TransPhoto

Фотографии публикуются на сайте как есть и не имеют цели продвижения какой-либо политической и/или идеологической позиции.

Материалы предоставляются пользователями и не являются отражением мнения администрации сайта.

Закрыть
Днепр — Исторические фотографии: Трамвай
  ДнепрИсторические фотографии: Трамвай
Площа Ленінського комсомолу
Фото Елены Рыскаль

Прислал андрюха · Каменское           Дата: 1953 г.

Статистика

Лицензия: Mark
Опубликовано 21.10.2019 02:01 MSK
Просмотров — 1620

Подробная информация

Комментарии · 57

21.10.2019 05:06 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
Тоже хотел разместить это фото. Оно появилось на прошлой неделе в фейсбуке. Но, там не дали точную дату. Откуда информация, что это 1953 год?
+2
+2 / –0
21.10.2019 19:31 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Если это действительно привокзальная площадь, то год 1953 вполне реален, т.к.:

>>строительство на Привокзальной площади и прилегающей к ней части проспекта было начато только в 1953 г., а окончено в 1956 г.
источник
https://gorod.dp.ua/history/article_ru.php?article=1558

Хотя возможен и более поздний год 54, 55
+1
+1 / –0
21.10.2019 20:28 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Сергей Мушенок, 21.10.2019):
> строительство на Привокзальной площади и прилегающей к ней части проспекта было начато только в 1953 г., а окончено в 1956 г.

Да нет, строительство привокзальной площади было начато ранее, чем 1953 год. Есть фото октября 1951 года (подписано в архиве).
https://transphoto.ru/photo/1266759
Можно предположить, что в архиве ошибка, но на фото виден портрет Сталина, а после 5/III.1953 портреты Сталина везде поснимали.
0
+0 / –0
21.10.2019 20:37 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Что касается этой фотографии. Если в источнике не указан год, то ставить точный год, не основываясь ни на каких фактах — неправильно.

Первые МТВ-82 поступили в город в конце 1952 или начале 1953 года (20 января 1953 г. о новых вагонах сообщила газета «Днепровская правда»). Строительство домов по проспекту и на площади завершено к 1956 году (?). То есть время, когда могло быть сделано это фото — примерно 1953—1956 гг.

В описании лучше указать так: Первая половина 1950-х гг. (после 1952)
0
+0 / –0
21.10.2019 21:12 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Владислав-Днепр, 21.10.2019):
> Цитата (Сергей Мушенок, 21.10.2019):
> > строительство на Привокзальной площади и прилегающей к ней части проспекта было начато только в 1953 г., а окончено в 1956 г.
>
> Да нет, строительство привокзальной площади было начато ранее, чем 1953 год. Есть фото октября 1951 года (подписано в архиве).
> https://transphoto.ru/photo/1266759

Я допустил наверное ошибку, что захватил только концовку абзаца из приведенной статьи по ссылке. Вот полностью:

>>Разработанный в 1948 г. проект реконструкции Привокзальной площади в течение нескольких лет перерабатывался. Были уменьшены ее размеры, упрощен план, изменены решения размещаемых вокруг зданий. К 1950 г. уже были закреплены земельные участки под строительство. Но строительство на Привокзальной площади и прилегающей к ней части проспекта было начато только в 1953 г., а окончено в 1956 г.

Кстати, на фото 1951г., которое вы привели, как раз видно только строящийся вокзал и прокладку трамвайных путей. Но спорить конечно не буду, т.к. в статье тоже может быть ошибка с датировкой.
0
+0 / –0
22.10.2019 00:13 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
Где-то видел фото дома, который виднеется за вагоном, что его строили в 1955-1956. С другой стороны, вагончик выглядит довольно новым. Дядька, к сожалению, как обычно на таких фото закрывает собой бортовой номер, да и в те времена, наверное, следили за вагонами получше (а попробуй по-другому - можно и в саботаже и во вредительстве быть обвинённым), всё там блестит аж...
У кого-нибудь есть вообще данные по МТВ в Днепропетровске относительно дат выпуска и дат списания?
Так же практически отсутствует информация по КТМ/КТП - 1. Бортовые номера, составность... что-то..?
Может, сохранились архивы в управе или в депо? Товарищи работники КП, помогите
0
+0 / –0
22.10.2019 00:19 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Мне кажется правее вагона ,на дальнем плане виден ГАЗ 21 ?
0
+0 / –0
22.10.2019 00:59 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Vicente, 21.10.2019):
> Так же практически отсутствует информация по КТМ/КТП - 1. Бортовые номера, составность... что-то..?
>

С КТМ/КТП-1 вроде недавно разобрались.

Первая партия КТМ/КТП-1 поступила в город в 1949 году
Это 9 моторных и 9 прицепных вагонов
Им присвоили номера с 41 по 49 (М) и с 401 по 409 (П)
Соответственно, сцепили в поезда:
41—401
42—402
43—403
44—404
45—405
46—406
47—407
48—408
49—409

Далее они поступали на протяжении всех 1950-х гг., а также в 1960—1961 гг. и нумерация поездов имела такой вид:
50—410
51—411
52—412
53—413
54—414
55—415
56—416
57—417
58—418
59—419
60—420
61—421
62—422
63—423
64—424
65—425
66—426
67—427
68—428
69—429—430 (единственная тройная сцепка, курсировала по маршруту № 3, попала в кино)
70—431
71—432
72—433
73—434
74—435
75—436
76—437
77—438
78—439
79—440
80—441
81—442
82—443
83—444
84—445
85—446
86—447
87—448
88—449
89—450
90—451
91—452
92—453
93—454
94—455
95—456
96—457
97—458
98—459
99—460
100—461

Последние КТМ/КТП-1 поступили в Днепропетровск в 1961 году (по 1 вагону, сцепили в поезд 100—461).

В 1961 году экспериментальная поставка КТМ/КТП-2 (по 2 вагона М и П, то есть всего 4). Какую имели нумерацию — непонятно.

В 1963 году поступает первая массовая партия КТМ/КТП-2. КТМ-2 наследуют нумерацию Х и начинаются с 312; КТП-2 наследуют нумерацию КТП-1 и начинаются с 462.

Первый поезд:
312—462

Далее:
313—463
314—464
и т. д.
+3
+3 / –0
22.10.2019 01:07 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
КТМ/КТП-1 — это не самое непонятное в истории послевоенного днепропетровского трамвая.

Самое непонятное — это вагоны КТВ-55 (сколько их точно было? и какие номера? вроде бы с № 271 начали их нумерацию?), пульманы (это тоже, что и КТВ-55 или другое?), нумерация вагонов МТВ-82 (откуда в 1952—1953 гг., присваивая первым МТВ-82 бортовые № 100, 101, 102 и т. д. знали, что последний вагон КТМ-1 поступит в город в 1961 году и получит бортовой № 100, предваряя нумерацию МТВ-82 ??????), нумерация единственного вагона Tatra T2 (сколько времени работал и куда делся?).
0
+0 / –0
22.10.2019 01:11 MSK
Ссылка
Сергей Мурашов · Санкт-Петербург
Фото: 2385
Цитата (Владислав-Днепр, 21.10.2019):
> а после 5/III.1953 портреты Сталина везде поснимали.

