TransPhoto

Фотографии публикуются на сайте как есть и не имеют цели продвижения какой-либо политической и/или идеологической позиции.

Материалы предоставляются пользователями и не являются отражением мнения администрации сайта.

Закрыть
Казань, МАЗ-303Т22 № 1002
  КазаньМАЗ-303Т22 № 1002  —  маршрут 1
Чистопольская улица

Автор: Александр Леонидович · Казань           Дата: 3 сентября 2023 г., воскресенье

Статистика

Лицензия: Copyright ©
Опубликовано 03.09.2023 11:16 MSK
Просмотров — 2346

Подробная информация

Оценка

Рейтинг: +195
Дмитрий Золотарёв+1
RusPlot+1
Arthur_Akhtyamov+1
Bear+1
Dozenazer+1
Александр Рябов+1
Сергей Лапин+1
Львёнок_2302+1
Ivan Voiteshonok+1
matsur_04_photo+1
ЭД4МкМ Аэро+1
glizdinskiy+1
Petr Bystroň+1
igbt_rccs+1
Никита Мурдасов+1
Сергей Александров+1
Андрэ+1
Хоббит+1
Gas lee+1
Ник Харлей+1
Георгий Фишер+1
Воробушек НН+1
Алексей Мякишев+1
Jolty TS+1
koroboro10+1
atto+1
Alen+1
Smiroll+1
GeLo+1
Jeka22+1
Rodzin+1
K.Mikhail.S+1
Kreycer+1
HarleyDenisson+1
KoD@K+1
Jan Horsky+1
Серый+1
Колобок+1
Victor Irkut+1
mixkol+1
Andrew Gri-Shen+1
Миха 71605РМ+1
Палощ+1
Ilya Rudakov+1
Егор Филин+1
Александр Vl+1
Александр Конов+1
Herr Bär+1
Transport_moscow+1
ДЕД АНДРЕЙ+1
BaNDiT69+1
Даниил Ларионов+1
Сергей Визгалов+1
piterTroll+1
Сергей Валерьевич+1
Rio+1
Алексей Ваганов+1
Александр М5+1
Дмитрий Сорокин+1
Кривич Илья+1
Aleksandr Yakubenko+1
Антифактор+1
Daniar Safiułlin+1
TramTrolBus+1
Aztec+1
Diman+1
Александр Добровольский+1
1Rегион+1
kosteg+1
Игорь Букатин+1
Натаныч+1
Kr1p+1
Дмитрий Максимов+1
vladislav_izh+1
WEST+1
EvgeniyMAZ+1
Kolpino+1
Герман Муромцев+1
Oleg Balbesov+1
kolega-crechet+1
Pro-man+1
Qwerty_qwertovich+1
Михаил Селивёрстов+1
Alataire+1
Vladlen99+1
Seva100pol+1
Сергей Сергеев+1
Диман из КТМ-5+1
Endcer+1
heiven+1
TFA+1
Игорь 7666+1
Серега Ф.+1
DmitriyDemikhovsky+1
FeenTech+1
Сергей Советский+1
АкварельМедиаГрупп+1
Timofeiikarus+1
Александр Марьянович+1
Озермос+1
mishoffs+1
Андрей55+1
Изускин Александр+1
AntoNN+1
МаксD3100+1
Илья В.+1
Артём Дмитриев+1
Hikitka+1
М713+1
Divan4hikk+1
transportnik54+1
Pro+1
femida-msk+1
ReDmiFoxy+1
EgTk+1
Серый.Л.+1
вадя 2017+1
Koshekans+1
Senya2006+1
фан лаз+1
vladimauss+1
Олег Бодня+1
Dima 2502+1
Kosta1466+1
frunzenecc+1
Илья+1
Mogilev+1
Александров Николай+1
Томич+1
Peter15Tr+1
Сергей_Мурманск+1
VadimAA+1
Абрам+1
Т.Л.Н.+1
Barbar1s+1
AST+1
Trolleybus Man+1
Ralfs.Walters+1
Сергей Nemtsev+1
Domcol10+1
Михаил_123+1
Wetal+1
Æther+1
Alexey Becker+1
kislyi196+1
артём мтрз 334+1
Itz_Vláďa+1
nikwotnik+1
Сэм+1
kto-to-to+1
leoMPTS+1
Егор Захаров+1
Vladimir_Shevchenko+1
Vanya2901+1
Иван Ревенков+1
DanilRus2004+1
Krasnogvardeez+1
S_Kibeshev+1
пассат+1
Павел С+1
NeoTroll+1
Sheson+1
AVB+1
Semën Kuznetsov+1
ghermanlucadanny+1
Tvans+1
Silbervogel+1
nicix+1
imgetawaycar+1
NeVa+1
Даниил95+1
Кирилл Величко+1
татр-т6б5+1
Melodiaz+1
жмыхус+1
Дмитрий Кояш+1
Вадим_мэн+1
AlMax+1
vadya+1
ASHAN+1
ilyshka_1911+1
Ezh_Lex+1
tatarletka+1
ФиСтАшКиН+1
Владимир Дмитриев+1
Sergei 34+1
дядя андрей+1
nss991+1
KALITA+1
Ahtung_23+1
Stas1125+1
Тролза МЕГАПОЛИС+1
LIPIN+1
Дамир Абдуллин+1
Евгений Романов+1

Казань, МАЗ-303Т22 № 1002

Депо/Парк:Троллейбусное депо № 1
С...:29.08.2023
Модель:МАЗ-303Т22
Построен:2023
Заводской №:2
VIN:Y3M303T22P0000002
Текущее состояние:Эксплуатируется
Назначение:Пассажирский
Начало работы:03.09.2023

Параметры съёмки

Модель камеры:NIKON D5100
Время съёмки:03.09.2023 10:40
Выдержка:1/2000 с
Диафрагменное число:8
Чувствительность ISO:360
Фокусное расстояние:48 мм
Показать весь EXIF

Комментарии · 59

03.09.2023 11:37 MSK
Ссылка
Rafikus · Гомель
Нет фотографий
Быстро выпустили, даже как то не привычно в сегодняшних реалиях.
+59
+59 / –0
03.09.2023 11:49 MSK
Ссылка
ФиСтАшКиН · Омск
Фото: 174
Ну и красота))
+36
+37 / –1
03.09.2023 12:30 MSK
Ссылка
AlMax · Екатеринбург
Фото: 373
Ничёссе оперативность!

