TransPhotoTransPhotoUrban Electric Transit
Ukraine  
Донецька область

Mariupol

Марiуполь

Editors: Skodnik, Кирилл Алексеев.

Report a mistake on this page  ·  Changes in the Database

Comments: all · tramway · trolleybus

Chronology

25.05.2019 The trolleybus route No. 4A was introduced into operation by the direction "DUI — Drama Theater" (on DUI — along Nakhimov Avenue). The route will be served by 1 trolley bus.
18.05.2019 The trolleybus route No. 4 was launched in the direction of "DUI — Drama Theater". The route will work on weekends and public holidays, it will be serviced by 1 trolley bus.
08.03.2019 At 13:30 the tram traffic to the village of Mirny was resumed through the installation of a jumper.
08.03.2019 From 00:00, for non-payment of debts for an indefinite period, the voltage on the tramway section from Mamin-Sibiryak Street to Zapadnaya Station (from the Energy Site) was disconnected.
Tram routes No. 1, 10 run to the ring on Zaozernaya Street, tram route No. 13 runs from camp 1700 to the ring on Zaozernaya Street, tram route No. 14 did not leave for the line.
Tram routes №9 and №11 ply according to the following scheme: "Left Bank District — Naberezhnaya Street — Metallurgov Avenue — Stan 1700".
01.03.2019 The fare in electric vehicles increased to 7 hryvnia.
All Entries

Quick Vehicle Search

Number:

Photos By Route

Route:

Tramway Facilities / Operators


Trolleybus Facilities / Operators




Information

Мариу́поль — город в Донецкой области на юго-востоке Украины, на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик. Центр Мариупольской агломерации.

Численность наличного населения города на 1 января 2016 года составляет 449 498 человека; в рамках горсовета — 470 968 человека на 1 января 2017 года.

Один из важнейших центров металлургии и машиностроения, крупный морской порт. Климатический и грязевой курорт. Мариуполь входит в десятку крупнейших городов Украины, является важнейшим промышленным и экономическим центром страны.

Район компактного проживания греков Приазовья. В 2012 году был признан Кабмином Украины одним из самых комфортных для проживания в стране городов.

Стоимость проезда и провоза багажа в горэлектротранспорте составляет 7 гривен.


Троллейбус

Троллейбусное депо №4 (ул. Громовой, 1) – единственное троллейбусное депо города, обслуживающее все троллейбусные маршруты.

В эксплуатации службы энергохозяйства находится 7 троллейбусных тяговых подстанций общей мощностью в 16553 КВт.

Троллейбусное движение было открыто 21 апреля 1970 года. В этот день был запущен маршрут №1: «площадь Освобождения – депо-4». Открытие произвели чешские троллейбусы Škoda 9Tr. Троллейбус начал стремительно развиваться. Уже через год в городе работало 84 троллейбуса Škoda 9Tr, а с 1983 года появляются первые машины Škoda 14Tr. До 1990 года их поступает 76 штук.

С распадом СССР поставки чешских машин в мариупольское депо прекратились. С этого момента город начинает покупать российские троллейбусы ЗиУ-10БОО (10 штук в 1992 году – спарки), ЗИУ-682Г (1992-1993 – 58 штук), ЗИУ-6205 (3 штуки в 1993). Интересный факт: одна из партий ЗиУ-9Г в размере 10 машин должна была отправиться с морского порта Мариуполя в Чили. В этих машинах все было написано по-испански. После того, как контракт сорвался (по причине заводского брака), машины оставили в городе, где электрики своими силами устранили заводские оплошности (проблема была с электрической частью). Также в сентябре 1993 года были куплены два троллейбуса ЮМЗ-Т1. По состоянию на конец 1993 года в Мариуполе работало около 200 машин, обслуживающих 15 маршрутов.

В 1994 году в маршрутах троллейбусов произошли изменения. 3, 7 и 14 маршруты были отменены, а 12 и 15 маршрут – продлены. Последний стал, таким образом, самым длинным маршрутом в городе. Он связал запад с востоком города (левый и правый берега). В связи с этим в конце 1994 – начале 1995 года городом были приобретены 10 троллейбусов ЮМЗ-Т2.

С 1994 и аж до 2001 года троллейбусы в город не приходили. В этот момент состояние депо значительно ухудшилось. Всё больше машин перемещалось с городских маршрутов на «прикол» - состояние троллейбусов, подлежащих списанию, разборке на запчасти, резке и т.д. Поэтому интервал движения троллейбусов всё возрастал, техническое состояние подвижного состава ухудшалось.