Между смертью Сталина и "разоблачением культа личности" прошло несколько лет.
+1
+1 / –0
22.10.2019 01:17 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Сергей Мурашов, 22.10.2019):
> Цитата (Владислав-Днепр, 21.10.2019):
> > а после 5/III.1953 портреты Сталина везде поснимали.
>
> Между смертью Сталина и "разоблачением культа личности" прошло несколько лет.

Памятники ещё стояли и улицы-проспекты назывались именем до 1956 года, да. Но портреты его везде поснимали уже вскоре после смерти. Уже к лету 1953 портреты почти нигде не висели.
0
+0 / –0
22.10.2019 01:19 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Владислав-Днепр, 22.10.2019):
> присваивая первым МТВ-82 бортовые № 100, 101, 102 и т. д.

Здесь я допустил опечатку. Бортовые №№ МТВ-82 пошли с № 101.
0
+0 / –0
22.10.2019 01:39 MSK
Ссылка
andreymrklv · Алчевск
Фото: 253 · Общий редактор
to Владислав-Днепр:
Вагоны КТМ/КТП—1, поставленные в 1949 и 1961 гг., были добавлены в базу данных. Проверьте, пожалуйста — всё ли сделано правильно?

С вагонами, полученными в 1950—х годах, я бы пока что повременил, т.к. точный год поставки нам вроде как ещё неизвестен. По идее, в энциклопедическом путеводителе «Электротранспорт Украины» должен быть ответ на сей вопрос (по каждой трамвайной и троллейбусной системе там есть таблица получений и списаний ПС), однако книги, ровно как и сканов её страниц, у меня сейчас под рукой нет.
+1
+1 / –0
22.10.2019 02:11 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Neth, 22.10.2019):
> Вагоны КТМ/КТП—1, поставленные в 1949 и 1961 гг., были добавлены в базу данных. Проверьте, пожалуйста — всё ли сделано правильно?
>
> С вагонами, полученными в 1950—х годах, я бы пока что повременил, т.к. точный год поставки нам вроде как ещё неизвестен. По идее, в энциклопедическом путеводителе «Электротранспорт Украины» должен быть ответ на сей вопрос (по каждой трамвайной и троллейбусной системе там есть таблица получений и списаний ПС), однако книги, ровно как и сканов её страниц, у меня сейчас под рукой нет.


Вроде бы да.

Что касается этой книги, то мне она неизвестна. Может быть там есть и номера вагонов Ф, MAN, переданных из Москвы в конце 1950-х, всех МТВ-82, киевских вагонов КТВ-55, пульманов, М1, 2М?
0
+0 / –0
22.10.2019 02:43 MSK
Ссылка
andreymrklv · Алчевск
Фото: 253 · Общий редактор
Полагаю, что есть. При необходимости могу обратиться за сканами из книги к кому-то из своих коллег.
+1
+1 / –0
22.10.2019 04:29 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
Цитата (Владислав-Днепр, 22.10.2019):
> Самое непонятное — это вагоны КТВ-55 (сколько их точно было? и какие номера? вроде бы с № 271 начали их нумерацию?), пульманы (это тоже, что и КТВ-55 или другое?), нумерация вагонов МТВ-82 (откуда в 1952—1953 гг., присваивая первым МТВ-82 бортовые № 100, 101, 102 и т. д. знали, что последний вагон КТМ-1 поступит в город в 1961 году и получит бортовой № 100, предваряя нумерацию МТВ-82?
Нигде нет информации по поставкам КТВ-55 в Днепропетровск. Они точно у нас были? Если информация по 271 верна, то, скорее всего, до 275, потому что "разрыв" в КТМ/КТП-2 был
370-670... а затем 276-676. Мне всегда казалось, что разрыв этот из-за всё ещё действующих на тот момент вагонов Х... Может этим можно объяснить пропуск 271-275 ?
Во всяком случае, в статьях по КЗЭТ и КТВ-55, которые я, на скорую руку, просмотрел нет упоминания Днепропетровска
0
+0 / –0
22.10.2019 04:43 MSK
Ссылка
Ymtram · Ист-Хейвен - Бранфорд
Фото: 17712 · Модератор неавторских материалов / Фотомодератор / Общий редактор / Редактор новостей / Перевод сайта (EN)
Цитата (Vicente, 21.10.2019):
> Нигде нет информации по поставкам КТВ-55 в Днепропетровск. Они точно у нас были?

Согласно Энциклопедии ЭТ Украины в Днепре был только один поезд КТВ-59/КТП-59 в 1962-1966 гг. Прицеп "ушёл" в 1967 г. Мотор "ушёл" в 1970 г.
+1
+1 / –0
22.10.2019 15:53 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Vicente, 22.10.2019):
> Нигде нет информации по поставкам КТВ-55 в Днепропетровск. Они точно у нас были? Если информация по 271 верна, то, скорее всего, до 275, потому что "разрыв" в КТМ/КТП-2 был
>

Точной информации нигде нет, но есть фотография некоего вагона, опубликованная в «Электротранспортнике» за 22/X.1966 (спасибо за фото Алексею Адамчику из блога Артёма Костюка, на днях сделаю скан и размещу её тоже здесь)
http://artkostyuk.com/wp-content/uploads...8-1.jpg

Что это? КТВ-55? Или КТВ-59?

На вагоны М1 это менее похоже, боковые окна в кабине не такие.
0
+0 / –0
22.10.2019 15:53 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
По поводу вагонов М1 в Днепропетровске есть интересная инфомрация тут:
https://transphoto.ru/list.php?mid=624&cid=96
0
+0 / –0
22.10.2019 15:55 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Прошу также обратить внимание на информацию, опубликованную по этой ссылке:
http://www.det.dp.ua/about/history/%D0%B...%D1%81/
Это немного другая (более расширенная) версия хронологии, опубликованной И. Науменко в его книге «З вершини століття»

Цитата:
1961
В трамвайные парки поступило 22 вагона из ГДР, один чехословацкий Татра-Т2, 4 вагона РВЗ (МТВ-82), 3 вагона производства КЗЭТ, 6 производства УКВЗ (1 поезд КТМ-1 + КТП-1 и 2 поезда КТМ-2 + КТП-2), а также 6 прицепных собственного производства.

1962
Получено 20 трамвайных вагонов из ГДР, 3 вагона производства КЗЭТ...
0
+0 / –0
22.10.2019 15:57 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Ещё одна интересная информация с перечислением марок вагонов и их бортномеров.
http://artkostyuk.com/wp-content/uploads/IMG01872.jpg

Цитата в переводе на русский:
«Особенно это касается вагонов из ГДР, рижских, а также Пульманов № 128, 272, 314»

Судя по всему, идёт речь не о пульманах №№ 128, 272, 314, а о вагоне из ГДР (Gotha T59E) № 314 (думаю, спутали с № 374), рижском (МТВ-82) № 128 и Пульмане № 272.


Так вот, о каких Пульманах тут идёт речь?
0
+0 / –0
22.10.2019 16:38 MSK
Ссылка
Ymtram · Ист-Хейвен - Бранфорд
Фото: 17712 · Модератор неавторских материалов / Фотомодератор / Общий редактор / Редактор новостей / Перевод сайта (EN)
Цитата (Владислав-Днепр, 22.10.2019):
> Что это? КТВ-55? Или КТВ-59?
>
> На вагоны М1 это менее похоже, боковые окна в кабине не такие.

