TransPhoto

Фотографии публикуются на сайте как есть и не имеют цели продвижения какой-либо политической и/или идеологической позиции.

Материалы предоставляются пользователями и не являются отражением мнения администрации сайта.

Закрыть
Марракеш — Троллейбус — Разные фотографии
  МарракешYangtse Veyron G52 (WG6120BEVHR) № 07  —  маршрут A
Троллейбус — Разные фотографии
Iziki
The single trolleybus remaining in service is still very popular with passengers.
The trolleybus project in Marrakesh is in outright decline.
However, the service is very well organized.
See details on Marrakesh trolleybus system in the comments below.
• • •
Единственный оставшийся на линии троллейбус пользуется большой популярностью у пассажиров.
Проект троллейбуса в Марракеше находится в полном упадке.
Однако работа маршрута хорошо организована.
Подробнее о троллейбусе Марракеша читайте в комментариях ниже.

Автор: Ymtram · Ист-Хейвен - Бранфорд           Дата: 3 апреля 2025 г., четверг

Показать место съёмки на карте

Статистика

Опубликовано 24.04.2025 18:02 MSK
Просмотров — 398

Подробная информация

Параметры съёмки

Модель камеры:iPhone SE (2nd generation)
Время съёмки:03.04.2025 10:07
Выдержка:1/2703 с
Диафрагменное число:1.8
Чувствительность ISO:20
Фокусное расстояние:3.99 мм
Показать весь EXIF

Комментарии · 2

24.04.2025 18:09 MSK
Ссылка
Ymtram · Ист-Хейвен - Бранфорд
Фото: 21761 · Модератор неавторских материалов / Фотомодератор / Общий редактор / Редактор новостей / Перевод сайта (EN)
Текст на русском языке - ниже.

• • •

MARRAKESH TROLLEYBUS

The trolleybus project in Marrakesh is in outright decline. The BRT-style line was built by the Chinese and uses the Chinese-manufactured vehicles. The line opened 29.09.2017 and is plagued with infrastructure and vehicle problems ever since. To some up, due to infrastructure deficiencies, trolleybuses were forced to operate on batteries only, without charging from overhead, between 2017-2020, which used up the battery's capacity. The operation was completely suspended from 22.03.2022 for about a year due to no serviceable trolleybuses available. After some vehicles had been repaired and batteries revived, the operation started with 3 vehicles in the spring of 2023. The vehicle count went down to 2 trolleybuses operating on 30 min headway in the summer of 2023. Since the spring of 2024 the operation is down to 1 single vehicle (!) operating daily on 60 min headway.

However, when it comes to operations, not everything is as disorganized as it looks. The current operation follows a rather strict systemic service plan.

All the problems with the Marrakesh trolleybus project had been best described in the following excellently researched and written article by Libor Hinčica published in Československý Dopravák on 09.12.2022:
https://www.cs-dopravak.cz/jediny-africk...provoz/

The English translation can be found here:
https://transphoto.org/photo/1695941/?top=1#3032485

Consider my report below an update on how things have evolved after the appearance of the article.

Nowadays a single trolleybus operates daily (weekdays and weekends) maintaining hourly departures between 7:00-21:00 from the outer Massira terminus, and at least hypothetically departures at 7:30-21:30 from the central Bab Doukkala terminus. The service is operated with strict schedule adherence out of Massira terminus in the eastbound direction. However, some drivers choose to leave from the central Bab Doukkala immediately upon arrival. While one-way runtimes average around 25 min, some early AM and late PM runs manage within about 20 minutes. Thus, departures from Bab Doukkala in the westbound direction can be anywhere between X:20-30 hourly.

Nevertheless, old timetables at stops still advertise 6:00-22:00 service with a headway between 6-12 minutes.

On Thursday 03.04.2025 and Friday 04.04.2025 the lonely trolleybus in service was 07, which is the same vehicle that Transphoto user Dissident photographed on Sunday 23.02.2025.