В 2001 году мариупольским торговым портом ТТУ был подарен 1 троллейбус ЮМЗ-Т2. Поэтому этот троллейбус был закреплён за 8-ым маршрутом, связывающим порт с центральной частью города. Он так и работает на этом маршруте по сей день.

Естественно, что один троллейбус за 6 лет положение дел не меняет. Состояние подвижного состава троллейбусного депо и интенсивность хождения троллейбусов продолжают ухудшаться. По состоянию на 2001 год в городе на балансе предприятия числились 2 машины Škoda 9Tr, 38 шт. Škoda 14Tr, 45 шт. ЗиУ-9Г, 11 шт. ЗиУ-10, 2 шт. ЮМЗ-Т1 и 11 шт. ЮМЗ-Т2 – итого 142 машины.

В 2004 году ко всем номерам троллейбусов была приписана «1». 444 стал 1444 и т.д. Это было сделано, чтобы разъединить нумерации трамваев и троллейбусов.

Начиная с 2005 года, покупки троллейбусов возобновились, однако не в том объёме, в котором были раньше. В 2005 году были приобретены два троллейбуса ЮМЗ-Т2, в 2006 – 5 троллейбусов TROLZA (они же ЗиУ-682Г-016.02). Последние, однако, поначалу были переданы не ТТУ, а частной фирме «Азовпасстранс», которая решила сделать троллейбусные перевозки частными. Однако осуществить планы руководству компании так и не удалось. В итоге в 2007 году эти 5 троллейбусов таки были переданы на баланс ТТУ. В этом же году в депо пришло ещё четыре таких же троллейбуса марки TROLZA, однако с усиленной швеллерной рамой.

В 2008 году городом было приобретено ещё 4 троллейбуса ЮМЗ-Т2. Однако троллейбусное депо всё равно продолжает терпеть бедствие, ведь число троллейбусов, вышедших из строя за это время, в несколько раз превышает количество купленных машин.

В 2011 году город приобрёл ещё 3 троллейбуса ЮМЗ-Т2 (борт. номера 1820, 1821 и 1822). После презентации троллейбусы начали работать на маршрутах города.

В 2012 году Азовмашем были подарены городу 4 троллейбуса БКМ 321. Это были первые низкопольные троллейбусы в городе. После презентации троллейбусы стояли в депо в ожидании "приёмки" на баланс ТТУ, после чего вышли на работу на маршрут.

В 2013 году ТРЦ "ПортCity" подарил городу 2 троллейбуса Дніпро Т103. Это были первые 2 троллейбуса этой модели во всём мире. Троллейбусы были презентованы жителям и вышли работать на маршруты города.

В конце 2015 года были куплены 11 б/у троллейбусов MAN SL 172 HO из Золингена (Германия). Троллейбусы прошли капитальный ремонт в Днепре, после чего прибыли в Мариуполь и в апреле 2016 года они вышли на работу с пассажирами. Взамен же списали некоторую часть троллейбусов Škoda 14Tr и ЗиУ-9.

Летом 2016 года Европейский Союз подарил городу 4 троллейбуса Дніпро Т103, в августе 2016 года троллейбусы вышли на маршруты города.

К концу 2016 года, так же пройдя капитальный ремонт в Днепре, в город пришли ещё 2 б/у троллейбуса MAN SL 172 HO, в феврале 2017 года они вышли на маршрут.

Ко второй половине 2017 года в город поступило 7 троллейбусов Дніпро Т103: 6 штук были подарены областной администрацией, а часть стоимости оставшегося троллейбуса оплатил Европейский Союз.

15 декабря 2018 года была торжественно запущена новая троллейбусная линия по улице Куприна (новый участок: автостанция № 2 — ул. Куприна — бул. Шевченко — ТРЦ «ПортCity»). До ТРЦ «ПортCity» продлены троллейбусные маршруты №5 и №12.

18 декабря 2018 года закрылся троллейбусный маршрут №1 и линия на посёлок Кировка в связи "с нерентабельностью". Маршрут перестал работать ещё с 24.11.2018, но от чиновников следовали заявления о том, что троллейбус, обслуживающий маршрут, проходит ремонт.

