Tatra-Straßenbahnen
(Трамвайные вагоны "Татра"™)
Tatra T4/B4 - Татра Т4 и Б4
T4D-Prototyp 2000 in Dresden
Прототип T4D № 2000 был восстановлен ремонтным предприятием транспортной сети Дрездена. На фото он катает журналистов по Айсенбанштрассе 24 апреля 1999.
(Фото: Уве Шнайдер)


История

T4D

Вагон T4D проектировался по заказу немецких транспортных предприятий. Дело в том, что подавляющее большинство городов ГДР имеют трамвайные сети, пригодные для движения вагонов с шириной кузова максимум 2.2 м. Трамваи T3D шириной 2.5 м там применять нельзя. Провести реконструкцию - тоже. Поэтому и был создан T4D, во всём аналогичный T3D, за исключением ужатого по ширине кузова.
Прототип испытывался без номера в 1967 году в Праге. Затем его передли в Дрезден, где он и получил свой первый номер - 2000, впервые выехав из депо сентябре 1967. Серийное производство вагонов этой модели началось уже в 1968. Вагоны поступали на четыре крупнейших трамвайных предприятия: в Дрезден, Лейпциг, Галле-Аммендорф и Магдебург, где они и по сей день составляют большинство парка. Значительное количество вагонов в последние годы подвергаются обширной модернизации. Многие бывшие в употреблении T4D уходят за пределы Германии, из Галле в Калининград (Россия), из Лейпцига в Пхеньян (КНДР) и из Магдебурга в Орадеа (Румыния).

Б4D

Те же самые причины, которые побудили разработать T4D, потребовали начать постройку соответвтвующих им прицепных вагонов. T4D и Б4D могут использовааться в следующих вариантах: моторный + моторный (система), моторный + прицепной ("минипоезд", по-немецки "Minizug") или моторный + моторный + прицепной ("большой поезд", по-немецки "Großzug").

T4SU

В Советском Союзе тоже имелись трамвайные сети, в где не было возможности использовать вагоны шириной 2.5 м. После того, как прекратились поставки трамваев из ГДР, с завода "Гота", эти города начали закупать вагоны из ЧССР. В самом СССР после Великой Отечественной войны вагоны для немногих оставшихся узкоколейных предприятий уже не выпускались, тем более, что Одееса, например, провела перешивку своего трамвая на широкую колею, то же планировалось и в Пятигорске (хотя впоследствии не было осуществлено). Модификация T4SU получилась из T4D, но на неё не ставилось оборудование для работы с прицепными вагонами, а кабина водителя устанавливалась закрытая.

T4R

Возможность приобрести вагон с зауженным кузовом понравилась и румынам. В 1973 году два первых вагона поступили на испытания в Бухарест. Эта разновидность абсолютно ничем не отличалась от T4SU. В настоящее время лишь в Яссах вагоны содержатся в более-менее ухоженном состоянии, в остальных же городах "Татры" работают "еле живые", что вызвано скверным обслуживанием и постоянной нехваткой запасных частей. Тем не менее, почти все они до сих пор выходят на линии.

T4YU

Когда Югославия показывала интерес к закупке T4, 2 вагона были отправлены в Белград на испытания. Они были произведены уже в 1967 и первоначально рассматривались как прототипы для предприятий ГДР. Машины имели борта из гофрированного листового алюминия. Им присвоили номера 110 и 111. После возвращения вагон № 110 работал в Праге под номером 5500 для поездок с группами детей. Второй вагон перестроен во второй прототип прицепного вагона Б4D и под номером 101 ушёл в Галле. Серийные Т4 для Югославии имели уже три двери и гладкие борта из обыкновенной стали. Вагоны для Белграда оснащались комплектом электрооборудования, идентичным "советским" сериям, для Загреба - "немецким". В Белграде все эти вагоны затем были заменены на более вместительные KT4, в Загребе же продолжают использоваться и по сей день.

Б4YU

Нетрудно догадаться, что это прицепной вагон для загребских Т4 - единственных в Югославии приспособленных для такой работы. Обычно они применяются по схеме моторный + прицепной.