Let me reiterate, that all eastbound departures from Massira are completed strictly on the hour, with a visible effort by drivers to leave exactly on time. This gives the remaining operation some structure and viability. Most passengers know the actual timetable and gather at stops for the scheduled departures. Some other passengers are deserters from the nearest bus stops upon appearance of a bright orange trolleybus visible down the road (the ride is cheaper than the bus, I believe 4 vs. 6 dirham).

I observed three instances of passengers in wheelchairs waiting specifically for the trolleybus, as low floor bus alternatives are nonexistent:
https://transphoto.org/photo/2105016/

I also observed one instance of a passenger giving up on waiting for the trolleybus and opting for a passing horse buggy instead )
https://transphoto.org/photo/2105032/

The other Transphoto user Dissident visited the system on Sunday 23.02.2025 (a weekend in Morocco, unlike other Muslim countries) and observed the single trolleybus operating nearly empty, with 2-3 passengers per vehicle. This was not the case on a weekday. The service was very popular with passengers. Morning runs had many standees, and midday runs consistently had full seated loads with some standees. See the above photo.

The western half of the 7.6 km-long route is equipped with the overhead, however, the loop at the end of the line is not. Hence, terminating trolleybuses have to lower the poles for a turnaround. The eastern half of the line doesn't have overhead.

Almost the entire line boasts a dedicated trolleybus right-of-way in the middle of a very busy avenue with a lot of traffic. The right-of-way ends three short city blocks from the central terminal, hence at the eastern end of the line trolleybuses operate in mixed traffic and are subject to delays. The eastern central loop Bab Doukkala is in mixed traffic:
https://transphoto.org/photo/2105019/
https://transphoto.org/photo/2105017/

Surprisingly, the right-of-way rules are not heavily abused, and the trolleybus lane remains strikingly empty. Some city vehicles and for some reason horse traffic in particular - occasionally use the right-of-way. Provided only the single trolleybus uses such enormous installation one time an hour, while everyone else, including city buses, languishes in traffic - is mind-blowing.

All runs are operated under wire wherever available with poles up for charging, with no exceptions.

Strangely, the western Bab Doukkala trolleybus terminus in the city center is not equipped with any signage, there is simply NO indication where the trolleybus BRT stop is. Trolleybuses simply pull to the side of the road, and unload passengers between parked cars and mopeds. What is even stranger, the trolleybus stop doesn't coincide with the bus stop of the same busy corridor. Moreover, the trolleybus stop is located on the inbound side of the square, not the outbound side preceding the corridor, where the bus stop is. All of the above makes trolleybus patronage out of the city center somewhat occasional:
https://transphoto.org/photo/2105018/

I observed one instance of a trolleybus requiring fixes while in service. Mechanics had been requested in the field, and arrived at the terminal on mopeds. This time malfunction was fixed within the layover time. Later in the day, one trip was dropped for technical reasons. There was no attempt to swap the trolleybus for another one, even though the depot is located just around the corner from the terminal. That is, if there was another serviceable trolleybus available at all besides the lonely 07:
https://transphoto.org/photo/2105015/

The trolleybus depot constitutes a fortress which high solid walls. There is a short segment of overhead inside the depot. To be fair, the depot is just a storage yard, with not much in terms of service structures or even offices. It is unlikely that any heavy maintenance is done at this facility, which most likely performed at carrier's other depots. The staff at the depot are mostly security personnel. The management is based at the other address.

There is a field with solar panels located right behind the depot, which are a part of the trolleybus project. They were supposed to feed the trolleybus power supply grid, but in the end couldn't fully fulfill the objective:
https://transphoto.org/photo/2105002/

Due to controversies surrounding the trolleybus project, the operations staff is somewhat weary of publicity. Everyone is remarkably friendly the Moroccan-style, but the first question local staff asks is whether you are a journalist. Hence, contacting the local operator in advance, or the depot access - were practically impossible. The only chance I had to look inside the depot was during the trolleybus pull out in the morning.

