Цитата (Dmitry Ignaïev, 28.02.2023): > Цитата (watchmaker, 28.02.2023): > > Или модель делалась с чего-то зарубежного? > > Вряд ли, так как первые прототипы PCC появились с этим вагоном почти одновременно
Этот вопрос уже много раз изучался и обсуждался за последние 20+ лет на tr.ru и на Трансфото, пошерстите историю. Тем неменее, каждые несколько лет приходистя повторяться.
Как минимум, по дизайну, М-36 - это копия американских вагонов так называемой эры пре-РСС (буквы РСС латинские). Причём, вплоть до некотрых мелких элементов дизайна, как окна и даже схема окраски.
Вагоны РСС разрабатывались в США с 1929 года. При этом корпус, который будет использован для РСС, проходил свою отдельную эвoлюцию, тоже начиная с 1929 годa. В начале 1930-х уже пошли в серию вагоны т.н. дизайна пре-РСС. У них угaдывается будущий стандарт, к которому пришли, перейдя серийно на технологию РСС начиная с 1935 г.
Фото было следално во время конференции Американской ассоциации общественного транспорта, проходившей в Кливленде в 1934 г., и для которой были свезены вместе показательные вагоны пре-РСС. Есть подозрение, что М-36 как раз и "приехал" с той конференции.
Цитата (Dmitry Ignaïev, 28.02.2023): > Я знаю. Я говорил о том, что мода и тенденции в транспортной отрасли были одинаковыми, а потому плагиатом советские вагоны называть неправильно.
Да, я знаю, что такая позиция теперь периодически озвучивается в случаях обсуждения копирования в СССР американской техники. Однако в случае c M-36 должен с Вами принципиально не согласиться. Выдают детали. Прийти одновременно к таким мелким второстепенным элементам дизайна, как оформление оконных рам (сравните М-36 и чикагский 7001) - статистически невероятно. Более того, копирование окраса 7001 выдаёт реальность с головой. Если кто-то утверждает обратное, то с завтрашнего дня я начинаю покупать лотерейные билеты )
Честно говоря, в случае М-36 я не вижу разницы со случаем копирования американского кузова GM для МТВ/МТБ или копирование бруклинского Peter Witt под "американку" ЛМ-33. Просто в случае М-36 скопировано собирательно, от разных вагонов, которые Вы видите на фото с кливлендской конференции выше.
По крайней мере, ни опытные вагоны, ни серийные М-38 по электрической схеме не имели ничего общего с PCC, а вот опытный ленинградский поезд как раз копировал электрооборудование PCC с ускорителем, так хорошо знакомым нам по вагонам Татра.
"Копировал" - слишком громкое слово, но какие-то идеи были восприняты, факт. В качестве недоГРК-ускорителя использовался коллекторный узел мотора ПТ-35.
Цитата (Ymtram, 28.02.2023): > Прийти одновременно к таким мелким второстепенным элементам дизайна, как оформление оконных рам (сравните М-36 и чикагский 7001) - статистически невероятно.
Да, я невнятно выразился, копирование было в плане дизайна (это легко осуществить, имея одни лишь фотографии), но в плане техническом они не идентичны (исключение, наверно, как раз с ленинградскими МА и ПА, хотят там главным образом копировали и дорабатывали лишь планировку), хотя стоят на одном уровне технического прогресса, что подробно пояснили люди чуть выше. Потому плагиат - слово неподходящее, если судить объективно.
链接