Только цвет почему-то не Казанский...
+35
+35 / –0
03.09.2023 12:49 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Прокатился сегодня на этой машине. Пишу первое впечатление)
Из плюсов. Выглядит машина действительно красиво, футуристично). Трогается плавно, едет тихо. Салон просторный, и вроде как удобный (насколько, покажет время). Информатор максимально оптимизировали (наконец-то!!). Теперь объявляется буквально только название остановки без слова "остановка" и без объявления следующей остановки, на русском и татарском). Но иногда происходит прикол когда перевода как такового нет (Идель(муж). Идель(жён)) Висит новая, актуальная (наконец-то!! х2) брендированная схема. Даже бортовые номера, не поленились, сделали не зелёные а бирюзовые в цвет кузова (мэт молодцы, сделали красиво))
А теперь немного о приколах)
Впечатление от качества сборки сложилось несколько двоякое: где-то все хорошо, а где-то и шурупы торчат (привет Оптима), и замазка оконная литрами намазанная, постоянный треск/скрип в салоне, какие то жуткие металлические "трубные" завывания. А ещё из забавного, сеточка динамика перед средней дверью уже отваливается, и держится на честном слове (троллейбус первый день на линии, он ещё совсем маленький). При торможении на низких скоростях, троллейбус как-то неестественно "дёргается".
В Целом поездка действительно понравилась, будем ждать все новые машины на линии))
+43
+43 / –0
03.09.2023 12:57 MSK
Ссылка
Дмитрий Кояш · Казань
Фото: 35937 · Локальный редактор
По динамике хода обычный троллейбус с Арс-Терм, в этом плане никаких отличий от Авангарда или Мегаполиса.


Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> жуткие металлические "трубные" завывания

ГУР
+20
+20 / –0
03.09.2023 13:21 MSK
Ссылка
Нет фотографий
13:21
7-я поликлиника
Сломался(
+17
+17 / –0
03.09.2023 14:52 MSK
Ссылка
Фото: 2039
Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> 13:21
> 7-я поликлиника
> Сломался(
уже на маршруте :)
+15
+15 / –0
03.09.2023 14:53 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> Выглядит машина действительно красиво, футуристично)

Э-э, может более спокойный цвет окраски добавил "красоты"))). Впрочем, это всё "фломастеры"...


Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> Салон просторный, и вроде как удобный

Нсчет этого да, "303"-й с большим "танцполом", простора много. Но есть "ложка "дегтя" - евродебиль..., пардон, евростандартные полуторные сидения (за счет которых визуально и увеличивается простор салона, такая себе "манагерская фишка"...
Еще при появлении автобуса, были жаркие споры по этому поводу, но всё же, по моим "фломастерам", обычные двойные более предпочтительнее.


Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> Впечатление от качества сборки сложилось несколько двоякое: где-то все хорошо, а где-то и шурупы торчат (привет Оптима), и замазка оконная литрами намазанная, постоянный треск/скрип в салоне

Это одно из того, о чём я упоминал под другой казанской фотографией)))


Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> какие то жуткие металлические "трубные" завывания

"Болезнь" почти всех троллейбусов от "МАЗа" (мне всегда жаль водителей, слушающих эти завывания всю смену. Прямо сразу вспоминается ЗИУ с МГ)))


Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> Трогается плавно
Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> При торможении на низких скоростях, троллейбус как-то неестественно "дёргается"

Как правильно замечено:
Цитата (Дмитрий Кояш, 03.09.2023):
> По динамике хода обычный троллейбус с Арс-Терм, в этом плане никаких отличий от Авангарда или Мегаполиса.
Аж странно, что дергает только на тормозе. Его "безрогий брат" ведь тоже с "АРС-Терм", но там периодические пробелемы, как с пуском, так и тормозом - "бежим назад, бежим вперед, танцуем сальсу"... Может программу "подрихтовали"?


Ну а вообще, можно конечно "потошнить" по недостаткам, но действительно, как привыкли/"обработали напильником" "Авангарды" и "Мегаполисы", так и к "303"-му привыкнется.
Поэтому, респект Казани, за очередное обновление ПС!
+12
+16 / –4
03.09.2023 14:57 MSK
Ссылка
Rafikus · Гомель
Нет фотографий
Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> Сломался(


Цитата (Александр Леонидович, 03.09.2023):
> уже на маршруте :)

Скорее всего защиты сработали по электронике
+13
+13 / –0
03.09.2023 15:08 MSK
Ссылка
Дмитрий Кояш · Казань
Фото: 35937 · Локальный редактор
Цитата (electricdrive, 03.09.2023):
> евростандартные полуторные сидения

В наших машинах нет никаких полуторных сидений.
https://sun9-2.userapi.com/impg/wjhcdzlK...e=album
https://sun9-50.userapi.com/impg/B07-CyG...e=album
https://sun9-71.userapi.com/impg/5HHq8O3...e=album
+20
+20 / –0
03.09.2023 15:20 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Дмитрий Кояш, 03.09.2023):
> В наших машинах нет никаких полуторных сидений.