Remarkably, Morocco is an amazingly free country, at least when it comes to daily conduct in the streets. Everyone is left to their own devices, including photography. I had no problem with my photography whatsoever, even less than in Western Europe.

The photo session at the depot's gates was an excellent example. The trolleybus depot is equipped with very nice but strict security guards. During the morning trolleybus pull-out I parked myself outside the depot, freely doing my "thing" with the camera and zoom, while the security did their "thing", like shutting the gates as quickly as possible behind the trolleybus. No questions asked. One friendlier guard that I communicated with before, smiled at me and held one half of the gate opened for extra 10 seconds. This was my official depot visit in Marrakesh )
https://transphoto.org/photo/2105033/

There is a row of 5 inactive vehicles at the depot, which according to satellite imagery didn't move at least from 01.2025. The inactive vehicles I was able to identify are 02,03,04. The other 2 vehicles couldn't be identified. It is noteworthy that the 6th vehicle had been parked between 03 and 04 for a long time until the end of 2024, but apparently it had been "revived". Another row of supposedly active vehicles was headed by 05. There should be 3 other vehicles in that row, but they couldn't be seen. Transphoto database lists 01,05,07 as serviceable. I could only confirm 05,07.

Upon riding 07 I recognized the poor sound of old Chinese trolleybuses I heard in Valparaiso or Ulaanbaar. In my report from Valparaiso I called the Chinese trolleybus an ‘electric tractor’. In Marrakesh the sound might not be as loud yet - but it is getting there. This is not a good sound. The vehicle itself looked very tired. The supposedly 'low floor' interior doesn't offer a single seat at the floor level, while all seats are mounted on podiums. This renders the 'low floor' option somewhat pointless.

* * *

Overall, I really liked Morocco a lot. A very relaxed, friendly and free society. Rabat looks more pristine with seemingly most notable attractions. Marrakech is on the wild bazaarish side. The city has huge old Medina - the old historic city and bazaar st the same time, one can get lost in for hours, which Marrakesh is famous for with tourists. Marrakech is also surrounded by snow-capped mountains, and tourists here are often taken not only to the desert to see camels, but also to the mountains to see the African snow ) Casablanca is unexpectedly less touristy and feels very local. Overall Morocco surprisingly lacks many tourists. While outside of city centers, I was practically the only visitor, surrounded only by locals.

* * *

The following are observations on the number of vehicles in service via satellite imagery:

2017.10 - 6
2017.10 - 6
2017.12 - 6
2018.01 - 6
2018.04 - 5
2018.08 - 6
2018.08 - 4
2018.10 - 6
2019.04 - 5
2019.07 - 6
2019.07 - 4
2020.02 - 3
2020.08 - 1 (COVID)
2021.03 - 4
2021.08 - 3
2021.10 - 3
2022.02 - 2
2022.04 - 0
2022.07 - 0
2022.10 - 0
2023.04 - 3
2023.07 - 2
2023.09 - 2
2023.09 - 2
2023.09 - 2
2024.03 - 1 (+1 ready for service at depot)
2025.01 - 1

In at least one case, 1 trolleybus was missing from the line or from the depot, which most likely confirms that major maintenance was being carried out at another carrier's facility.

When multiple vehicles had been operated, the spread between trolleybuses is remarkably even, indicating excellent schedule adherence.

Have fan / fun.
+5
+5 / –0
24.04.2025 18:10 MSK
Ссылка
Ymtram · Ист-Хейвен - Бранфорд
Фото: 21761 · Модератор неавторских материалов / Фотомодератор / Общий редактор / Редактор новостей / Перевод сайта (EN)
МАРРАКЕШСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Проект троллейбуса в Марракеше находится в полном упадке. Линия в стиле БРТ была построена китайцами и использует троллейбусы китайского производства. Линия открылась 29.09.2017 и с тех пор сеть постоянно лихорадит из-за проблем с инфраструктурой и с троллейбусами. После открытия движения, троллейбусы в 2017-2020 гг. работали только на аккумуляторах из-за технической неготовности контактной сети, в результате была раньше времени израсходована потенциальная ёмкость батарей. Работа троллейбуса была полностью приостановлена с 22.03.2022 примерно на 1 год из-за отсутствия пригодных к эксплуатации троллейбусов. После ремонта некоторых машин и решения вопроса с батареями, весной 2023 года работа линии возобновилась с 3 троллейбусами на единицу времени. С лета 2023 года количество выходов сократилось до 2 троллейбусов, работавших с интервалом в 30 минут. С весны 2024 года на линии работает 1 троллейбус (!) с интервалом в 60 минут.

