КР КНААПО.
КР рамы и переоборудование в музейно-экскурсионный вариант (Потанинский грант).
С 2003 по 2011 год считался экскурсионно-музейным вагоном.
В преддверии подготовки к празднованию 100-летия Владивостокского трамвая (9 октября 2012 года) проходил средний ремонт. Является уникальным историческим вагоном своей серии, посвящённым истории Владивостокского трамвая.
С 19 июня 2014 года — вагон-библиотека.
С 03.07.2015 — выбиты бортовые номера (отсутствовали с 2003 по 2015 г.).
С 09.10.2015 — Тематический вагон, приуроченный к пуску первого вагона на линию.
22.02.2016 — Вагон, участвовавший в съёмке киноленты режиссёра Дерека Цанга: "Джули и тишина".
Сильно повреждён в ДТП с "Газелью" (26.10.2016).
04.02.2019 — Переброска тележек 221/10(229).
С 11.12.2017 по 29.03.2019 — ТУПИК.
С 29.03.2019 по 27.06.2019 — ТР.
08.2020 — Переброска тележек 10(229)/251.
С 07.10.2022 — Музейный вагон.
«Шестерка» дает громкий звонок и начинает движение: на Сахалинской вагон примет первых пассажиров и отправится в путь до Минного городка и обратно. Трамваи во Владивостоке ходят только по этому маршруту уже девять лет и сегодня являются не просто средством передвижения. В День города VL.ru рассказывает, как живет движущаяся достопримечательность столицы Дальнего Востока.
Прошлое, настоящее...
Заложенная в 1908 году первая трамвайная линия во Владивостоке заработала в 1912-м. Пять вагончиков маршрута № 1 соединяли вокзал с Луговой, где находилось первое в городе депо. Потом электротранспорт пошел от вокзала до Первой Речки (там было второе депо). Мы находимся в третьем в истории города трамвайном депо.
В разные годы во Владивостоке работало 10 маршрутов. О тех временах напоминает, например, трамвайное кольцо во дворах в районе вокзала или рельсы, оставшиеся то тут, то там. Говорят, что сейчас вполне реально возобновить маршрут № 7 до Третьей Рабочей. Но пока ходит только «шестерка» «Сахалинская – Минный городок». Специалисты службы пути говорят: 11,5 км рельсов в удовлетворительном состоянии. Их, как и контактные провода, днем осматривают, а ночью по мере надобности ремонтируют.
С ноября прошлого года во всех трамваях и троллейбусах введена электронная система оплаты. Водители говорят, стало удобнее и быстрее. По безналу оплачивают проезд люди всех возрастов.
Сейчас в депо 26 трамваев. На ходу – 15, на линию ежедневно выпускают 14, к остановке они подходят раз в 5-10 минут. Причем пробок для них, как правило, не бывает. Если, конечно, ДТП на перекрестках не происходит. Движение обеспечивают две тяговые подстанции. «Контактная сеть 600 вольт, постоянный ток», – объясняет начальник депо Павел Калинин.
В парке трудятся вагоны РВЗ и КТМ. Аббревиатуры расшифровываются как «Рижский вагоностроительный завод» и «Кировский трамвай моторный», то есть собранный на Усть-Катавском заводе. Первый за размеры называют лайнером, а второй – котиком, он поменьше.
...и будущее
Летом на линию выходит открытый ретро-трамвай. Его пассажиры очень любят и порой даже ждут именно этот вагончик. Особенно на нем приятно будет кататься, если во Владивосток когда-нибудь придут жаркие дни.
Ко всем памятным датам готовится праздничный трамвай. Ко Дню Победы – с Георгиевской лентой и кадрами из славного военного прошлого. К Новому году внутри даже ставят елочку. Бывают совместные акции с ГИБДД и школами, посвященные безопасности. И, конечно, ко Дню города готовятся особо.
На бортах исторического вагончика, который пассажирам особенно люб, – фотографии из жизни старого Владивостока. Газовой горелкой обжигают вагон до металла, очищают от лакокрасочного покрытия. Потом грунтуют кузов, накладывают шпаклевку, герметизируют швы, где нужно, красят и клеят оракал.