Вероятно, до "МАЗа" дошли разговоры на эту тему и для наших территорий, уже стали делать "стандарт"... Хвала небесам!
+7
+11 / –4
03.09.2023 15:21 MSK
Ссылка
Дмитрий Кояш · Казань
Фото: 35937 · Локальный редактор
Я думаю, что вопрос исключительно в ТЗ заказчика
+23
+23 / –0
03.09.2023 15:27 MSK
Ссылка
Rafikus · Гомель
Нет фотографий
Этих полуторок вроде нигде и не было кроме первого опытного образца автобуса
+19
+19 / –0
03.09.2023 16:23 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Rafikus, 03.09.2023):
> Этих полуторок вроде нигде и не было кроме первого опытного образца автобуса

Я ж и говорю "МАЗ прислушался"...
ЕЯНО, "тот первый европейский" достался Питеру.
+5
+8 / –3
03.09.2023 17:08 MSK
Ссылка
~КТМыч~ · Мариуполь
Фото: 4
Красавец! И цвет приятный, для всех троллейбусов подойдёт)
+12
+12 / –0
03.09.2023 19:06 MSK
Ссылка
Mishlen · Санкт-Петербург
Нет фотографий
Цитата (electricdrive, 03.09.2023):
> Цитата (Rafikus, 03.09.2023):
> > Этих полуторок вроде нигде и не было кроме первого опытного образца автобуса
>
> Я ж и говорю "МАЗ прислушался"...
> ЕЯНО, "тот первый европейский" достался Питеру.

Да. И одну из полуторок облюбовали два сменных кондуктора, которые могут сидеть вместе со своей сумкой))
+8
+8 / –0
03.09.2023 19:53 MSK
Ссылка
Максим Заря · Санкт-Петербург
Фото: 176
Цитата (electricdrive, 03.09.2023):
> Цитата (Rafikus, 03.09.2023):
> > Этих полуторок вроде нигде и не было кроме первого опытного образца автобуса
>
> Я ж и говорю "МАЗ прислушался"...
> ЕЯНО, "тот первый европейский" достался Питеру.

Да не "прислушался" а просто поставил в соответствии с выбором заказчика, вот и всё
+10
+10 / –0
03.09.2023 23:31 MSK
Ссылка
Афанасий · Москва
Фото: 34
Сколько таких планируется купить?
+7
+7 / –0
03.09.2023 23:31 MSK
Ссылка
Кирилл кузнецов · Альметьевск
Фото: 5
Супер, отличный цвет у троллейбуса
+8
+8 / –0
03.09.2023 23:31 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Поздравляю Казань с новыми троллейбусами желаю отличной эксплуатации и долгой работы
+7
+7 / –0
03.09.2023 23:31 MSK
Ссылка
telkomrwt · Москва
Фото: 1
Цитата (Дмитрий Кояш, 03.09.2023):
> Цитата (electricdrive, 03.09.2023):
> > евростандартные полуторные сидения
>
> В наших машинах нет никаких полуторных сидений.

Да чет в них вообще с сиденьями не очень
+3
+6 / –3
03.09.2023 23:31 MSK
Ссылка
Mayachok27 · Хабаровск
Фото: 16
Непривычно видеть незелёный казанский троллейбус :)
+11
+11 / –0
03.09.2023 23:35 MSK
Ссылка
Фото: 3268 · Локальный редактор
Цитата (Афанасий, 03.09.2023):
> Сколько таких планируется купить?

Купили, 25 единиц. Пока пришло 2 машины.
+11
+11 / –0
04.09.2023 00:40 MSK
Ссылка
Игорь Букатин · Санкт-Петербург
Фото: 3510
Цитата (Дмитрий Кояш, 03.09.2023):
> Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> > жуткие металлические "трубные" завывания
>
> ГУР

Не-а. Это воздух по ресиверам циркулирует. Такое только на мазах.
+18
+18 / –0
04.09.2023 07:44 MSK
Ссылка
Фото: 5723
Цитата (Игорь Букатин, 04.09.2023):
> Цитата (Дмитрий Кояш, 03.09.2023):
> > Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> > > жуткие металлические "трубные" завывания
> >
> > ГУР
>
> Не-а. Это воздух по ресиверам циркулирует. Такое только на мазах.

Всё верно. И не только в троллейбусах, в их же бусах тоже самое)) Изюминка МАЗа, которая из поколения в поколение переходит в следующие модели))
+15
+15 / –0
04.09.2023 08:21 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Игорь Букатин, 04.09.2023):
> Не-а. Это воздух по ресиверам циркулирует. Такое только на мазах.
Цитата (Дмитрий Максимов, 04.09.2023):
> Всё верно. И не только в троллейбусах, в их же бусах тоже самое)) Изюминка МАЗа, которая из поколения в поколение переходит в следующие модели))

Сколь не ездил в троллейбусах (в кузовах "103"/"203"-го), редкие, негромкие звуки пневмосистемы, несравнимы с "кошачьим завыванием" ГУРа (вот это уж точно "изюминка" троллейбусов от "МАЗа", из модели в модель)...
–8
+3 / –11
04.09.2023 15:19 MSK
Ссылка
HarleyDenisson · Нижний Новгород
Фото: 217
Цитата (Дмитрий Кояш, 03.09.2023):
> ГУР

Интересно, почему на троллейбусах ЭУР не прижился...
+5
+5 / –0
04.09.2023 15:51 MSK
Ссылка
NIK2011 · Витебск
Нет фотографий
Была модель МАЗ-303Т20, стала 303Т22. Вообще, в чём отличия друг от друга модификаций 20 и 22?
+7
+7 / –0
04.09.2023 16:26 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (HarleyDenisson, 04.09.2023):
> Интересно, почему на троллейбусах ЭУР не прижился