Однако с точки зрения организации работы линии, не всё так безнадёжно, как может показаться, и как описывалось на Трансфото ранее. Троллейбус работает по строго соблюдаемому графику, и работники предприятия пытаются сделать всё возможное для адекватного обслуживания пассажиров, с учётом имеющихся сложностей.

Все проблемы с проектом троллейбуса в Марракеше были наиболее полно представлены в превосходной статье, написанной Libor Hinčica, досконально изучившего данный вопрос. Статья была опубликована в Československý Dopravák 09.12.2022:
https://www.cs-dopravak.cz/jediny-africk...provoz/

Русский перевод я в своё время публиковал здесь:
https://transphoto.org/photo/1695941/?top=1#3032487

Считайте мой отчёт ниже - продолжением, типа чем дело закончилось.

Один-единственный троллейбус работает на линии ежедневно (по будням и выходным), отправляясь каждый час с 7:00 до 21:00 с удалённой конечной Massira, и гипотетически отправляясь в 7:30-21:30 с центральной конечной станции Bab Dukkala. Отправления от конечной Massira в восточном направлении движения выполняются строго по графику. Однако некоторые водители предпочитают отправляться от центральной конечной Bab Doukkala сразу по прибытии. В то время как среднее время в пути в одну сторону составляет около 25 минут, некоторые ранние утренние и поздние вечерние рейсы укладываются примерно в 20 минут. Таким образом, отправления от Bab Doukkala в западном направлении происходят каждый час где-то в X:20-30 минут.

Тем не менее, старые расписания на остановках по-прежнему рекламируют работу линии с 6:00 до 22:00 с интервалом в 6-12 минут.

В четверг 03.04.2025 и пятницу 04.04.2025 единственным троллейбусом на маршруте был 07. Это таже машина, которую пользователь Трансфото Dissident фотографировал в воскресенье 23.02.2025.

Повторюсь, все отправления от Massira выполняются строго по расписанию, с видимыми усилиями водителей отправляться вовремя. Это придает работе троллейбуса структурность и смысл. Большинство пассажиров знают расписание движения, и собираются на остановках к нужному времени. В остальном другие пассажиры перебегают с ближайших автобусных остановок, по мере появления на горизонте ярко-оранжевого троллейбуса (проезд в троллейбусе стоит дешевле, чем на автобусе, вроде 4 против 6 дирхамов).

Наблюдал три случая, когда пассажиры в инвалидных колясках ждали именно троллейбус, так как альтернативы в виде низкопольных автобусов не существует:
https://transphoto.org/photo/2105016/

Также наблюдал один случай, когда одной пассажирке надоело ждать троллейбус, и она стопанула проезжающую лошадь с телегой )
https://transphoto.org/photo/2105032/

Другой пользователь Transphoto Dissident посетил систему в воскресенье 23.02.2025 (выходной день в Марокко, в отличие от других мусульманских стран), и рассказал, что троллейбус ездил почти пустым, с 2-3 пассажирами на рейс. В будний день ничего подобного не было. Оставшийся в работе троллейбус был довольно популярен среди пассажиров. Утренние рейсы выполнялись с многими стоячими пассажирами, а дневные рейсы постоянно имели полную загрузку сидячих мест с некоторыми стоячими пассажирами. Смотрите фото выше, под которым это пишется.