Корпус семейства КТВ-55,57,59 а боковые окна или электрооборудование, по которым можно отличить КТВ-55 от 59 - не видны ) Судя по всему, это тот единственный КТВ-59, который был в Днепропетровске. Наверняка послужил фоном для фото как прогрессивный вагон того времени.
0
+0 / –0
22.10.2019 17:33 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Yury LRTA, 22.10.2019):
> Корпус семейства КТВ-55,57,59 а боковые окна или электрооборудование, по которым можно отличить КТВ-55 от 59 - не видны ) Судя по всему, это тот единственный КТВ-59, который был в Днепропетровске. Наверняка послужил фоном для фото как прогрессивный вагон того времени.

Его могли в газете назвать пульманом?
0
+0 / –0
22.10.2019 18:16 MSK
Ссылка
Ymtram · Ист-Хейвен - Бранфорд
Фото: 17712 · Модератор неавторских материалов / Фотомодератор / Общий редактор / Редактор новостей / Перевод сайта (EN)
Цитата (Владислав-Днепр, 22.10.2019):
> Его могли в газете назвать пульманом?

Как ни странно, если газета называлась "Электротранспортник" - то да, запросто. Просто это ошибка чисто техническая. Трамваи КТВ-55 действительно делались из "Пульманов". Но трамваи КТВ-59 в аналогичном корпусе уже собирались с "нуля". При наличии общих технических знаний, в такие тонкости в газете могли не вникать.
0
+0 / –0
22.10.2019 20:03 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Yury LRTA, 22.10.2019):
> Как ни странно, если газета называлась "Электротранспортник" - то да, запросто. Просто это ошибка чисто техническая. Трамваи КТВ-55 действительно делались из "Пульманов". Но трамваи КТВ-59 в аналогичном корпусе уже собирались с "нуля". При наличии общих технических знаний, в такие тонкости в газете могли не вникать.

Дело в том, что согласно приведённой на сайте Днепровского электротранспорта информации, в 1961 и 1962 годах поступило по 3 вагона (не уточняется каких именно) производства КЗЭТ.

КТВ-59 же, якобы, был в единственном экземпляре.

Так что либо был 1 вагон КТВ-59 и ещё 5 каких-то других киевских. Либо КТВ-59 + 6 других киевских.
0
+0 / –0
22.10.2019 20:47 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Кстати, в областном архиве хранится дело о поставке в Днепропетровск в 193Х (не помню точно в каком) году шести вагонов марки «Пульман» киевского производства. Три моторных и три прицепки. Моторным присвоили бортовые №№ 301, 302, 303, прицепкам дали №№ 186, 187, 188.

Если я не ошибаюсь, то в конце 1950-х или начале 1960-х в Киев были переданы эти же «Пульман», которые потом прислали в переделанном (каком ?) виде.
0
+0 / –0
24.10.2019 01:31 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Yury LRTA, 22.10.2019):
> Согласно Энциклопедии ЭТ Украины в Днепре был только один поезд КТВ-59/КТП-59 в 1962-1966 гг. Прицеп "ушёл" в 1967 г. Мотор "ушёл" в 1970 г.

Кстати, а что подразумевается под словом «ушёл»? Списали? Или передали в другой город? Если передали, то в какой (какие)?
0
+0 / –0
25.10.2019 18:42 MSK
Ссылка
Нет фотографий
Цитата (Владислав-Днепр, 22.10.2019):
> Памятники ещё стояли и улицы-проспекты назывались именем до 1956 года, да.

До начала 60-х. Полная десталинизация страны произошла году в 1961.

Что касается портретов - опять же могли снять и могли не снять. В советской энциклопедии 1955 года издания он всё еще назывался вождем и учителем, а о Хрущеве было написано весьма мало. Вот ближе к 60-м портреты Сталина да, местами сняли, местами тупо сменили на Ленина или Хрущева. Единичные памятники еще попадались, а портретов уже точно нигде не было.
0
+0 / –0
26.10.2019 03:13 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
Цитата (Владислав-Днепр, 22.10.2019):
>нумерация единственного вагона Tatra T2 (сколько времени работал и куда делся?).

Работал ли вообще? Был ли присвоен бортовой номер? Хотя бы временный... Ни одной публикации в газете, ни одной фотографии... а, по идее, должны были трубить о таком вагоне "во всю". Вон, по Т3 и КТМ5 сколько заметок... "новые комфортабельные вагоны", как-никак. Дружба народов опять же... победа мирового большевизма и т.п. =)
0
+0 / –0
26.10.2019 03:48 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Vicente, 26.10.2019):
> Цитата (Владислав-Днепр, 22.10.2019):
> >Tatra T2
>
> Работал ли вообще? Был ли присвоен бортовой номер? Хотя бы временный... Ни одной публикации в газете, ни одной фотографии... а, по идее, должны были трубить о таком вагоне "во всю". Вон, по Т3 и КТМ5 сколько заметок... "новые комфортабельные вагоны", как-никак. Дружба народов опять же... победа мирового большевизма и т.п. =)

В «Электротранспортнике» могли писать о нём. Просто мне доступны номера «Электротранспортника» только со второй половины 1965 года по 2009.

Вообще эта газета выходила с 1931 года, в 1931—1941 гг. она имела другие названия (с 1931 по 1934 — «Шляхи комунальника», с 1934 по 1941 — «За зразковий трамвай»), с июля 1941 по июль 1957 был многолетний перерыв в её издании, в августе 1957 её возобновили под названием «Електротранспортник».

Где достать полные годовые комплекты за 1931—1941, 1957—1965 гг. я не знаю, но там должны быть ответы на многие вопросы.

Кстати, в 1972 году к 75-летию днепропетровского трамвая в этой газете в течение нескольких выпусков печатали летопись предприятия по годам, и в главе за 1961 год упоминается поставка Т-2. Но кратко («получен 1 вагон из ЧССР»).

И фотографии где-нибудь в архивных недрах ДГЭТ (ДТТУ), думаю, существуют, если не выбросили.
+2
+2 / –0
26.10.2019 03:59 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Vicente, 26.10.2019):
> Был ли присвоен бортовой номер? Хотя бы временный

Бортовой № был, якобы 126 https://transphoto.ru/list.php?mid=112&cid=33
(но вообще этот номер был у МТВ-82 и существует фотография МТВ-82 с таким номером).

Кстати, в базе данных сайта указано, что в Днепропетровске был не T2SU, а T2, что довольно странно.
https://transphoto.ru/model/1316/
https://transphoto.ru/model/112/
0
+0 / –0
26.10.2019 08:12 MSK
Ссылка
Фото: 1585 · Локальный редактор
Цитата (Владислав-Днепр, 26.10.2019):
> Бортовой № был, якобы 126

Вроде 129, а не 126.
0
+0 / –0
26.10.2019 16:28 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Андрей Янковский, 26.10.2019):
> Вроде 129, а не 126.