Этот РВЗ – «лайнер-ветеран», ему уже около 30 лет. Да и вообще машин младше 20 лет у нас пока нет. Прибалтийские «лайнеры» вообще очень крепкие и надежные. Правда, в Риге трамваев больше не делают. 10 трамваев, которые идут к нам из Москвы, – производства Усть-Катавского завода.
В депо с нетерпением ждут обновки. Напомним, еще 30 мая в ходе отчета перед Думой глава города Олег Гуменюк сообщил, что столица Дальневосточного федерального округа попросила у столицы России 10 трамваев 2005-2007 года выпуска. Все они только что после капремонта и не потребуют больших денежных вложений еще 15 лет. Сергей Собянин согласился поддержать Владивосток.
Во Владивосток 10 «котиков» прибудут в начале осени на автопоезде. Они уже побегали по Москве – это следующее поколение после наших. И это даже хорошо: на новые пришлось бы переучивать водителей, ремонтный персонал (там другая система управления, элементная база), чинить контактную сеть и пути. А так – принципиального отличия для сотрудников трамвайно-троллейбусного управления не будет, плюсы для пассажиров – трамваи красивее и удобнее. Прошли в 2015 году капитальный ремонт: полностью заменена проводка, оборудование, бортовые обтяжки.
Трамваев немного, но работы хватает
Проходим цеха по сборке тяговых двигателей и по ремонту тормозных колодок, пневмоцех. Около стены плакат «Готовая продукция». Под ним лежат дверные приводы: на одних написано «хор» – значит, хорошие, их уже проверили и, где надо было, починили.
На зоне ежедневного обслуживания трамвая работает по два человека на смене. ТО-2 – техобслуживание второго типа – проводит бригада из трех человек. Еще трое – на капремонте. Иногда, телеги, на которых ездит трамвай, снимают, перебирают, смазывают. Если течет масло, чинят редуктор (масло, кстати, используют автомобильное).
Каждый день, а иногда дважды в сутки (зависит от погоды), вагончики моют. Трамвай дает звонок и задним ходом заезжает на мойку, оборудованную тут же, в депо. Ежедневно перед выходом на линию трамвай проходит 40-минутный осмотр и подготовку в рейс. Его осматривают по низам, проверяют работу электрического оборудования, тормозной системы. Если водителю что-то не понравится, он не примет вагон.
«В авторемонте рынок насыщен, а у нас все довольно специфично. Человека нужно готовить – на это уходят годы, – признает начальник депо Павел Калинин. – Люди к нам приходят по-разному: по объявлению, через знакомых. А есть те, кто с детства любил трамваи. Есть и трудовые династии: родители еще при Советах работали в трамвайно-троллейбусном управлении, дети продолжают традицию, трудятся кондукторами, ремонтниками».
Сергей Молчанов в депо уже 32 года. Сперва думал идти на машиниста, но выбрал трамваи. 30 лет работал водителем, два года – заместителем директора по эксплуатации. На вопрос, чем эта работа хороша, не колеблется: «Общение с пассажирами. Они заходят – улыбаешься, провожаешь тоже с улыбкой. У нас город небольшой, пассажиры нас знают, мы их».
В Советские времена зарплаты были ого-го – инженеры столько не зарабатывали. Со временем уменьшились. Но зато работа интересная, коллектив дружелюбный и за каждого сотрудника здесь по-настоящему держатся.
Кузовной маляр Александр Гулякин в ТТУ уже пять лет, с 22 лет. Специализируется на подвижном составе: трамваи, троллейбусы, фуникулер. У строительного маляра, например, более широкий спектр работ. Пришел, как и многие, случайно – товарищ-энтузиаст подсказал и помог сделать выбор. Хотя сейчас он не скрывает: это призвание. Трамваями увлекался с детства, любил наблюдать за вагонами. И повезло – увлечение совпало с работой.
«Во многих городах и транспорта-то электрического нет. А Владивосток всегда украшали трамваи – это культурно-историческая ценность, которой в этом году, между прочим, исполнится уже 107 лет, – поддерживает беседу Александр, отвлекшись от обжига исторического вагончика. – Есть стандартные КТМ-5, КТМ-8. А есть – 221-й наш. Он необычный, украшен – повествует о важных датах Владивостока, внутри размещена мобильная библиотека. Он и туристов привлекает. Вагоны РВЗ всегда считались образцово-показательными, у них кузов выполнен из более долговечного материала – дюралюминия».
