Tatra-Straßenbahnen
(Трамвайные вагоны "Татра"™)
Tatra KT4 - Татра КТ4
KT4-Prototyp 002 in Potsdam
Прототип KT4D 002 следует по маршруту № 2 к потсдамскому вокзалу Ребрюке по улице Фридрихэбертштрассе, 27 июня 1975.
(Фото: Эрнст Лассбахер)


История

KT4D

Решающий толчок к созданию этих вагонов дала Германская Демократическая республика, которая в силу договорённостей в рамках СЭВ в середине шестидесятых годов должна была свернуть собственное трамвайное производство в пользу чешских моделей. [От редактора: Здесь автор не совсем прав. В действительности транспортники ГДР к тому времени уже испытали в Дрездене одиночные вагоны T3 и после сравнения со своими "Гота" решили отказаться от производства последних.]. Теперь требовалось создать вагоны, пригодные для эксплуатации на трассах немецких городов с их тесными улицами, кривыми малого радиуса и большими значениями уклонов. Кроме того, необходимо было учесть и различную колею трамвайных предприятий ГДР (в некоторых городах она была 1435 мм, в других - более узкой). Решено было попытаться разработать для этих условий небольшой сочленённый вагон. Два опытных экземпляра создали в период 1969-74 гг. Оригинальная конструкция укороченного сочленения позволяла удерживать секции вагона в стабильном положении без вихляния при движении по прямой. Узел сочленения обкатывался ещё в 1969 году на переделанном опытном экземпляре K1, на нём и были отработаны основные конструктивные решения. Готовые вагоны после кратковременных испытаний в Праге прибыли в Потсдам, где и остались после окончания испытаний. В 1974 начато серийное производство этих вагонов.
В германии KT4 эксплуатируются как одиночные или в двухвагонных системах. В Эрфурте и Коттбусе они сцеплялись даже в тройники с впечатляющей длиной состава - 57 м.
В 1982 году созданы два опытных вагона с тиристорно-импульсной системой управления TV3, которые получили обозначение KT4Dт. С 1983 эти вагоны работали в Берлине. В 1986 и 1987 годах поставлялись серийные вагоны этой модификации.

KT4SU

Преимущества KT4D в стеснённых условиях были настолько очевидны, что аналогичные вагоны были заказаны и для отдельных трамвайных предприятий СССР. 2 прототипа KT4SU обкатали в Праге и доставили во Львов. Серийное производство начали в 1980 году. Конструктивно эти вагоны ничем не отличались от собираемых для Германии.

KT4YU

С 1980 KT4 с индексом KT4YU начали поставляться также в Югославию. В Белграде на них был заменён весь существовавший парк трамвайных вагонов. В Загребе они работали совместно с T4YU и Б4YU более раннего выпуска. С 1986 года там испытывался также прототип KT4YUт с ТИСУ. Однако, в этом случае до серийного производства дело не дошло.

KT4K

После поставки 50 вагонов для нового депо в столице КНДР Пхеньяне (1991 год) серийное производство КТ4К прекращено. Впоследствии эти КТ4 были переделаны заводом Шэньфэн в китайском городе Шэньян. Видимо, эксплуатация сочленений вызвала технические трудности, поэтому оно из вагонов удалялось, а секции сваривались в единое целое, образуя четырёхосный одиночный вагон большой длины.


Технические характеристики КТ4
Длина по корпусу: 18110 мм
Ширина кузова: 2200 мм
Высота кузова: 3100 мм
База (между шкворнями тележек): 8900 мм
Расстояние между осями: 1900 мм
Мест для сидения: 26-38 (зависит от модификации)
Число стоящих пассажиров: 83/133
88/141
105/168 (зависит от модификации)
Тип двигателей: TE 022H
Количество и мощность: 4 * 45 кВт
Конструктивная скорость: 55/65 км/ч (зависит от модификации)
Масса: 20.3 т
Тип вагона: Односторонний моторный
Система управления: Ускорительная/Тиристорно-импульсная TV1


Статистика
За период с 1974 по 1997 построен 1801 вагон типа KT4.

Вагоны KT4D для ГДР
Город Годы выпуска Количество парковые номера
Берлин 1976-1988 576 219 001 - 219 582
Бранденбург 1979-1983 16 170 - 185
Гера 1978-1992 61 301 - 344, 348 - 363
Гёрлиц 1983-1990 11 001 - 011
Гота 1981-1982 6 301 - 306
Коттбус 1978-1990 65 1 - 65
Лейпциг 1976 8 1301 - 1308
Потсдам 1974-1987 45 001 - 044, 011/II
Плауэн 1976-1988 45 201 - 245
Франкфурт-на-Одере 1987-1990 34 201 - 234
Цвикау 1987-1988 22 928 - 949
Эрфурт 1976-1990 156 401 - 555, 404/II
Итого 1974-1992 1045  

Вагоны KT4SU для Советского Союза
Город годы выпуска Количество Парковые номера
Винница 1980-1990 81 148 - 228
Евпатория 1987-1990 18 30 - 47
Житомир 1981-1988 20 19 - 38
Калининград 1987-1994 41 401 - 441
Лиепая 1983-1988 22 216 - 237
Львов 1976-1988 145 1000 - 1145
Пятигорск 1988-1994 35 120 - 154
Таллин 1980-1988 73 51 - 123
Итого 1976-1994 435  

Вагоны KT4YU для Югославии
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Белград 1980-1990 200 201 - 400
Белград 1997 20 401 - 420
Загреб 1985-1986 51 301 - 351
Итого 1980-1997 271  
 


[Вагоны "Татра"]
[www.strassenbahnen-online.de] [Straßenbahn-Links]
 
www.strassenbahnen-online.de © 1996-2006 Jörg Zaumseil Letzte Änderung: 18.09.1999

Авторизованный перевод с немецкого выполнен при помощи онлайн-сервиса Промт с последующей редактурой. © Neirosoft, 2007