Значит, МТВ-82 были с № 101 по 128? В «Электротранспортнике», кстати, упоминалось, что МТВ-82 на балансе именно 28 вагонов, хотя тут в базе их указано 27, а Т-2 занимает номер одного из МТВ-82, это и сбивает с толку.
0
+0 / –0
29.10.2019 23:29 MSK
Ссылка
Нет фотографий
1955 г., кадр из кинохроники. Здание на заднем плане уже достраивается. Т.е. на фото скорее всего 1953-1954 гг.
http://i.piccy.info/i9/796969031f21e2dab...621.jpg
+1
+1 / –0
21.02.2020 17:50 MSK
Ссылка
andreymrklv · Алчевск
Фото: 253 · Общий редактор
Получен царский подарок от пользователя Forteroyal — были присланы сканы из энциклопедического справочника «Электротранспорт Украины» по ряду трамвайных и троллейбусных предприятий, в том числе и Днепра. Помнится, Владислав-Днепр и Vicente интересовались нумерацией тех или иных моделей, и сейчас я постараюсь ответить на некоторые ваши вопросы:

— МТВ-82 имели номера 101-127, всего их было 27 штук;
— Единственная в городе Tatra T2 имела номер 129, была получена она в 1962 г. В 1964 г. вагон был отправлен на завод-изготовитель, после чего не вернулся;
— Про КТВ-КТП-55 в книге не сказано ни слова, была только одна сцепка КТВ/КТП-59 под номерами 271 и 701 соответственно. Прицеп № 701 в 1967 г. был передан в Конотоп, а в 1970 г. был передан и тягач № 271, только уже в Кривой Рог;
— 5 вагонов М1 было передано из Киева в 1961-1962 гг., номера 128, 272-275. В 1967 г. все вагоны данной модели были переданы в Конотоп. Вообще, если посмотреть посвященные трамваю Стаханова страницы, то можно найти информацию о том, что в 1961 г. туда был отправлен вагон № 1104, а уже оттуда его слили в Днепр в следующем году;
— Что касается вагонов 2М и 2П, то их парковые номера в Днепре неизвестны. Известно только то, что в Киеве до передачи у них были следующие номера: 2М — 860, 914, 928, 936; 2П — 334, 351, 357, 361;
— С вагонами типа Ф, Х, М, а также MAN-ами, Пульманами и проч. все напорядок сложнее — в списке разбивок номеров по моделям они фигурируют под общими наименованиями вроде «Двухосный моторный/прицепной немецкого производства, либо же «Двухосный моторный/прицепной отечественного производства». Немецкие моторные вагоны бельгийской компании имели номера 1-54, а городского трамвая — номера 1-52. С немецкими прицепами там, конечно, полный мрак — достоверно известно, что номер одного из них был 101, а всего их было 45 штук. Что касается отечественных вагонов, то моторные имели номера 200-262, 1-40, 300-310..., но это явно не всё, потому что в Днепре их было 121 ед. Прицепы же числились под такими номерами как 130-172, 500-549, 559-561, 600-618 и т.д. — это также неполный список, и было их столько же сколько и моторных.
+4
+4 / –0
23.02.2020 22:10 MSK
Ссылка
andreymrklv · Алчевск
Фото: 253 · Общий редактор
Quote (andreymrklv, 21.02.2020):

> Немецкие моторные вагоны бельгийской компании имели номера 1-54, а городского трамвая — номера 1-52.
> Что касается отечественных вагонов, то моторные имели номера 200-262, 1-40, 300-310..., но это явно не всё, потому что в Днепре их было 121 ед.
> Прицепы же числились под такими номерами как 130-172, 500-549, 559-561, 600-618 и т.д. — это также неполный список, и было их столько же сколько и моторных.

Да, кстати, я совсем забыл сказать — от местных знатоков не помешало бы уточнение типов вагонов (если таковые известны) под вышеупомянутыми номерами, ибо в книге

> они фигурируют под общими наименованиями вроде «Двухосный моторный/прицепной немецкого производства, либо же «Двухосный моторный/прицепной отечественного производства».
+1
+1 / –0
28.02.2020 11:28 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (andreymrklv, 21.02.2020):
> Получен царский подарок от пользователя Forteroyal — были присланы сканы из энциклопедического справочника «Электротранспорт Украины» по ряду трамвайных и троллейбусных предприятий, в том числе и Днепра. Помнится, Владислав-Днепр и Vicente интересовались нумерацией тех или иных моделей, и сейчас я постараюсь ответить на некоторые ваши вопросы:
>

Спасибо. На самом деле страницы о трамвайной части всплыли ещё осенью прошлого года (спасибо Вололя с этого сайта). Я в блоге Артёма Костюка выставлял ссылку и мы там обсуждали с Vicente и Алексеем Адамчиком.

Могу сказать, что этом справочнике много ошибочной и неясной информации, то есть не стоит ему верить на 100%.
Например, об открытии маршрута № 17. Маршрут был открыт 24 июля 1967 (transphoto.org/photo/1267063)
А сама линия прокладывалась ещё в 1965 году, когда начинали строить депо (transphoto.org/photo/1266760)
В книге на стр. 144—145 приведена схема, согласно которой линия (или маршрут № 17) появилась в октябре 1967. В октябре 1967 года маршрут уже три месяца как был.

Что касается вагонов и их нумерации.
По вагону Т2 тот ещё вопрос, а не был ли он отправлен сразу на завод в 1962 году? Я листал подшивки низовой газеты «Электротранспортник» (орган ДТТУ), там об этом вагоне вообще никаких упоминаний. Если он был на балансе с 1962 по 1964, он бы в каких-то событиях засветился. Как, например, там засветился и упоминался единственный КТВ-59.

Про МТВ-82 на страницах газеты «Электротранспортник» сообщалось, что в управлении 28 таких вагонов. Это в 1965 или 1966 году. То есть до 1965 их могло быть больше. В статьях их называют «рижскими» (и до сих пор, кстати, в трамвайном депо старые работники, когда вспоминают о них, говорят «рижские»). По книге «Электротранспорт Украины» их 27.

И, естественно, по довоенной нумерации там далеко не всё и полная неразбериха. Николаевские вагоны при поставке в Днепропетровск в 1927 г. получали номера 1××. Когда их переделывали под ширококолейные в начале 1930-х, им изменяли номера на 2××. Например, николавевский моторный вагон № 146 перебили на № 200.
0
+0 / –0
28.02.2020 11:32 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (andreymrklv, 21.02.2020):
> 200-262, 1-40, 300-310...

1—40 — это двухосные моторные «Х» (мытищинские или усть-катавские — непонятно). Вообще, скорее всего, в послевоенной нумерации №№ 1—40 включают в себя как мытищинские, поставлявшиеся с 1928 года, так и усть-катавские, поставлявшиеся с 1937 года. То есть всего их до войны было больше, а после войны все уцелевшие мытищинские и усть-катавские скомпоновали в один ряд и не дифференцировали. В довоенной нумерации №№ 1—40 — это по идее только мытищинские. Но при этом известно, что до войны у мытищинских были также и №№ 140, 141, 142, 151, 152, 153, 154 и т. д.
200—262 — николаевские двухосные моторные. Мне кажется, они были 200—270. В довоенных документах фигурируют вагоны №№ 263—270.
300—310 — киевские «2М» (?)

