Схема не является достоверной, содержит большое количество неточностей. Более точная карта за тот период, но тоже с неточностями (Макаронная фабрика) https://transphoto.org/photo/932124/
Quote (Ben_ROdrigezz, 01.10.2020): > Заметно что трамвай за границы ЖД линии выходит на Оренбургский тракт.
За границы ЖД линии он выходит на Техническую. Это линия в районе нынешней улицы Тимер Юл (с татарского - Железнодорожной), сейчас там как раз ходит 5-ка (и до этого 3-ка была).
P.S. Что интересно, название "Тимер Юл" на русский официально не переводится, но в названии остановки "ул. Железнодорожная" около этого моста (автобусной, правда - трамвайной там нет) почему-то перевели.
Цитата (Hysteric329, 01.10.2020): > в названии остановки "ул. Железнодорожная" около этого моста (автобусной, правда - трамвайной там нет) почему-то перевели.
Цитата (Тимур Россолов, 01.10.2020): > схематический план города и так Казань выглядела до того, как часть её земель была затоплена Куйбышевским водохранилищем.
Да здесь даже схематический план с реальным положением дел в те времена не совпадает. Есть фотосъёмки с германских самолётов времён Второй Мировой, расположение и формы кварталов абсолютно не бьются с тем, что нарисовано на карте.
Я написал это в качестве дисклеймера, чтобы потом всякие отмороженные личности не бегали и не доказывали, ссылаясь на эту карту, какие-нибудь небылицы про линию трамвая по Челюскина (которая, судя по всему, была сугубо грузовой, так как ни одного артефакта наличия пассажирского движения по ней не имеется), и про отсутствия трамвайной линии по Восстания (а она построена ещё в конце 30-х: https://transphoto.org/photo/946292/?gid=610 ).
Цитата (Дима Канеки, 01.10.2020): > какие-нибудь небылицы про линию трамвая по Челюскина (которая, судя по всему, была сугубо грузовой, так как ни одного артефакта наличия пассажирского движения по ней не имеется)
Если оно было, то это более чем логично, иначе получалось бы что пос. Свердлова (т.е. кварталы 2-хэтажек в границах Побежимова-Челюскина-Айдарова-Лениградской) не имеет транспортной связи с заводом, а трамвай проходит их стороной. По этой карте хорошо видно, как охватываются жилые кварталы. С другой стороны, может быть по тем временам это вполне "пешеходная доступность". Но для чего грузовая линия тоже не очень понятно
Вот как раз на эту тему, телеграм-канал Архитектурасы:
> Депо открыто в первой половине 1930-х, почти одновременно с началом строительства авиакомбината, и некоторое время находилось в его управлении, потому что обслуживало только авиазавод. Трамвайный маршрут был безномерным и, по сути, работал как служебный транспорт, который собирал рабочих по многочисленным поселкам Казмашстроя и отвозил их на стройку. Причем трамвайная линия шла вовсе не по нынешней улице Копылова, а первые годы проходила по Челюскина и сворачивала на нынешнюю улицу Айдарова, а дальше на завод.
Источник этого также ведёт к Илье Евлампиеву, а материалы Ильи к этой схеме )
Фактически, есть только эта схема и фото какого-то трамвая с прицепом, движущегося от депо к Челюскина, с немецкого самолёта. На этом фото также на этой "трамвайной линии по Челюскина" ВНЕЗАПНО видно и железнодорожные составы. Поэтому моя версия со служебной линией более реалистична
> Любопытно, что первоначальная трамвайная линия — «челнок» — вела к заводоуправлению из Пролетарского района окружным путем с целью охватить все жилые кварталы и не разрезать пустырь с коллективными огородами жителей. Минуя железнодорожное полотно, она шла к началу нынешней ул. Челюскина, далее примерно по ул. Челюскина до ул. Айдарова и затем примерно по сегодняшнему направлению.
> Проект ГСП затрагивал три площадки: > завершение застройки квартала №1;создание эскизного проекта застройки квартала №2;создание проекта свободной полосы между массивом существующего 2-этажного барачного поселка (в границах улиц ныне Копылова — Побежимова — Чапаева — Айдарова) и «челноком» трамвая.
> Трасса трамвая полностью переносится — через площадь и вдоль северной границы парка.
НО
На немецкой карте 1944 http://retromap.ru/1419447_55.857865,49.085027 И американской карте 1954 (впрочем на ней много ошибок) http://retromap.ru/1419545_55.863125,49.080603 По Челюскина явно указана ж/д линия. По немецкой карте она ведет к какому-то объекту в районе нынешних новостроек на Лукина/Ак.Павлова, по немецкой аэрофотосъемке там какая-то огороженная территория с бараками (похоже), по аэрофотосъемке 60-х гг те же бараки, но без забора - возможно, там жили зэки, работавшие на стройке или те самые "пленные немцы". Где-то я слышал, что там была тюрьма.
Может быть, сначала был трамвай, а потом переделали в грузовую линию (или в ж/д если такое возможно), например по причине начала войны и эвакуации предприятий в Казань.
Цитата (Барс, 08.11.2020): > Может быть, сначала был трамвай, а потом переделали в грузовую линию (или в ж/д если такое возможно), например по причине начала войны и эвакуации предприятий в Казань.
Трамвайчик на немецком снимке ездит одновременно с поездами. Линия была однопутной. В документах службы пути год укладки линии в Караваево указан 1937, именно участка от Соцгорода. В 1942 году на немецком снимке трамваи по будущей Трамвайной уже ездят по двухпутке.
Скорее всего по будущей Челюскина была линия, возившая рабочих и материалы на стройку. Строили скорее всего аэродром Борискоглебское.
С Глушко наверное? Не, пишут они жили прямо в здании заводоуправления 22 завода
Кстати, остаток того, что по Челюскина была эта самая линия - это существование "недоулицы" за частными домами параллельно Челюскина (от бывшего птичьего рынка до церкви), по которой были пути. И возможно этим же объясняется, что по этой "улице" стоит 4 дома с адресом Социалистическая.
链接