[От редактора: По совершенно непонятной причине автор немецкого сайта ни словом не обмолвился о двусторонних модификациях Т4 и Б4 для Германии. А они существуют. В архиве автора есть даже одна фоторграфия таких вагонов, вот эта. На ней хорошо видно, что кузов такого трамвая имеет две передние двери с правого борта и две задние с левого. Такое расположение объяснимо: кабина "Татр" третьей и четвёртой моделей асимметрична, слева за ней дверь не поставишь, поэтому и выбрано расположение дверей, одинаковое для пассажира, как бы ни был направлен вагон, головой или хвостом вперёд. На фото два вагона как раз сцеплены хвостами в т.наз. челнок, и двери у обоих расположены единообразно. Есть данные о Т4 с двумя пантографами и, соответственно, двумя кабинами, эксплуатировавшихся в Галле. И это не были служебные вагоны, их окраска говорит о том, что они использовались как пассажирские. Расположение дверей здесь позволило без труда интегрировать вторую "голову" на место хвоста. Существуют и прицепные вагоны подобной конструкции, только у них с правого борта есть все три двери, а с левого наличествуют лишь две крайние.]

Технические характеристики Т4 и Б4

T4 B4
Длина по сцепкам: 15200 мм 15200 мм
Длина кузова: 14000 мм 14000 мм
Ширина кузова: 2200 мм 2200 мм
Высота кузова: 3063 мм 3063 мм
База (между шкворнями тележек): 6400 мм 6400 мм
Расстояние между осями: 1900 мм 1900 мм
Мест для сидения: 20 (T4D: 26) 28
Число стоящих пассажиров: 77 (T4D: 88) 72
Тип двигателей: TE 022B
Количество и мощность: 4 * 40 кВт
Конструктивная скорость: 65 / 55 км/ч
Тип вагона: Односторонний
моторный
Односторонний
прицепной


Статистика
В период с 1968 по 1987 год построено 2635 вагонов T4 и 874 Б4.

Статистика T4D
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Дрезден 1967-1984 572 1)
Галле 1968-1986 323 901 - 1223
Лейпциг 1968-1986 597 1601 - 2197
Магдебург 1968-1986 274 1001 - 1274
Итого 1967-1986 1766
1) 2000, 1910 - 1999, 1855 - 1908, 222 101 - 138, 222 201 - 250, 222 301 - 352, 222 501 - 559, 222 601 - 648, 222 701 - 720, 222 801 - 844, 222 861 - 870, 222 237II, 222 319II, 222 161 - 178, 222 361 - 364, 222 471 - 484

Статистика Б4D
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Дрезден 1970-1984 250 1)
Галле 1969-1986 124 101 - 224
Лейпциг 1968-1987 273 501 - 773
Магдебург 1969-1986 142 2001 - 2142
Итого 1968-1987 789
1) 2001 - 2007, 272 101 - 146, 272 201 - 237, 272 301 - 325, 272 401 - 433, 272 501 - 529, 272 601 - 636, 272 801 - 820, 272 161 - 165, 272 223II, 272 461 - 470

Статистика T4SU
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Винница 1971-1979 42 106 - 147
Житомир 1977-1979 18
Калининград 1971-1979 223 101 - 323
Лиепая 1976-1979 15 201 - 215
Львов 1972-1979 73 801 - 873
Таллин 1973-1979 60 251 - 310
Итого 1971-1979 431

Статистика T4R
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Арад 1974-1981 100 80 - 179
Браила 1978 10 19 - 281)
Бухарест 1973-1975 131 3301 - 3431
Галац 1978 10 61 - 70
Яссы 1978-1981 70 201 - 270
Итого 1973-1981 321
1) ursprünglich für Galati (Nr. 51 - 60) vorgesehen

Статистика T4YU
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Белград 1972 20 1 - 20
Белград 1967 2 110, 1111)
Загреб 1976-1983 95 401 - 494, 405II
Итого 1972-1983 117
1) Prototypen

Статистика Б4YU
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Загреб 1976-1979 85 801 - 885
 


[Вагоны "Татра"]
[www.strassenbahnen-online.de] [Straßenbahn-Links]
 
www.strassenbahnen-online.de © 1996-2006 Jörg Zaumseil Letzte Änderung: 18.09.1999

Авторизованный перевод с немецкого выполнен при помощи онлайн-сервиса Промт с последующей редактурой. © Neirosoft, 2007