"ЭлектроВолгабас" как-то помучился со своим ЭУРом.
В принципе, для электробуса ещё можно аргументировать присутствие ЭУРа (хотя, если уже начистоту, наличие той же стандартной пневмоподвески тоже далеко не айс), а вот для машины контактного питания, ставить ещё один агрегат "непредсказуемого поведения" смысла мало и так "коробки нафаршированы" электроникой "по самые брови"...
+4
+4 / –0
04.09.2023 16:31 MSK
Ссылка
Чока · Тамбов
Фото: 119
Цитата (electricdrive, 04.09.2023):
> а для машины контактного питания ставить ещё один агрегат "непредсказуемого поведения"

Так это как раз ГУР - агрегат непредсказуемого поведения. Сам по себе является механизмом, ещё и требует наличия сервопривода. На электробусах и троллейбусах очень просятся ЭУРы, а не приживаются они на них, скорее всего, потому, что для таких небольших объёмов заказов производители рулевых систем не спешат испытывать и дорабатывать образцы ЭУР. Даже на бензиновых легковых машинах уже ЭУР встречается чуть ли не чаще, чем ГУР, потому что тупо конструктивно проще. Скорее всего ЭУРы придут на троллейбусы сразу после того, как станут массовыми на автобусах, а на автобусах они появятся, благодаря популяризации электробусов. Так что тихие в кабине водителя троллейбусы ещё будут.
+6
+6 / –0
04.09.2023 16:35 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Чока, 04.09.2023):
> Чока

Всё не совсем так.
И ГУР (и даже бывший ПУР, по своим причинам) для пассажирского транспорта более предпочтителен, хотя бы с точки зрения работоспособности и безопасности. Но развивать диспут на эту тему под фото не буду, свое мнение высказал.
+1
+2 / –1
04.09.2023 22:10 MSK
Ссылка
Matvey2376 · Гродно
Фото: 2
Цитата (NIK2011, 04.09.2023):
> Вообще, в чём отличия друг от друга модификаций 20 и 22?

По всей видимости Т20 - это УАХ, а Т22 - это классический вариант троллейбуса
+7
+7 / –0
04.09.2023 22:28 MSK
Ссылка
NIK2011 · Витебск
Нет фотографий
Цитата (Matvey2376, 04.09.2023):
> По всей видимости Т20 - это УАХ, а Т22 - это классический вариант троллейбуса

А разве Т20 - это не классический троллейбус? Ну вот у вас в Гродно есть 203Т20. Это ведь не ТУАХ?
+7
+7 / –0
04.09.2023 23:21 MSK
Ссылка
Matvey2376 · Гродно
Фото: 2
У нас-то есть все:
203Т20 - классический вариант
203Т21 - УАХ с выносом батарей на крышу
203Т70 - обычный УАХ.

Но с 3 поколением всё пошло вообще в другую сторону. Первый экземпляр выпустили как Т20 и это УАХ, а не как Т70. А теперь классический троллейбус назвали Т22. А Т21 с батареями на крыше что-ли будет или что...
+11
+11 / –0
04.09.2023 23:36 MSK
Ссылка
NIK2011 · Витебск
Нет фотографий
Цитата (Matvey2376, 04.09.2023):
> У нас-то есть все:
> 203Т20 - классический вариант
> 203Т21 - УАХ с выносом батарей на крышу
> 203Т70 - обычный УАХ.
>
> Но с 3 поколением всё пошло вообще в другую сторону.

Да, странно как-то, что на МАЗе не придерживаются одинаковой последовательности модификаций у разных поколений.

Цитата (Matvey2376, 04.09.2023):
> Первый экземпляр выпустили как Т20 и это УАХ, а не как Т70. А теперь классический троллейбус назвали Т22.

Ага, перечитал характеристики.

> Троллейбус третьего поколения МАЗ-303Т20 на базе автобуса МАЗ-303 способен иметь запас автономного хода от 20 до 50 км.

https://tr.ru/news/4867-kazan-stanet-per...A%D0%BC.
+10
+10 / –0
05.09.2023 12:19 MSK
Ссылка
Чока · Тамбов
Фото: 119
Цитата (electricdrive, 04.09.2023):
> И ГУР (и даже бывший ПУР, по своим причинам) для пассажирского транспорта более предпочтителен, хотя бы с точки зрения работоспособности и безопасности.

Система, в которой больше элементов, по определению не может быть более работоспособной и безопасной. ЭУР - это технически электромотор. В троллейбусе электромотор используется и для привода ГУР. Только в ЭУР больше ничего нет, только прошивка, а в ГУР ещё есть сам насос ГУР, само устройство усилителя на колонке, которое ещё и требует наличие специальной технической жидкости. ГУР имеет в разы больше вариантов для отказа, а, следовательно, и опаснее, и менее работоспособен. Думаю, что в будущем от них откажутся, как и на легковых машинах.
+4
+5 / –1
05.09.2023 15:48 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Чока, 05.09.2023):
> Чока

Поскольку Вы всё же хотите продолжения диспута, чтобы не плодить оффтоп под фото, ответил Вам здесь https://forum.transphoto.org/viewtopic.p...5ca6b81
+1
+1 / –0
05.09.2023 20:21 MSK
Ссылка
Зуфар · Казань
Нет фотографий
Цитата (roberto652366, 03.09.2023):
> При торможении на низких скоростях, троллейбус как-то неестественно "дёргается".

Только проехался, именно дергание больше всего не понравилось.
+3
+3 / –0
07.09.2023 00:36 MSK
Ссылка
Фото: 7590 · Технический отдел
Цитата (electricdrive, 05.09.2023):
> Цитата (Чока, 05.09.2023):
> > Чока
>
> Поскольку Вы всё же хотите продолжения диспута, чтобы не плодить оффтоп под фото, ответил Вам здесь https://forum.transphoto.org/viewtopic.p...5ca6b81

Отвечать на форуме, который де-факто мёртв, не лучшая идея. Под данным фото дискуссия выглядит вполне уместно.