Ещё были 4-осные ширококолейные вагоны производства киевского завода им. Домбаля (так называемые «пульманы»). Поставлялись с 1932 года. Запечатлены на нескольких фотографиях. Вагоны поставки 1932 года имели №№ 300, 301, 302, 303 — к ним прицепки №№ 186, 187, 188, 189. В 1933 пришли вагоны, которым дали №№ 265, 266, 267, 270, 304, 305. Прицепки — №№ 190, 191, 192, 193, 194. И это не все «пульманы». В документах фигурируют прицепки №№ 195—201, моторный № 309 и т. д.

Были ещё мытищинские, переданные из Москвы в 1959—1960 гг. Моторные имели номера 66×. Было их где-то около 15. Судя по всему, у них были оставлены московские номера. В «Электротранспортнике» за 8/V.1959 говорится о поставке 4 таких вагонов, один из которых — моторный, и три остальных — прицепки; сообщается, что из московских вагонов уже сформирован поезд № 661 и он уже несколько дней курсирует по маршруту № 6. В «Электротрансапортнике» за 22/X.1960 сообщается о прибытии ещё 9 московских вагонов.

Ещё листая подшивки газеты «Электротранспортник» часто встречается инфа о неких вагонах производства ДТВРЗ. Например, 23/IX.1961 упоминается поезд №№ 255—515 производства ДТВРЗ, вышедший позавчера (т. е., 21/IX.1961) впервые на линию, на маршрут № 3; затем упоминаются поезда №№ 36—136, 21—559 производства ДТВРЗ.
При этом №№ 21, 36 — это по традиции номера моторных Х, а № 559 — номер прицепного М, а вот № 136 характерен для прицепных николаевских. Из какого ряда № 515?
А ещё за три года до этого («Электротранспортник» за 6/VI.1958) упоминается поезд №№ 255—162.
+1
+1 / –0
28.02.2020 20:50 MSK
Ссылка
Илья С. · Днепр
Фото: 661
Я в старом подвижном составе плохо разбираюсь, а что за вагоны могли производить на ДТВРЗ?
0
+0 / –0
28.02.2020 23:16 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Илья С., 28.02.2020):
> Я в старом подвижном составе плохо разбираюсь, а что за вагоны могли производить на ДТВРЗ?

В газете о них всё время пишут как о произведённых на ДТВРЗ. Но скорее всего, это просто модернизированные Х и николаевские.

С таким же успехом можно считать «прогрессы» 1379, 1380 и т. п. вагонами днепропетровского производства.
0
+0 / –0
29.02.2020 08:05 MSK
Ссылка
andreymrklv · Алчевск
Фото: 253 · Общий редактор
Quote (Владислав-Днепр, 28.02.2020):

> Могу сказать, что этом справочнике много ошибочной и неясной информации, то есть не стоит ему верить на 100%.

Да, согласен, есть такое. У меня есть страницы этого справочника по Алчевску (это мой родной город, жил в нем до 2014 года), и в них мне удалось обнаружить ряд неточностей и ошибок, некоторый пласт информации был взят со странички троллейбуса в Википедии. Тем не менее, сама книга — это настоящая находка для тех людей, которые по крупицам собирают и изучают информацию об истории той или иной системы электротранспорта.

> По вагону Т2 тот ещё вопрос, а не был ли он отправлен сразу на завод в 1962 году? Я листал подшивки низовой газеты «Электротранспортник» (орган ДТТУ), там об этом вагоне вообще никаких упоминаний. Если он был на балансе с 1962 по 1964, он бы в каких-то событиях засветился.

Выдвину гипотезу о том, что вагон не эксплуатировался с пассажирами, и мог быть направлен в Днепр для испытаний определенных технических новшеств в работе. Как никак, индекса SU — Soviet Union — он не имел (т.е. его постоянная работа в условиях СССР, похоже, не планировалась изначально), и спустя уже 3 года был возвращен на завод-изготовитель. Есть вероятность ещё и того, что он мог банально не использоваться длительное время. Вообще масса причин может быть здесь на самом деле.

> Про МТВ-82 на страницах газеты «Электротранспортник» сообщалось, что в управлении 28 таких вагонов. Это в 1965 или 1966 году. То есть до 1965 их могло быть больше. В статьях их называют «рижскими» (и до сих пор, кстати, в трамвайном депо старые работники, когда вспоминают о них, говорят «рижские»). По книге «Электротранспорт Украины» их 27.

С учетом особенностей нумерации днепропетровских трамваев в 50-60-е годы, версия о 27 вагонах МТВ-82 мне кажется более логичной. Хотя, я не смогу исключить вероятность того, что 28-й вагон имел, скажем, номер 130, т.к. 128 и 129 поступили на предприятие в 1961 г., как и последнияя партия рижских трамваев МТВ.

В 1949—1961 гг. они производились в столице Латвийской ССР — отсюда, собственно, и взялось их неофициальное название. К слову, списание первых экземпляров данной модели началось у вас с 1970 г.

> Например, николавевский моторный вагон № 146 перебили на № 200.

№ 146 относится к прицепным вагонам.

> Но при этом известно, что до войны у мытищинских были также и №№ 140, 141, 142, 151, 152, 153, 154 и т. д.

Тоже непонятно, как они существовали наряду с николаевскими прицепами под теми же номерами, поставляемыми примерно в тот же временной отрезок. Быть может, они получили номера 130-172 при перешивке тележек на широкую колею в начале 30-х годов, а вышеупомянутые мытищинские «Х» стали кем-то из диапазона номеров 1-40 в это же время?

> 200—262 — николаевские двухосные моторные. Мне кажется, они были 200—270. В довоенных документах фигурируют вагоны №№ 263—270.

Посмотрел на сайте имеющуюся базу данных и несколько исторических фотографий с трамваями под этими номерами. Я не особо шарю в старых вагонах, но могу с абсолютной уверенностью заявить, что начиная с № 247 идут «Х» — они имели по 8 боковых окон между передней и задней дверьми, в то время как николаевские двухосники завода им. А. Марти имели по 6 таких окон.

Что касается Пульманов, то некоторые экземляры также существовали наряду с вагонами Х и 2М под одинаковой нумерацией, что вызывает немало вопросов. Тут действительно какая-то неразбериха получается.

