка трамваев 23, 27 "3-й Новоподмосковный пер." тогда имела двойное название: " ... - Центр "Прозрение"; 10) остановка трамваев 23, 27 "Новопетровская улица" в сторону Михалкова/Дмитровской располагалась на ул. Клары Цеткин, в створе встерчной остановки. Высадка была на проезжую часть с двусторонним автомобильным движением,что было для Москвы уникальным случаем; 11) остановка трамваев 23, 27 "3-й Михалковский переулок" в тот период искажённо называлась "3-й Михалковский проезд"; 12) остановка трамваев 28, 28к "Улица Рогова" тогда имела двойное название: " ... - Стадион "Октябрь"; 13) остановка трамваев 28, 28к "Бассейн" тогда имела двойное название: " ... - Улица Паршина; 14) остановка троллейбусов 5к, 35, 79 "Метро "Улица 1905 года - северный вестибюль" имела тройное название: "... - Транспортное агентство".
Цитата (Пикачу, 10.09.2025): > Особняком стоит № 5к, который в 2004 году, после снятия линий с Никитских улиц, фактически перестал быть короткой версией своего старшего брата.
Он стал быть короткой версией 79-го, рокернутого с 5-кой осенью 2004 года. И черным 95-ым стал только в 2007 году (и непонятно, почему именно 95, а не просто 5, который в том же 2007 году стал ненужным огрызком и вскоре вымер). Аналогично было в 2016 году и с 1-цей, когда некоторое время после ее смерти еще существовал 1к.
Цитата (Максим Слесарев, 13.09.2025): > остановка трамваев 23, 27 "Новопетровская улица" в сторону Михалкова/Дмитровской располагалась на ул. Клары Цеткин, в створе встерчной остановки. Высадка была на проезжую часть с двусторонним автомобильным движением,что было для Москвы уникальным случаем
Вообще заметил, что активные переносы трамвайных остановок начали происходить лишь пару-тройку лет назад. Стоит погуглить недавние новости или посты в Телеграме Дептранса.
> остановка трамваев 23, 27 "3-й Михалковский переулок" в тот период искажённо называлась «3-й Михалковский проезд»;
В 2000 году действительно ещё было по-правильному: "переулок". А именно в период снятия 23-го с Ленинградки название этой остановки на остановочных трафаретах и в объявлениях автоинформаторов исказили на "проезд". Это искажение дожило до начала 2010-х гг. При этом в паспортах 23-го и 27-го маршрутов, НЯЗ, оставалось правильное название "переулок", как и на подавляющем большинстве схем.
Ещё одна мелкая правка: остановки "Авиационный институт" троллейбуса на чётной стороне Волоколамского шоссе и "Пищевой институт" трамвая и троллейбуса на нечётной стороне Волоколамского шоссе до 1 октября 2013 года имели единое название "Авиационный и пищевой институты" (в ещё более ранний период, в 1990-е и до начала 2000-х, она называлась в варианте "Пищевой и авиационный институты". Переименование с разделением на 2 разных названия в 2013 году было связано с тем, что с 2008 года между двумя сторонами Волоколамского шоссе отсутствует пешеходный переход (ближайшие действующие переходы на остановках "Ул. Панфилова" и "Гидропроект"), и пассажиры часто ошибочно выходили, полагаясь на старое название, и не могли попасть к соответствующему институту.
И хотел бы высказать огромное уважение и благодарность за этот титанический и нужный труд. Какие-то шероховатости всегда неизбежны, когда дело касается таких масштабных работ. Надеюсь, что мои замечания хоть немного помогли. А так огромный респект.
Цитата (Максим Слесарев, 14.09.2025): > остановки "Авиационный институт" троллейбуса на чётной стороне Волоколамского шоссе и "Пищевой институт"
Посмотрел свои старые архивы фото, видео и заметки. Ошибся в дате с годом: 1 октября 2015 года, а не 2013. И с годом смены "Пищевой и авиационный..." на "Авиационный и пищевой..." так до конца и удалось разобраться. Всё-таки перед закрытием трамвая на Соколе осенью 2008 было ещё в варианте "Пищевой и авиационный...", причём как на трафаретах, таки в автоинформаторах. Плюс пока целый год там был жив временный металлический надземный пешеходный переход тоже было ещё старое название. А вот уже к 2013 на трафаретах (один из которых сохранился на память) и автоинформаторах как минимум троллейбусов совершенно точно вовсю было "Авиационный и пищевой...". Т.е. это изменение произошло где-то между 2009 и 2013 гг., в чисто троллейбусно-автобусный период этого места, когда трамвайная линия была разобрана.
1) Пересечение Каширского шоссе с Пролетарским проспектом. При движении в сторону центра после сходной стрелки нарисован служебный поворот в сторону Коломенской. В упор на помню там такого поворота до строительства развязки. Можно было либо свернуть по 67-му ещё до примыкания линии с Пролетарского, либо уже у метро. 2) На Косыгина около Академика Зелинского был резервный разворот и в другую сторону тоже. Вот так там было: ==)=(== . При этом оба разворота были без стрелок, то есть надо было вручную штанги переставлять.
Продолжая внимательно разглядывать... На Волхонке была неиспользуемая встречная линия из центра, которая начиналась в самом начале Волхонки и соединялась с линией 16-го, причём вполне полноценной стрелкой. Сохранялась она с 1993 года, когда весь центр вывернули наизнанку и движение по ней стало невозможно, и провисела до самой ликвидации троллейбуса в центре. Зачем при строительстве линии по Ленивке под смену направления движения 16-го, там сделали сходную стрелку с ней, я не понимаю, но факт остаётся фактом.
Остановка Тб29 "Савёловский вокзал" в сторону Динамо была за поворотом, уже на 2-й Квесисской улице, и сохранялась там даже какое-то время после ликвидации троллейбуса и замены на автобус т29. Перед поворотом, там где показана остановка, останавливался только А87. На обратном пути Тб29 останавливался тоже на 2-й Квесисской перед выездом на Бутырскую.
Левого поворота с Бутырского вала в Угловой переулок, насколько я помню, не было никогда. Все "короткие" маршруты этого узла (29к, 47к, 56к, 78к) разворачивались на Новослободской улице, там же где была петля Тб29.
Цитата (Юрий А., 25.09.2025): > и провисела до самой ликвидации троллейбуса в центре. Зачем при строительстве линии по Ленивке под смену направления движения 16-го, там сделали сходную стрелку с ней, я не понимаю, но факт остаётся фактом.
На текущий момент данный алогизм можно лицезреть на ЯПанорамах в период 2011—2016 г.
链接