Если сломается ГУР, то будет тупо больше усилие на руле. А вот с ЭУР гораздо больше непредсказуемых и опасных вариантов поведения. Так что полностью согласен, из критически важных узлов всю электронику — нафиг, она там просто небезопасна. Кто её туда пихает, реально ставит под угрозу множество жизней.
+2
+3 / –1
07.09.2023 12:45 MSK
Ссылка
Чока · Тамбов
Фото: 119
Цитата (Александр Конов, 07.09.2023):
> А вот с ЭУР гораздо больше непредсказуемых и опасных вариантов поведения.

Это страх из разряда: "лучше я буду ездить на механическом карбюраторе, чем на этом инжекторе, обвешанном датчиками и непонятно как работающем".

Цитата (Александр Конов, 07.09.2023):
> нафиг, она там просто небезопасна.

Чем небезопасна? Это если ГУР развалится, то рулевое заклинить может, а с отказом электроники какая беда? Я ездил на Калине, у которой отказал ЭУР. Вот как раз просто руль без усилителя при этом получается. При этом ЭУР один раз взял и ожил на парковке, что было приятно. Дохлый ГУР так точно не умеет))

Цитата (Александр Конов, 07.09.2023):
> Кто её туда пихает, реально ставит под угрозу множество жизней.

Это какое-то ретроградское заблуждение. В той же авивации уже давно всё управляется электроникой (взять хотя бы А-380) и ничего, весьма надёжный и безопасный самолёт.
+5
+5 / –0
07.09.2023 18:40 MSK
Ссылка
Hysteric329 · Казань
Фото: 2
Цитата (Александр Конов, 07.09.2023):
> Так что полностью согласен, из критически важных узлов всю электронику — нафиг, она там просто небезопасна. Кто её туда пихает, реально ставит под угрозу множество жизней.

Собственно, далеко ходить и не надо. Здесь же, в Казани, был инцидент с вагоном 1317: в момент разгона CAN-шина (по которой передавались команды управления из кабины) зависла и перестала отвечать, поэтому контроллер застыл в ходовой позиции, и трамвай начал разгоняться ad infinitum, не реагируя ни на какие команды - пока не слетел с рельсов (и в процессе еще сбил пару столбов). К счастью, дело было на прямом выделенном участке без пересечений с другими проезжими частями и пешеходными переходами, так что никто серьезно не пострадал.

С какими-нибудь электрическими схемами попроще такое провернуть было бы куда сложнее.
+2
+2 / –0
07.09.2023 20:55 MSK
Ссылка
Камиль М. · Казань
Фото: 3
Цитата (Чока, 07.09.2023):
> Я ездил на Калине, у которой отказал ЭУР. Вот как раз просто руль без усилителя при этом получается

У первых Калин (2004 г. в.) отказ ЭУРа выражался во внезапном неконтролируемом выворачивании руля в одну сторону до упора без возможности возврата обратно (электроника прочно держала руль), особенно небезопасно это было на трассе, несколько случаев вылета в кювет есть. Тут лучше не зарекаться.
+4
+4 / –0
07.09.2023 21:08 MSK
Ссылка
Hysteric329 · Казань
Фото: 2
Цитата (Чока, 07.09.2023):
> В той же авивации уже давно всё управляется электроникой (взять хотя бы А-380) и ничего, весьма надёжный и безопасный самолёт.

А как же Boeing 737 Max 8? Там, насколько я знаю, 2 штуки упали именно из-за проблем с электроникой.
+2
+2 / –0
08.09.2023 09:41 MSK
Ссылка
Чока · Тамбов
Фото: 119
Цитата (Hysteric329, 07.09.2023):
> С какими-нибудь электрическими схемами попроще такое провернуть было бы куда сложнее.

Да, но подобные случаи были и со вполне аналоговыми трамваями в Самаре, Праге и вроде бы Санкт-Петербурге.

Цитата (Камиль М., 07.09.2023):
> У первых Калин (2004 г. в.) отказ ЭУРа выражался во внезапном неконтролируемом выворачивании руля в одну сторону до упора без возможности возврата обратно (электроника прочно держала руль), особенно небезопасно это было на трассе, несколько случаев вылета в кювет есть. Тут лучше не зарекаться.

Однако ни одной жертвы Калины доподлинно неизвестно, что говорит о том, что это были крайне редкие единичные случаи, в которых не факт, что именно ЭУР виноват. На моей Калине 2007 года выпуска один раз после моей разборки/сборки торпеды тоже загорелась лампочка ЭУР и руль просто потяжелел, но система быстро нашла контакт и больше такое не повторялось.

Цитата (Hysteric329, 07.09.2023):
> А как же Boeing 737 Max 8? Там, насколько я знаю, 2 штуки упали именно из-за проблем с электроникой.

Там больше недообученность лётчиков работе с этой электроникой была виновата. Суперджет в Шереметьево тоже неправильно сел с жертвами не потому, что электроника подвела, а потому, что лётчики не до конца понимали, что с машиной делать в такой ситуации. Сейчас Максам уже разрешили летать, и они пока больше не падают.
+2
+2 / –0
08.09.2023 12:33 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Александр Конов, 07.09.2023):
> Отвечать на форуме, который де-факто мёртв, не лучшая идея.

Тут можно было бы провести аналогию с "тетрадями и забором"... Но кто ж виноват, что форумом не пользуются, а только "стеной/лентой", где попроще...


Цитата (Александр Конов, 07.09.2023):
> Под данным фото дискуссия выглядит вполне уместно.

Возможно. Но если бы не было "дамокловой угрозы" подчисток/"отгламуривания" (которые иногда позволяют себе "смотрящие" за лентой)...


Цитата (Александр Конов, 07.09.2023):
> Если сломается ГУР, то будет тупо больше усилие на руле. А вот с ЭУР гораздо больше непредсказуемых и опасных вариантов поведения.