Но у меня есть к вам ещё пара вопросов:
1. Киевские двухосники 2М и четырёхосники «Пульман» поступали к вам новыми или бывшими в употреблении?
2. Прицепки № 500-549, получаются, имели тип «М»?
0
+0 / –0
29.02.2020 08:19 MSK
Ссылка
andreymrklv · Алчевск
Фото: 253 · Общий редактор
К слову, могу попытаться сделать базу для старых вагонов в течение ближайших нескольких месяцев. Но для них, я так подумал, придётся создать несколько псевдопредприятий на страничке города:

1. Дореволюционные вагоны бельгийской компании — для вагонов «Ganz» из 1 парка под номерами 1-55 (к слову, если верить материалам из «ЭтУ», то 55-го вагона не существовало как такового);
2. Дореволюционные вагоны городской компании — для вагонов «Ganz» из 4 парка под номерами 1-30. В список данного предприятия я добавлю еще 22 «Двухосных моторных вагона», т.к. информацией о моделях/производителях я не владею — известна мне только их нумерация.
3. Вагоны советского периода до 1970 г. — там будет список подвижного состава трамвая, произведенного уже при стране советов (начиная от николавских двухосников и заканчивая КТМ/КТП-2 — без учета Татр Т3 и КТМов-5, по которым приписка к депо известна и её изменения в течение эксплуатации оных более-менее отслеживались).
+1
+1 / –0
01.03.2020 02:42 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
Цитата (andreymrklv, 29.02.2020):
> > 200—262 — николаевские двухосные моторные.
Моторных николаевских изначально было 40 шт. Несколько вагонов было переделано в моторные ширококоллейные из узкоколлейных прицепов, коих было получено 30 шт в 1927 году. То есть, оригинальные николаевские были 201-240, 200 - переделанный прицеп, и ещё 22 вагона переделанных? Очень сомнительно! Тем более, есть фотографии. Например , вот эта:
https://transphoto.org/photo/815989/?vid=366318
Здесь вагон указанного диапазона, судя по размеру форточек - явно Х.

Цитата (andreymrklv, 29.02.2020):
> ... Киевские двухосники 2М и четырёхосники «Пульман» поступали к вам новыми или бывшими в употреблении?
Обсуждали здесь:
https://transphoto.org/photo/1218828/?gid=530
Есть документы, которые указывают, что вагоны эти прибыли с завода. Часть из них доукомплектовывалась в Днепропетровске. Сопоставив эту информацию с тем,что судьба всех киевских т.н. "Пульманов" (правильно, наверное, всё-таки, "четырёхосный вагон завода им. Домбаля") известна, можно смело предполагать, что вагоны были новыми.

Справочник - хорошо, что он есть, но книга не является источником в последней инстанции! Довольно много вопросов. Хотя бы по тем же четырёхосникам КЗЭТа. Где они в справочнике?

Да, и вообще... куда, к чертям, они подевались после войны? :D

Я пытался сопоставить Справочник с книглй Науменко и с документами, добытыми упомянутыми Вами знатоками - не сходится!
0
+0 / –0
08.03.2020 09:09 MSK
Ссылка
andreymrklv · Алчевск
Фото: 253 · Общий редактор
Quote (Vicente, 01.03.2020):

> Справочник - хорошо, что он есть, но книга не является источником в последней инстанции! Довольно много вопросов. Хотя бы по тем же четырёхосникам КЗЭТа. Где они в справочнике?

Понятное дело. Отчасти я из-за этого и продолжил вновь обсуждение под фотографией выше — ради выявления неточностей в книге и заполнения белых пятен. В ином случае я мог бы втупую наштамповать сотни профилей с этими вагонами за 10 минут и пойти заниматься своими делами.

> Я пытался сопоставить Справочник с книглй Науменко и с документами, добытыми упомянутыми Вами знатоками - не сходится!

Вас не затруднит поделиться с имеющимися данными о довоенных вагонах? Со временем это постепенно будет добавляться. Правда пока что так и не решен вопрос с предприятиями в базе под эти вагоны, поднятый мною в сообщении от 29.02.2020:

> могу попытаться сделать базу для старых вагонов... для них, я так подумал, придётся создать несколько псевдопредприятий на страничке города:

> 1. Дореволюционные вагоны бельгийской компании — для вагонов «Ganz» из 1 парка под номерами 1-55 (к слову, если верить материалам из «ЭтУ», то 55-го вагона не существовало как такового);
> 2. Дореволюционные вагоны городской компании — для вагонов «Ganz» из 4 парка под номерами 1-30. В список данного предприятия я добавлю еще 22 «Двухосных моторных вагона», т.к. информацией о моделях/производителях я не владею — известна мне только их нумерация.
> 3. Вагоны советского периода до 1970 г. — там будет список подвижного состава трамвая, произведенного уже при стране советов (начиная от николавских двухосников и заканчивая КТМ/КТП-2 — без учета Татр Т3 и КТМов-5, по которым приписка к депо известна и её изменения в течение эксплуатации оных более-менее отслеживались).

Ни у кого не будет возражений или предложений на сей счёт?
+1
+1 / –0
08.03.2020 14:22 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
Как по мне, то такое изменение в БД - будет правильным. Именно так: Бельгийское депо, Городское депо, вагоны до 1970 года выпуска (кроме "Татр" и далее по депо. Если редакторы города не против, хорошо бы было , чтобы база была разделена именно так.
Что касается дореволюционных вагонов, думаю, до сих пор концензуса нет по ним ни у кого. Даже модели мы не можем назвать на 100%. В базе они все Ganz, в летописи есть одно упоминание о "вагонах фирмы "Ганс и Ко", якобы открывших движение в 1897 году. Вот здесь:
https://transphoto.org/photo/369031/?gid=530
Ааре Оландер выложил скан с рекламного буклета фирмы M.A.N. якобы для Екатеринослава.
С другой стороны, в инвентарной ведомости за 1931 год упоминаются вагоны "Симменс-Шуккерт" выпуска 1896 года в количестве 10 ед., "Симменс-Гальске" 1906 года в количестве 7 ед., и 1907 года в количестве 12 ед. Только эти данные "перекрывают" с лихвой "Электротранспорт", который вещает нам о "немецких" 10 моторных и 5 прицепных на 1931 год. А, в ведомости есть ещё 22 моторных вагона (12 - 1910 г.в. и 10 - 1914 г.в.) непонятного мне производителя (то ли В.Б.К., то ли В.К.К. или В.Е.К.). С другой стороны, в ведомости есть и вагоны "Ганц". В прицепных. По 5 ед. 1906 г.в. переоборудованные из моторных и 1905 г.в. "ЭУ" списывает последние "немецкие" в 1932 году, а "Летопись" говорит о списании "старых бельгийских вагонов" в 1933-м. На самом деле, есть и более поздние фотографии , на которых их можно видеть. В частности, на фото "перешивки" 1-го маршрута, или здесь:
https://transphoto.org/photo/1218828/?gid=530
вагоны в повороте (есть несколько ракурсов в этой серии) явно дореволюционные. Другой вопрос: были ли они на тот момент линейными. Есть также вполне обоснованное мнение, что часть переданных из Днепропетровска вагонов советского периода на самом деле были переделанными дореволюционными. В общем, как пишут девушки в этих ваших инстаграмах, "всё сложно" там.
+1
+1 / –0
08.03.2020 23:38 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (andreymrklv, 29.02.2020):
> К слову, могу попытаться сделать базу для старых вагонов в течение ближайших нескольких месяцев. Но для них, я так подумал, придётся создать несколько псевдопредприятий на страничке города:
>
> 1. Дореволюционные вагоны бельгийской компании — для вагонов «Ganz» из 1 парка под номерами 1-55 (к слову, если верить материалам из «ЭтУ», то 55-го вагона не существовало как такового);
> 2. Дореволюционные вагоны городской компании — для вагонов «Ganz» из 4 парка под номерами 1-30. В список данного предприятия я добавлю еще 22 «Двухосных моторных вагона», т.к. информацией о моделях/производителях я не владею — известна мне только их нумерация.
> 3. Вагоны советского периода до 1970 г. — там будет список подвижного состава трамвая, произведенного уже при стране советов (начиная от николавских двухосников и заканчивая КТМ/КТП-2 — без учета Татр Т3 и КТМов-5, по которым приписка к депо известна и её изменения в течение эксплуатации оных более-менее отслеживались).
А можно сделать так, чтобы вагоны не привязывались вообще ни к какому депо? По вагонам до конца 1960-х (до Т-3) установить к какому депо они принадлежали довольно проблематично. Вряд ли это когда-либо выяснится. Кроме того, в 1930-е гг. в какой-то период трамвайных депо было не два, а три. Третье депо было рядос с первым. Но потом их уже объядинили в одно.

