Открытие трамвайного движения в Екатеринославе, 1897 год. Скан фото из книги Науменко И.М "С Вершины столетия" 1997 г., Днепропетровск. Фото публикуется с разрeшения автора книги
Номер маршрута нужно убрать, поскольку повсеместно номера появились лишь в 1925 году, примерно в мае-месяце, а до революции были, судя по всему, лишь у городского трамвая (встречаются на фото). У линий бельгийской конторы не было номеров.
Уважаемые редакторы! Думаю, что на сегодняшний момент сложно оспаривать мнение, что первые вагоны, прибывшие в Екатеринослав, были произведены на заводе M.A.N. в Нюрнберге. Об этом неоднократно в комментариях под некоторыми фотографиями дореволюционных вагонов города писал и Ааре Оландер. Есть в галлерее и сканы из самих каталогов M.A.N, в частности - каталога 1928 года. На этот же каталог ссылается автор статьи журнала "Straßenbah Magazin" (номер за ноябрь 1988). В статье отмечается поставка в город 16 вагонов типа Tw-2 (подобный вагон, но 1911 г.в. сохранился в музее в Галле: https://transphoto.org/vehicle/218210/ ) с 16 сидячими местами - очевидно - закрытые, а также 9 вагонов с 32 сидячими местами. Нет сомнения, что речь идёт о вагонах 1-25 Бельгийского парка. Далее. "Википедия" пишет на странице о фирме M.A.N. , что трамвайные вагоны, произведенные в Нюрнберге были "с элементами электрооборудования" фирмы "Симменс". Более того, инвентарная ведомость за 1931 год называет вагоны 1896 г.в. не M.A.N. , но "Симменс-Шуккерт". Учитывая то, что Иоганн Зигмунд Шуккерт в 1873 году открыл свою электротехническую мастерскую именно в Нюрнберге, не вижу никаких противоречий в данной теории.
Согласен с Vicente и тоже считаю, что нужно убрать эти Ganz из базы города (а также убрать номер маршрута — такого не было в те годы).
Никаких вагонов марки Ganz в Екатеринославе не было. Были MAN.
Просто немцев всю дорогу в России (Российской империи / СССР) называли «фрицами» и «гансами». Отсюда и пошло среди старых трамвайщиков города наименование немецких вагонов «гансовские».
Хорошо, вечером сделаю модель «Двухосный моторный MAN» бельгийским вагонам под № 1-25. Что касается остальных «Ganz'ов», то есть идея обозначить их «Двухосный моторный вагон», и в профиле указать инфо о предполагаемых производителях — MAN, Сименс-Шуккерт
Quote (Vicente, 16.03.2020):
> В статье отмечается поставка в город 16 вагонов типа Tw-2 (подобный вагон, но 1911 г.в. сохранился в музее в Галле: https://transphoto.org/vehicle/218210/ ) с 16 сидячими местами - очевидно - закрытые, а также 9 вагонов с 32 сидячими местами.
Давайте будем продвигаться шаг за шагом. Вместе с Владиславом другими товарищами. "Straßenbahn Magazin" довольно подробно описывает поставки в Бельгийский парк. После упомянутых вагонов 1896 года выпуска (не 1897, как указано - надо исправить: год выпуска - 1896, эксплуатируются с 1897), Вторая поставка вагонов, согласно журнала, была в 1899 году (вагоны, отмеченные в базе 1900 годом выпуска, надо подправить) и состояла из 9 вагонов (4 закрытых и 5 открытых). То есть вагоны 26-34 нужно пометить 1899 г.в. Далее журнал пишет о поставке 1901 года (возможно, что год выпуска вагонов 1900) - "9 двухосных Tw от M.A.N., а между 1905 и 1908 гг - ещё на 22 двухосных Tw с 32 посадочными местами в каждом..." (ц) Сопоставляя вышеуказанное с данными прведенными Ааре Оландером здесь: https://transphoto.org/photo/369042/?vid=176315#1457675 а также с некоторыми другими источниками, и полагая, что у Бельгийского Общества не было 65 моторных вагонов, предполагаю, что в журнале - ошибка/опечатка и вместо "22" следует читать "11" (пока не доказано обратное). Таким образом, мы выходим на 54 моторных вагона Бельгийского парка. По поводу Ганцов/Гансов. Нет никакого сомнения, что у Науменко либо ошибка (он пишет "Ганс и Ко"), либо имеется в виду что-то другое. Тем не менее, какие-то вагоны "Ганц" в городе всё-таки были. В инвентарной ведомости 1931 года указаны 10 прицепных вагонов именно "Ганц". Годы выпуска этих вагонов - 1905 и 1906. Поэтому, давайте (пока) сделаем «Двухосный моторный MAN» всем бельгийским вагонам. С Городским Трамваем надо будет ещё разобраться.
> а между 1905 и 1908 гг - ещё на 22 двухосных Tw с 32 посадочными местами в каждом..." (ц) > Сопоставляя вышеуказанное с данными прведенными Ааре Оландером здесь: >https://transphoto.org/photo/369042/?vid=176315#1457675 > а также с некоторыми другими источниками, и полагая, что у Бельгийского Общества не было 65 моторных вагонов, предполагаю, что в журнале - ошибка/опечатка и вместо "22" следует читать "11" (пока не доказано обратное). Таким образом, мы выходим на 54 моторных вагона Бельгийского парка.
Здесь пока что стоп. Из этого сообщения следует, что бельгийские трамваи под № 44-54 имели открытый кузов и были построены в 1905-1908 гг. Тем не менее, на сайте размещена публикация с вагоном 46, датируемая 1900 г. (хотя не исключено, что это может быть банальной опечаткой/ошибкой), а также есть фотографии с вагонами 50 и 54, где видно, что для них характерна закрытая компановка кузова. Практиковались ли у вас переделки кузовов из открытого типа в закрытый?
Побойтесь Б-га!!! ))) На фото 46 - открытый вагон! В описании под фото - "открытка с 1909 года"... Ааре в том комментарии выдвигает ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ о нумерации всего лишь первой партии. И, делает это на основании имеющихся фотографий. 1-34 мы не имеем других данных : как открытые и закрытые делились по номерам. В упоминаемом мной журнале, начиная с 1901, нет также данных о том закрытые были поздние вагоны или открытые , и сколько было тех и других. Кроме того, по крайней мере, на двух фото в Базе Бельгийского Общества - Городские вагоны! Я ещё пару дней назад отправил запрос на правку!
Ну, по фотографиям - всё на месте. Единственное, что не сходится с моими данными - вагоны 44-54 не 1900 года. Передаю мяч на половину поля Владислав-Днепр: https://transphoto.org/photo/815985/?vid=177640#1843290 Здесь наши данные не сходятся. Решайте сами: как эти вагоны будут в базе.
链接