Абсолютно верно"!
И тот, кто не просто "экспертизировал с дивана", а побывал на месте таких ДТП и/или участвовал в расследовании оного, могли бы подтвердить это...


Цитата (Александр Конов, 07.09.2023):
> Так что полностью согласен, из критически важных узлов всю электронику — нафиг, она там просто небезопасна.

Увы, в сегодняшних реалиях это уже маловозможно...
А вообще, когда ЭУР будет так же послушен, как и ГУР, тогда, в определенных случаях, можно основополагаться и на такой агрегат. Во всяком случае, для собственного "ведра с гайками" уж точно)))


Цитата (Hysteric329, 07.09.2023):
> Собственно, далеко ходить и не надо. Здесь же, в Казани, был инцидент с вагоном 1317: в момент разгона CAN-шина (по которой передавались команды управления из кабины) зависла и перестала отвечать, поэтому контроллер застыл в ходовой позиции, и трамвай начал разгоняться ad infinitum, не реагируя ни на какие команды
Цитата (Камиль М., 07.09.2023):
> отказ ЭУРа выражался во внезапном неконтролируемом выворачивании руля в одну сторону до упора без возможности возврата обратно (электроника прочно держала руль)

В нынешней современности "Черного зеркала", смартфон заменяет/замещает много человеческих функций (а у большинства населения половину (а у некоторых и весь:))) мозга)) - это, увы, уже факт. И современные автомобили (особенно "истерично навязываемые" электромобили) все больше напоминают "смартфоны на колесах". Наверное поэтому, в авто стало так много "блондинок" и/или "прокладок между рулем и сиденьем". И пока "а-ля автомозги" ещё слушают водителя, можно ещё более или менее жить спокойно. Но когда и в какой момент оно "заживет собственной мыслью" и какие последствия оного, никто не знает и поэтому говорить о "управляемой послушности" уже не приходится.
Продвижение "автосмартфонов"выгодно прежде всего производителю. Не нужно напоминать разгорающиеся скандалы с автомобилями, ПО которых автогиганты стали отключать (в.т.ч. угоду политическим амбициям нынешнего времени)?
Не нужно напоминать о скандалах с новомодными электромобилями, которые (как и смартфоны), можно легко "выключить" (либо управлять по своему усмотрению) дистанционно, из любой точки Земли?


Возвращаясь к теме сайта.
На сегодня, "электронное фарширование" и компьютеризация ПС транспорта, в.т.ч и ГЭТ разгоняется всё быстрее. ТЭП уже почти на 100% под управлением ТрИСУ (во всяком случае новый ПС). Панель управления скоро будет напоминать сплошной тачскрин планшета/сенсорного монитора ПК. Хорошо, это или плохо - уже другая тема...
Но вот возникает логическое рассуждение. Сегодня новый ПС ГЭТ - это продажа "ярких коробок" разной степени гламурности и с почти одинковым набором ТЭО, ВО, МО. Отличием, как сказано выше, становится и уровень компьютеризации управления.
ПО ТрИСУ, основано на закрытом коде, "лазить" в которои имеет право только производитель, но за которое берет весьма немалые (обоснованные/малообоснованные?) деньги. Почему? Где интересы эксплуатанта? Почему нельзя сделать кодировку ПО открытой, чтобы эксплуатант сам мог свободно оптимизировать/регулировать/устанавливать/задавать нужные параметры (примерно, как в ТИСУ)? Потому, что надо "подоить" потребителя или потому, что ПО на это не способно?
+2
+3 / –1
08.09.2023 16:48 MSK
Ссылка
Фото: 1
Цитата (electricdrive, 08.09.2023):
> ПО ТрИСУ, основано на закрытом коде, "лазить" в которои имеет право только производитель, но за которое берет весьма немалые (обоснованные/малообоснованные?) деньги. Почему?

Причина этого в том, что написать и оттестировать прошивку стоит больших денег. И приходится защищать этот дорогой актив.

Впрочем, вероятно, это даже к лучшему. Наблюдая за тем, какие ужасы творят предприятия городского пассажирского транспорта с внесением изменений в железо, до возможности самостоятельно править ПО их лучше не допускать.

Попутно стоит заметить, что открытое ПО управления ЭБУ автомобилей с ДВС существует и вполне пригодно к практическому использованию - https://github.com/rusefi/rusefi

Но ставят такую прошивку на свои автомобили считанные единицы энтузиастов (не путать с патчеными заводскими прошивками или корректировками их настроек)
+1
+1 / –0
08.09.2023 18:03 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (fndoder, 08.09.2023):
> Попутно стоит заметить, что открытое ПО управления ЭБУ автомобилей с ДВС существует и вполне пригодно к практическому использованию - https://github.com/rusefi/rusefi
> На ставят такую прошивку на свои автомобили считанные единицы энтузиастов (не путать с патчеными заводскими прошивками или корректировками их настроек)

Ну то есть это почти то же, что и, т.с. "крякнутые" программы или демо-версии линуксовских ОС - работать можно, но что что ждет, малоизвестно...


Цитата (fndoder, 08.09.2023):
> Причина этого в том, что написать и оттестировать прошивку стоит больших денег. И приходится защищать этот дорогой актив.

Насколько больших? Настолько, насколько цену называют/"высасывают из пальца местечковые АйТи"? А потом она выливается в "пару-тройку лимонов" сметной стоимости машины "у ворот завода"?
Для грамотного АйТишника это не столь трудная задача. Даже знал человека, который может написать/отшлифовать точно такое же ПО, за пару дней... И всего за (образно говоря) "пицу с пивом":)))

Да, интелектуальная собственность должна быть защищена и оплачена. Но не в такие же суммы? Это ж не написать эксклюзивную ПО управления 200/500 -метровым океанским лайнером/танкером или межпланетной станцией, здесь всего лишь 1/4 ТЭД/АТЭД и десяток датчиков (если речь непосредственно о ТрИСУ)


Цитата (fndoder, 08.09.2023):
> Впрочем, вероятно, это даже к лучшему. Наблюдая за тем, какие ужасы творят предприятия городского пассажирского транспорта с внесением изменений в железо, до возможности самостоятельно править ПО их лучше не допускать.