Пассажиры вообще добрые
На водителя можно выучиться здесь же, на Борисенко, 44 и абсолютно бесплатно. Причем не обязательно даже уметь управлять автомобилем. Ученики сначала овладевают профессией в техклассе, потом в депо, потом на линии с водителем-наставником, а потом – экзамен в ГАИ.
В классе – много схем, механизмов. В центре установлена передняя часть трамвая КТМ. Ученик подходит, садится в кабину, все включает и дает ходовые позиции – то есть начинает движение. На схеме отображается, что происходит в трамвае.
Тут же – для наглядности – реостатный контроллер. Это сердце трамвая, с его помощью управляют мощностью двигателя. Через него идут команды, которые дает водитель из кабины. Бывает, сердце барахлит. Могут контакты подгореть, провод, «кулачки» (кулачковые контакторы) – тогда приходится вызывать не кардиолога, конечно, но электрика. В бригадах посуточно работают по три специалиста и еще один – на пятидневке.
Лили Прокопчук – водитель трамвая. Пять с лишним лет назад прочитала объявление и пришла учиться. Получила свое первое водительское удостоверение (особой категории – трамвай). «Никогда не думала, что буду здесь работать. Так уж обстоятельства сложились. И знаете, мне моя работа нравится – особенно люблю пассажиров, они вообще добрые. Частенько слышишь благодарность».
Теперь два через два дня Лили встает в 4 часа утра, собирается на работу, едет на «дежурке» в депо. Расписывается в документах. Делает четыре круга – обед. Еще четыре круга – обед. Еще четыре – и домой. Каждый круг – 54 минуты. Смена длится 12 часов.
В кабине водителя места немного. Вагончик сам идет по рельсам – рулить здесь не нужно. На панели – два вольтметра. Прибора два: по одному на два двигателя. Первое сиденье в салоне откидывается, под ним – ящик с песком. «В юзовую погоду – обледенение, морось, дождик – нажимаешь на педаль – на рельсы сыплется песок, чтобы на юз не подхватило, – объясняет Лили. – Вообще-то водитель должен уметь управлять любым трамваем. Есть, конечно, условно говоря, закрепленные за нами. Но вдруг сломается? Я могу и на РВЗ сесть, и на КТМ. А вообще-то все трамваи разные. У меня есть любимый – тот, к которому я привыкла. Начинает капризничать – я ему говорю: котик, перестань. И он слушается».
298 чего только не ждёт. Там полный "ахтунг": 1. Проточка бандажей и реборд (запас велик); 2. Замена колёсных амортизаторов (128 штук); 3. Перевод с передачи ЗИЛ-157 на ЗИЛ-130 (износ валов ведущих шестерней); 4. Ремонт салона + Ремонт Кузова; 5. Покупка и установка стеклоочистителя; 6. Замена стакана (рассыпались подшипники) ось №1; Настя свой вагон если увидит к Новому году, то будет хорошо.
Цитата (Кузнечик Кузя, 03.07.2019): > Хотя жаль, что с новыми от УТМ так и не сложилось... Забыли, проехали. То было когда-то, да так и сплыло. Говорят, что эти вагоны так пока и стоят, до сих пор не проданы.
На мой взгляд, красивее всех делает объявления по микрофону. По крайней мере, так как она, больше никто так не читает обыденные "Осторожно, двери закрываются! Следующая..."
Цитата (Дмитрий Гаврилюк, 06.07.2019): > На мой взгляд, красивее всех делает объявления по микрофону. По крайней мере, так как она, больше никто так не читает обыденные "Осторожно, двери закрываются! Следующая..."
Параллельная вселенная, в которой информаторы ещё не изобрели.
Цитата (Сергей Мурашов, 06.07.2019): > информаторы ещё не изобрели. На трамваях не изобрели. На автобусах изобрели... Но может, оно и к лучшему, что из-за объявлений живыми голосами вагоновожатые не такие безликие и одинаковые для пассажиров?
链接