Маршрут БРТ троллейбуса составляет 7,6 км. в длину. Западная половина маршрута БРТ оборудована контактной сетью, однако на кольце в конце линии КС нет. Посему троллейбусам приходится лишний раз опускать штанги для разворота. Восточная половина маршрута не имеет контактной сети.

На протяжении почти всего маршрута имеется обособленная и огороженная полоса для троллейбуса, построенная посреди стержневой авеню с плотным движением транспорта. Обособка заканчивается в трёх коротких городских кварталах от центральной конечной, где троллейбусы следуют в смешанном потоке и могут встать в пробке. Оборот на центральной конечной Bab Doukkala также осуществляется в смешанном потоке:
https://transphoto.org/photo/2105019/
https://transphoto.org/photo/2105017/

Уникально, но изолированность обособки не сильно нарушается водителям, даже учитывая Марракешский бардак на дорогах, и троллейбусная полоса остается практически пустой. Троллейбусную полосу могут внеурочно использовать только отдельные муниципальные авто, полиция и по какой-то причине именно гужевой транспорт. При условии, что один-единственный троллейбус использует такой серьёзный землеотвод посреди улицы один раз в час, в то время как все остальные, включая городские автобусы, томятся в пробках - ситуация напоминает некий сюр.

Все рейсы по маршруту БРТ осуществляются троллейбусами с использованием КС для зарядки батарей, без каких-либо исключений.

Как ни странно, западная конечная Bab Doukkala в центре города не оборудована никакими остановочными знаками. Троллейбусы просто подъезжают к обочине дороги и высаживают пассажиров между припаркованными автомобилями и мопедами. Что еще более странно, остановка троллейбуса не совпадает с остановкой автобуса того же оживлённого коридора. Более того, остановка троллейбуса находится на стороне площади по движению к городу, а не на стороне от города перед началом коридора маршрута, где вместо этого находится только автобусная остановка. Из-за всего вышеперечисленное использование троллейбуса на пути от центра города несколько эпизодическое:
https://transphoto.org/photo/2105018/

Наблюдал один случай, когда единственному троллейбусу понадобилось техобслуживание на линии. Были вызваны механики, которые прибыли на конечную на мопедах. На этот раз неисправность была устранена во время простоя на конечной. Позже в тот же день один рейс был отменён по техническим причинам. При этом не было никаких попыток заменить троллейбус на другой, хотя депо находилось прямо за углом от конечной. Если конечно в депо вообще имелся другой исправный троллейбус, кроме одинокого 07:
https://transphoto.org/photo/2105015/

Троллейбусное депо представляет из себя крепость с высокими стенами. Внутри депо имеется короткий участок контактной сети. Справедливости ради, троллейбусное депо - это скорее просто отстойник, где нет каких-то сервисных объектов или даже помещений для офисов. Маловероятно, что здесь проводится какое-либо серьёзное техническое обслуживание. Cкорее всего, техобслуживание проводится в других депо перевозчика. Персонал здесь - в основном охранники. Руководство предприятия прописано по другому адресу.

Сразу за территорией депо расположено поле, заполненное солнечными панелями, которые являются частью троллейбусного проекта. Они должны были питать сеть электроснабжения троллейбусов, но в итоге не смогли полностью выполнить задачу:
https://transphoto.org/photo/2105002/

Из-за проблем и фактического фиаско с троллейбусным проектом, обслуживающий персонал предприятия несколько сторонится огласки. Разумеется, сотрудники по-мароккански дружелюбны, но первый вопрос, который все задают - журналист вы, или нет. По этой же причине связаться с местным перевозчиком заранее, или получить доступ в депо - практически невозможно. После пары неудачных переговоров, единственный шанс заглянуть во внутрь депо у меня был во время выхода троллейбуса утром из ворот депо.

Здесь отступление. Примечательно, что Марокко - удивительно свободная страна, по крайней мере, когда дело касается аспектов повседневного поведения. Каждый предоставлен сам себе, включая фотографирование. У меня за всё время пробывания в стране не было никаких проблем с фотографированием. Пожалуй, проблем было даже меньше, чем обычно бывает в Западной Европе.