Может не все предприятия? Или они хотят хоть немного сэкономить, когда ПО набирает ошибки, глючит/сбоит и для приведения его в работоспособность, нужно снова раскошелиться на "сервисмэнов" (которых ещё прождать неделю/месяц), это нормально?
ТИСУ вправляли "мозги" всегда на месте эксплуатации, даже некоторые водители умудрялись освоить этот процесс (чтобы не бегать за электронщиком). И, кстати, были и примеры "вненсения изменений" в ЭБУ/СБ, что даже улучшало работу машины...
А тут ни-ни, ПО ТрИСУ "впадет в кому" и под забор др лучших времен...

Сейчас у большинства дома есть ноут/ПК. Кто-то ставит "десятую/одиннадцатую Винду", а кто-то до сих пор на "семерке", а кто-то ещё на "хрюше". Выбор есть? На "чистую" ОС каждый сам ставит те программы и утилиты, которые ему нужно. Выбор есть? Надеюсь, не нужно напоминать, что большая часть программ/утилит/ и даже ОС, которыми мы пользуемся - нелицензионные? Или свой пример. Смартфон я уже давно "заточил" под себя, убрав ненужное (ибо использую его лишь как телефон, со слегка расширенными функциями, а не играю, не смотрю фильмы, не использую как консоль управления) и лишнее (которого в нем окаывается немеряно), зашитое производителем. Выбор возможен?

Почему нельзя дать возможность предприятию и водителям, самим выбирать режим работы ТрИСУ, устранять ошибки/баги (которые всегда были, есть и будут ибо это электроника)?
Но ПО ТрИСУ "заточено по усредненке" и всё. Да ещё и "дерганое" всучат и пользуйся...
0
+1 / –1
08.09.2023 18:58 MSK
Ссылка
Фото: 1
Цитата (electricdrive, 08.09.2023):
> Надеюсь, не нужно напоминать, что большая часть программ/утилит/ и даже ОС, которыми мы пользуемся - нелицензионные?

Не надо говорить за всех. Большое количество людей и юрлиц используют исключительно лицензионное ПО.

> пару-тройку лимонов

Откуда взялось это число? ПО на троллейбусы не продаётся отдельно, можно купить исключительно программно-аппаратный комплекс целиком - троллейбус. У того, чего нет в продаже, нет цены.

> Почему нельзя дать возможность предприятию и водителям, самим выбирать режим работы ТрИСУ, устранять ошибки/баги (которые всегда были, есть и будут ибо это электроника)?

Потому, что за спиной водителя 100+ пассажиров и троллейбус должен быть безопасен как в аппаратной части, так и в программной. Любые изменения должны идти в серию (эксплуатацию) только после тестирования/испытаний. Очевидно, водитель не может провести испытания и троллейбус с таким неиспытанном ПО опасен для пассажиров.
+6
+6 / –0
09.09.2023 07:28 MSK
Ссылка
Нет фотографий
0
+0 / –0
09.09.2023 08:50 MSK
Ссылка
Фото: 1
> Для пасажиров опасна, прежде всего, разваливающаяся на ходу, "дергающаяся", с пропадающим электрическим, пневматическим тормозом машина.

Дергание - это очевидный косяк производителя, его должны поправить работники завода по гарантии.
+1
+2 / –1
09.09.2023 08:52 MSK
Ссылка
Фото: 14314
Дёргание - это не очевидный косяк производителя. Дёргание - это в первую очередь малый опыт работы водителя с этой моделью (как пример - особая система нажатия на педаль торможения и пуска). А уж потом, если оно сохраняется, а водитель на других машинах ездит без дёрганий, можно и сказать, что это косяк производителя.
+3
+5 / –2
09.09.2023 16:40 MSK
Ссылка
Фото: 1
Цитата (Игорь Сериков, 09.09.2023):
> Дёргание - это в первую очередь малый опыт работы водителя с этой моделью (как пример - особая система нажатия на педаль торможения и пуска).

Вполне верю, что водитель может компенсировать дергание, приноровившись к особенностям техники. Но я всё равно считаю это недоработками техники. Машина должна наоборот прощать легкие ошибки и помогать водителю (как разнообразные системы транспортных средств и делают, начиная с той же ABS). А не заставлять подбирать методику управления к конкретной модели.
+6
+6 / –0
10.09.2023 22:16 MSK
Ссылка
Hysteric329 · Казань
Фото: 2
Цитата (fndoder, 08.09.2023):
> Потому, что за спиной водителя 100+ пассажиров и троллейбус должен быть безопасен как в аппаратной части, так и в программной. Любые изменения должны идти в серию (эксплуатацию) только после тестирования/испытаний. Очевидно, водитель не может провести испытания и троллейбус с таким неиспытанном ПО опасен для пассажиров.

Очевидно, водитель сам по себе не может. А вот обслуживающая организация вроде транспортного предприятия - вполне. Ведь делают всякие КВРы и потом проводят обкатку без пассажиров. Если аппаратную часть испытывать могут, то почему не могут программную?