С вагонами «Ganz» вообще непонятки. Были MAN и Simens.

Цитата (andreymrklv, 29.02.2020):
> С учетом особенностей нумерации днепропетровских трамваев в 50-60-е годы, версия о 27 вагонах МТВ-82 мне кажется более логичной. Хотя, я не смогу исключить вероятность того, что 28-й вагон имел, скажем, номер 130, т.к. 128 и 129 поступили на предприятие в 1961 г., как и последняя партия рижских трамваев МТВ.

Один из МТВ-82 мог иметь № 128, но до появления Т-2 он мог пострадать в ДТП и его могли переоборудовать в грузовой и изменить номер. А Т-2 при поступлении присвоить освободившийся номер. И ещё Ааре Оландер где-то тут говорил, что он не собирал данные по спецвагонам. То есть 127 вагонов по его данным - это, скорее всего, только пассажирских. А в газете имелись в виду все, в т. ч. спецвагоны.
Эти МТВ-82 долгие годы эксплуатировали на маршрутах №№ 4, 7. Известно, что в 1950-1960-х на этих маршрутах случалось несколько столкновений трамваев с ж/д-составами в районе ул. Горького. Вагоны могли получить серьёзные повреждения и их могли отстранить от эксплуатации с пассажирами.

Когда их окончательно списали - непонятно. Я разговаривал с водителем-наставницей 12/16 маршрутов, которая в ДТТУ работает с 1971 года. Она эти МТВ-82 ещё застала и управляла ими. В сети также попадались чьи-то воспоминания, где человек вспоминал вагоны РВЗ на маршрутах №№ 4 и 10-А. Маршрут № 10-А появился в 1975 или 1976 году. То есть вагоны эти, скорее всего, доездили до середины 1970-х.

Кстати, если вагон Т-2 пришёл в город чисто для испытаний, то зачем ему было присваивать бортномер?
0
+0 / –0
08.03.2020 23:44 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (andreymrklv, 29.02.2020):
> Но у меня есть к вам ещё пара вопросов:
> 1. Киевские двухосники 2М и четырёхосники «Пульман» поступали к вам новыми или бывшими в употреблении?
> 2. Прицепки № 500-549, получаются, имели тип «М»?


В документах о поставке четырёхосных киевских вагонов завода им. Домбаля говорится, что они произведены для Днепропетровска.

Что касается прицепок № 500-549, то, я думаю, не все они были типа М.
На ДТВРЗ изготавливали прицепные вагоны, у них должны быть какие-то номера. Прицепные вагоны, которые передали из Москвы в 1959-1960 гг. вместе с моторными, тоже должны были получить какие-то номера.
0
+0 / –0
08.03.2020 23:45 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Владислав-Днепр, 08.03.2020):
> Цитата (andreymrklv, 29.02.2020):
> > К слову, могу попытаться сделать базу для старых вагонов в течение ближайших нескольких месяцев. Но для них, я так подумал, придётся создать несколько псевдопредприятий на страничке города:
> >
> > 1. Дореволюционные вагоны бельгийской компании — для вагонов «Ganz» из 1 парка под номерами 1-55 (к слову, если верить материалам из «ЭтУ», то 55-го вагона не существовало как такового);
> > 2. Дореволюционные вагоны городской компании — для вагонов «Ganz» из 4 парка под номерами 1-30. В список данного предприятия я добавлю еще 22 «Двухосных моторных вагона», т.к. информацией о моделях/производителях я не владею — известна мне только их нумерация.
> > 3. Вагоны советского периода до 1970 г. — там будет список подвижного состава трамвая, произведенного уже при стране советов (начиная от николавских двухосников и заканчивая КТМ/КТП-2 — без учета Татр Т3 и КТМов-5, по которым приписка к депо известна и её изменения в течение эксплуатации оных более-менее отслеживались).
>

А можно сделать так, чтобы вагоны не привязывались вообще ни к какому депо? По вагонам до конца 1960-х (до Т-3) установить к какому депо они принадлежали довольно проблематично. Вряд ли это когда-либо выяснится. Кроме того, в 1930-е гг. в какой-то период трамвайных депо было не два, а три. Третье депо было рядос с первым. Но потом их уже объядинили в одно.

С вагонами «Ganz» вообще непонятки. Были MAN и Simens.

> Цитата (andreymrklv, 29.02.2020):
> > С учетом особенностей нумерации днепропетровских трамваев в 50-60-е годы, версия о 27 вагонах МТВ-82 мне кажется более логичной. Хотя, я не смогу исключить вероятность того, что 28-й вагон имел, скажем, номер 130, т.к. 128 и 129 поступили на предприятие в 1961 г., как и последняя партия рижских трамваев МТВ.

Один из МТВ-82 мог иметь № 128, но до появления Т-2 он мог пострадать в ДТП и его могли переоборудовать в грузовой и изменить номер. А Т-2 при поступлении присвоить освободившийся номер. И ещё Ааре Оландер где-то тут говорил, что он не собирал данные по спецвагонам. То есть 127 вагонов по его данным - это, скорее всего, только пассажирских. А в газете имелись в виду все, в т. ч. спецвагоны.

Эти МТВ-82 долгие годы эксплуатировали на маршрутах №№ 4, 7. Известно, что в 1950-1960-х на этих маршрутах случалось несколько столкновений трамваев с ж/д-составами в районе ул. Горького. Вагоны могли получить серьёзные повреждения и их могли отстранить от эксплуатации с пассажирами.

> Когда их окончательно списали - непонятно. Я разговаривал с водителем-наставницей 12/16 маршрутов, которая в ДТТУ работает с 1971 года. Она эти МТВ-82 ещё застала и управляла ими. В сети также попадались чьи-то воспоминания, где человек вспоминал вагоны РВЗ на маршрутах №№ 4 и 10-А. Маршрут № 10-А появился в 1975 или 1976 году. То есть вагоны эти, скорее всего, доездили до середины 1970-х.

Кстати, если вагон Т-2 пришёл в город чисто для испытаний, то зачем ему было присваивать бортномер?
0
+0 / –0
09.03.2020 00:02 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
Цитата (Владислав-Днепр, 08.03.2020):
>А можно сделать так, чтобы вагоны не привязывались вообще ни к какому депо? По вагонам до конца 1960-х (до Т-3) установить к какому депо они принадлежали довольно проблематично. Вряд ли это когда-либо выяснится.

Так это он и имеет в виду! Одна галлерея без привязки к тому или иному депо. ИМХО - то, что надо!