Фотосессия у ворот депо стала красноречивым примером. Троллейбусное депо оборудовано очень дружелюбными, но строгими охранниками. Во время утреннего выезда тролля я припарковался снаружи депо, и свободно делал свое “дело” с камерой и зумом, пока охрана делала свое “дело”, честно закрывая ворота сррразу за троллейбусом, как можно быстрее. Никаких вопросов. Один более дружелюбный охранник, с которым я общался ранее, улыбнулся мне, и попридержал одну половину ворот открытой на 10 лишних секунд. Это и был мой официальный визит в троллейбусное депо в Марракеше )
https://transphoto.org/photo/2105033/

В депо был замечен полутрупный ряд из 5 пассивных троллейбусов, которые, согласно спутниковым снимкам, не двигались по крайней мере с 01.2025. Машины, которые я смог идентифицировать, это 02,03,04. Остальные 2 машины не удалось определить. Примечательно, что 6-й тролль был припаркован между 03 и 04 в течение длительного времени до конца 2024 года, но, по-видимому, его с тех пор “воскресили”. В другом ряду запаркованы предположительно активные машины, с бортом 05 в конце шеренги. В этом ряду должно быть еще 3 тролля, но их не было видно. База данных Transphoto говорит, что 01, 05, 07 - исправные машины. Я смог подтвердить только 05, 07.

Прокатившись на 07, я на слух сразу узнал знакомый неприятный звук ходовой, который слышал в старых китайских троллейбусах в Вальпараисо и Улан-Баторе. В отчёте по Вальпараисо я из-за этого звука назвал китайский троллейбус электротрактором. В Марракеше звук ещё не такой громкий, но он есть. Сам тролль выглядит довольно уставшим. Якобы “низкопольный” салон не имеет ни одного сиденья на уровне пола, все сиденья находятся на подиумах. Что делает опцию “низкопольности” отчасти бессмысленной.

* * *

В целом, в Марокко исключительно понравилось. Очень спокойное, дружелюбное и свободное общество. Рабат выглядит более чопорно, с самыми заметными достопримечательностями. Касабланка неожиданно оказалось менее туристической, но самобытной. Марракеш - больше типа восточный базар, и субкультура там соответствующая. Огромный район Медина в центре города представляет собой исторический город и базар одновременно, здесь можно потеряться на несколько часов, чем Марракеш славится у туристов. Марракеш также окружён горами с снежными вершинами, и туристов принято возить здесь не только в пустыню с верблюдами, но и в горы смотреть африканский снег ) В целом в Марокко на удивление мало туристов. За пределами городских центров я был практически всегда единственным неместным.

* * *

Ниже отчёт по наблюдениям за количеством выходов троллейбусов на линию по спутниковым снимкам за 2017-2025 гг:

2017.10 - 6
2017.10 - 6
2017.12 - 6
2018.01 - 6
2018.04 - 5
2018.08 - 6
2018.08 - 4
2018.10 - 6
2019.04 - 5
2019.07 - 6
2019.07 - 4
2020.02 - 3
2020.08 - 1 (Ковид)
2021.03 - 4
2021.08 - 3
2021.10 - 3
2022.02 - 2
2022.04 - 0
2022.07 - 0
2022.10 - 0
2023.04 - 3
2023.07 - 2
2023.09 - 2
2023.09 - 2
2023.09 - 2
2024.03 - 1 (+1 готов к выходу из депо)
2025.01 - 1

Как минимум, в одном случае 1 троллейбус отсутствовал на линии или в депо, что вероятнее всего подтверждает проведение серьёзного техобслуживания на другой базе перевозчика.

В случаях работы нескольких троллей, распределение между ТС на линии всегда исключительно равномерное, что свидетельствует о четком соблюдении графика.

Have fan / fun.
+16
+17 / –1

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц и более.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.