А если вносить изменения в ПО может только производитель, то это само по себе не менее опасно. Как разработчик ПО (не транспортного) более или менее со стажем, скажу, что невыявленные при тестировании ошибки встречаются всегда, в 100% случаев. И они могут оказаться довольно критичными. А исправить получается не всегда: производитель может либо затребовать баснословных денег (которых просто нет у транспортного предприятия), либо просто обанкротиться, и исправлять будет вообще некому. Ну и в наше время, когда так называемый "свободный" рынок внезапно перестал быть таковым, можно и под санкции попасть. То есть, можно прийти к ситуации, когда есть серьезная ошибка в ПО, но из-за его закрытости исправить ошибку невозможно, и техника будет либо стоять, либо подвергать опасности пассажиров.

Вот поэтому такие вещи должны быть максимально открытыми. Коммерческой тайне (чтобы конкуренты не слизали) в сфере безопасности не место. Как говорят "у них" - collaborate, not compete. Другое дело, что "заливать на продакшен" - устанавливать модифицированные прошивки на реальных машинах - можно только после их тестирования и испытания.

Ну и наконец, даже если вдруг критичные к безопасности вещи отданы на откуп электронике, то обязательно должны быть аварийные дублирующие органы в аппаратной части. Грубо говоря, аварийные тормоза должны быть механическими, чтобы в случае отказа ПО можно было хотя бы остановить машину.
+3
+3 / –0
11.09.2023 10:05 MSK
Ссылка
Фото: 1
Идея в теории красивая, а пока имеем следующее - во всём мире нет ни одного серийного автомобиля, самолета или троллейбуса с открытым ПО.

> Ну и наконец, даже если вдруг критичные к безопасности вещи отданы на откуп электронике, то обязательно должны быть аварийные дублирующие органы в аппаратной части

Это уже не соблюдается, в частности, в самолетах с fly-by-wire. И постепенно идет в автотранспорт. В тормозах уже (в части моделей), в рулевом управлении - скоро. В автомобиле Атом, к примеру, готовящемся к выпуску с 2025 года, управление колесами с руля идёт только по проводу.

Хорошо ли это? Не знаю, но иных самолетов уже почти нет, автомобилей (и троллейбусов) скоро не будет.

В авиации получилось безопасно, современный самолет безопаснее старого.
+1
+1 / –0
11.09.2023 12:30 MSK
Ссылка
Bulat_16rus · Казань
Фото: 10
Цитата (Hysteric329, 10.09.2023):
> невыявленные при тестировании ошибки встречаются всегда, в 100% случаев. И они могут оказаться довольно критичными. А исправить получается не всегда: производитель может либо затребовать баснословных денег

Подобное не покрывается гарантией или сервисным контрактом?
+1
+1 / –0
11.09.2023 13:04 MSK
Ссылка
Фото: 1
Цитата (Bulat_16rus, 11.09.2023):
> Подобное не покрывается гарантией или сервисным контрактом?

Покрывается, весь назначенный срок службы транспортного средства. Найдена угрожающая безопасности ошибка или дефект - запускается отзывная кампания, дефект устраняется за счёт производителя. Причём не по желанию производителя, это прописано в законодательстве (184-ФЗ «О техническом регулировании» и аналогичных законах других стран).

https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/systems/easygost
+3
+3 / –0
11.09.2023 21:44 MSK
Ссылка
Hysteric329 · Казань
Фото: 2
Цитата (fndoder, 11.09.2023):
> Идея в теории красивая, а пока имеем следующее - во всём мире нет ни одного серийного автомобиля, самолета или троллейбуса с открытым ПО.

А потому что капитализм. По своей воле никто и не откроет по понятным причинам.


Цитата (fndoder, 11.09.2023):
> В авиации получилось безопасно, современный самолет безопаснее старого.

Однако, пример с 737 Max 8 показывает обратное. В общем и целом да, современный самолет безопаснее старого, но не только по этим причинам. Да и требования к авиационной электронике значительно выше.


Цитата (fndoder, 11.09.2023):
> Покрывается, весь назначенный срок службы транспортного средства.

Опять же, это не работает, если техника (либо вообще только ПО) попала под санкции, либо производитель обанкротился. Да, можно подать иски и получить компенсацию, но ее вряд ли хватит на покупку нового транспортного средства (старое в таком случае становится практически бесполезным), да и пока во всех смыслах суд да дело, могут пройти годы. А троллейбус (или что там) все это время будет простаивать.
+1
+1 / –0
11.09.2023 22:47 MSK
Ссылка
Фото: 1
Цитата (Hysteric329, 11.09.2023):
> А потому что капитализм. По своей воле никто и не откроет по понятным причинам.

В СССР капитализма не было, а исходный код скрывали много сильнее, чем в других странах.

К примеру, исходники ПО американского корабля, летавшего на Луну, опубликованы под свободной лицензией - https://github.com/chrislgarry/Apollo-11

Где посмотреть исходники отечественного Лунохода (1970 г.)? Нигде.
+6
+6 / –0
11.09.2023 23:52 MSK
Ссылка
Hysteric329 · Казань
Фото: 2
Цитата (fndoder, 11.09.2023):
> К примеру, исходники ПО американского корабля, летавшего на Луну, опубликованы под свободной лицензией - https://github.com/chrislgarry/Apollo-11

А какой ценностью они обладают сейчас? Разве что музейно-исторической. Очень сомневаюсь, что эти исходники были так же доступны в 1970 или хотя бы 1980 году. Ложка, как говорится, дорога к обеду. Точно так же и прошивки нынешних троллейбусов мы, может, увидим в каком-нибудь 2069 году, только смысла в этом будет чуть меньше, чем ноль. А скрывали тогда одинаково что у них, что у нас - потому что это тогда была штука стратегическая, то есть, уже не коммерческая, а скорее военная тайна.

Зато в СССР в литературе публиковали принципиальные схемы (тоже своего рода "исходники"), например, радиоприемников и телевизоров (да и троллейбусов, если уж на то пошло), чтобы владельцы могли сами их ремонтировать в случае чего. А сейчас?
+1
+1 / –0

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц и более.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.