Цитата (Владислав-Днепр, 08.03.2020):
>Кроме того, в 1930-е гг. в какой-то период трамвайных депо было не два, а три. Третье депо было рядос с первым. Но потом их уже объядинили в одно.
Поспорю. Ещё вопрос или площадка для ширококоллейных вагонов может считаться отдельным депо.

Цитата (Владислав-Днепр, 08.03.2020):
> Что касается прицепок № 500-549, то, я думаю, не все они были типа М.
> На ДТВРЗ изготавливали прицепные вагоны, у них должны быть какие-то номера. Прицепные вагоны, которые передали из Москвы в 1959-1960 гг. вместе с моторными, тоже должны были получить какие-то номера.
Московские разве не под московскими номерами ездили? (Ведомость 1.05.1961)
0
+0 / –0
09.03.2020 00:07 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
МТВ могли называть РВЗ. В статьях "Электротранспортника", которые Вы нашли их называют "рижскими". Так что, "РВЗ" вполне может быть не модель , а завод. На фото, под которым мы пишем сейчас тоже вагон [производства] РВЗ.
Меня смущает полное отсутствие фотографий Т-2 или подробных статей по нему. Ездил ли он вообще? Имел ли номер? Может, нИАсилили?
0
+0 / –0
09.03.2020 00:59 MSK
Ссылка
Славик · Гамбург
Фото: 41
Цитата (Владислав-Днепр, 08.03.2020):
> если вагон Т-2 пришёл в город чисто для испытаний, то зачем ему было присваивать бортномер?

Так нельзя ведь вагон без номера в город выпускать даже на обкатку.
0
+0 / –0
09.03.2020 01:31 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Vicente, 08.03.2020):
> МТВ могли называть РВЗ. В статьях "Электротранспортника", которые Вы нашли их называют "рижскими". Так что, "РВЗ" вполне может быть не модель , а завод. На фото, под которым мы пишем сейчас тоже вагон [производства] РВЗ.
>

Понятно, что модели РВЗ у нас не было, а под ними подразумевается МТВ-82, произведённые в Риге. Вопрос в том, сколько их всего было (27 или 28?) и когда они окончательно были выведены из пассажирской эксплуатации.


Цитата (Vicente, 08.03.2020):
> Московские разве не под московскими номерами ездили? (Ведомость 1.05.1961)

Моторные — под московскими 66х. А прицепы к ним непонятно под каким номерами были — под московскими или им дали местные. В ведомости про прицепы не говорится.

И ещё количество моторных и количество прицепных, переданных из Москвы в 1959—1960 гг. было разным, надо полагать. Например, в статье о первой поставке (1959) сообщалось, что прибыл 1 моторный и 3 прицепных.
0
+0 / –0
09.03.2020 01:36 MSK
Ссылка
Фото: 1 · Локальный редактор
Цитата (Славик, 08.03.2020):
> Так нельзя ведь вагон без номера в город выпускать даже на обкатку.

Нельзя со времён появления электрического трамвая во всех странах? Я так полагаю, в разные годы к этому везде по-разному относились

Была ли у него вообще обкатка или его только в депо катали? Или он просто прибыл, постоял под стенкой и убыл? Об этом вагоне ни слуху ни духу нигде.

Только Науменко в своей хронике упоминает, что в 1961 поступил 1 вагон из ЧССР + упоминание в ЭУ под № 129.
0
+0 / –0
09.03.2020 05:53 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
Я не вижу: чем обсуждаемое мешает предложенным изменениям в структуре БД? Неизвестные вагоны не вносить и всё. А, так, как сейчас - все вагоны, начиная с 1897 года до 1969 года по умолчанию отправляются в депо 1 - крайне не верно и есть множество городов, в которых База приведена по предложеной схеме.
0
+0 / –0
09.03.2020 11:32 MSK
Ссылка
andreymrklv · Алчевск
Фото: 253 · Общий редактор
Quote (Владислав-Днепр, 08.03.2020):

> Что касается прицепок № 500-549, то, я думаю, не все они были типа М. На ДТВРЗ изготавливали прицепные вагоны, у них должны быть какие-то номера. Прицепные вагоны, которые передали из Москвы в 1959-1960 гг. вместе с моторными, тоже должны были получить какие-то номера.

Да, в имеющейся здешней базе выяснилось, что сокольнические прицепки «С» имели номера 544-549. Но не исключено, что их могло быть на порядок больше.

> > Московские разве не под московскими номерами ездили? (Ведомость 1.05.1961)
>
> Моторные — под московскими 66х.

Довольно-таки спорно, кстати. Московские моторные двухосники «БФ» с фиолетовым статусом в базе и примечанием «С 03.11.1960 — Днепропетровск» имели номера 134, 140 и 141.

> С вагонами «Ganz» вообще непонятки. Были MAN и Simens.

«Ganz», насколько мне известно, это вообще венгерская компания — никак не немецкая. Но я бы не стал пока что вообще рассматривать эти вагоны.
0
+0 / –0
09.03.2020 11:41 MSK
Ссылка
andreymrklv · Алчевск
Фото: 253 · Общий редактор
Quote (Vicente, 09.03.2020):

> Я не вижу: чем обсуждаемое мешает предложенным изменениям в структуре БД? Неизвестные вагоны не вносить и всё. А, так, как сейчас - все вагоны, начиная с 1897 года до 1969 года по умолчанию отправляются в депо 1 - крайне не верно и есть множество городов, в которых База приведена по предложеной схеме.

Хорошо, могу переоформить список предприятий согласно выдвинутой мною схеме, если никто из вас не возражает. Конечно, мнения локальных редакторов здесь также хотелось бы выслушать. Однако для третьего предприятия с историческими вагонами мне может понадобиться список бортномеров межвоенных советских трамваев — Х, М, Николаевских двухосников, Пульманов, 2М/2П, М1 (КТЦ) и проч. — в которых вы на 100% уверены и которые можно будет добавить без лишних раздумий.
0
+0 / –0
09.03.2020 17:09 MSK
Ссылка
Vicente · Хайфа
Фото: 3
Мне кажется, не надо ничего "выдумывать", а просто "раскидать" имеющиеся в Базе вагоны (в основном они все сейчас в депо-1):
1. Всё, что сейчас отмечено как Ganz и M.A.N - в дореволюционные парки. По фотографиям - подскажем - что-куда. Там несложно. Всё-таки две отдельные сети. В будущем можно будет сменить марки вагонов, нсли выяснится что-то по нумерации.
Дальше - проще:
2. Все двузначные Х, КТМ-1 отправить в парк "вагоны 1927-1969" или как там его назовёте... советского периода до "Татр". Туда же надо определить все трёхзначные моторные и прицепы советского периода , кроме "московских" и "днепродзержинских" "Татр"(навсеидку не помню: есть ли там дореволюционные).
3."Татры" 1001-1126 (поправьте меня, Владислава, если что не так) - депо-3. Далее до 125? - в примечаниях - "до 198? - депо 3", для переживших 1997 год (закрытие депо 1) - "до 1997 - депо 1".
4. По остальным вагонам - сохранить текущее место и информацию.
0
+0 / –0

Ваш комментарий

За обсуждение политики будет выноситься бан на 1 месяц и более.
Вы не вошли на сайт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.