22 января 2019 года перестал работать троллейбусный маршрут №4. Отмечается, что в последний месяц своего существования маршрут работал нерегулярно, далеко не каждый день осуществлялся выпуск на маршрут.

11 февраля 2019 года возобновляет свою работу троллейбусный маршрут №1 по изменённой схеме: "Посёлок Кировка — ТФД — площадь Освобождения" (в обратном направлении симметрично). Маршрут обслуживает 1 троллейбус, всего совершается по 4 рейса в день в часы пик, работает маршрут только по будним дням.

С середины апреля 2019 года начинается отстранение от эксплуатации троллейбусов ЗиУ-682Г.016.02 и ЗиУ-682Г.016.03, к концу мая 2019 "тролзы" перестают эксплуатировать на пассажирских маршрутах: их оставляют в качестве служебных и учебных. Лишь изредка в качестве замены недостающему ПС делается выпуск "тролз" на маршруты.

27 июня 2019 года ЕБРР объявляет тендер на 72 низкопольных троллейбуса, из них 15 с автономным ходом на 20 км - крупнейшая закупка троллейбусного подвижного состава за последние несколько десятков лет.

С июля 2019 года начинается отстранение от эксплуатации троллейбусов ЮМЗ Т2: отстранён один из троллейбусов.


Действующие троллейбусные маршруты

Номер маршрута Начальная остановка маршрута Конечная остановка маршрута Время в пути (в одну сторону) Выпуск (будни/выходной) Длина (в одну сторону) Примечание
1 Посёлок Кировка Площадь Освобождения 56 минут 1/1 15,4 км Маршрут следует через проспект Нахимова => ДЮИ => Приморский бульвар на площадь Освобождения (обратно — симметрично).
2 ЖМР "Восточный" ДЮИ 66 минут 4/4 20,8 км
4 Драмтеатр ДЮИ 24 минуты 2/2 6 км
5 ТРЦ «ПортCity» ЖД Вокзал 29 минут 2/2 7,3 км
8 17-18 ЖМР ДЮИ 26 минут 2/2 7,3 км
10 ЖД Вокзал ДЮИ 28 минуы 1/1 8,2 км
11 17-18 ЖМР ЖД Вокзал 25 минут 1/1 6,4 км
12 ТРЦ «ПортCity» Кальмиусский рынок 43 минуты 8/8 13 км
13 ДЮИ Кальмиусский рынок 48 минут 7/4 13,8 км
15 ЖМР "Западный" ЖМР "Восточный" 66 минут 10/9 20,8 км

Действующий троллейбусный подвижной состав

Модель Количество Бортовые номера Год начала эксплуатации
ЮМЗ Т2 9 1811-1822 1994
БКМ 321 4 201-204 2012
Дніпро-Т103 13 205-218 2013
MAN SL 172 HO 13 1301-1314 2016

Трамвай

В эксплуатации службы энергохозяйства находится 13 трамвайных тяговых подстанций общей мощностью в 40095 КВт.

Трамвайное движение было открыто 1 мая 1933 года по маршруту "Гавань Шмидта - Улица Франко". Открывали движение 6 вагонов киевского завода имени Дзержинского (бывшие мастерские Домбаля). Трамвай ходил улицами города вплоть до оккупации Мариуполя немецко-фашисткими захватчиками 8 сентября 1941 года. При отступлении фашистов были разрушены трамвайное депо, мосты через Кальчик и Кальмиус.

10 января 1945 года было возобновлено трамвайное движение на 1-м маршруте "Городской сквер - Завод имени Ильича". Трамвайное хозяйство, разрушенное оккупантами к 1950 полностью ещё не было восстановлено. В связи с интенсивным развитием промышленности и строительством жилья в Орджоникидзевском районе возникли сложности доставки трудящихся на завод «Азовсталь». Это послужило толчком строительства в районе трамвая вместе с депо и вагоноремонтными мастерскими.

15 октября 1952 года было открыто движение 5-го маршрута трамвая по малому кругу. Трамвай интенсивно развивался до 1970-х. За это время была построена вторая очередь трамвая на Левом берегу, соединены две системы (Центр и Левый берег), запущена линия на Аглофабрику, пос. Мирный, Украина, сдано в эксплуатацию трамвайное депо №3. В 1967 году трамвайное хозяйство города пополнилось первыми вагонами Tatra T3SU. Более 30 таких вагонов ходили маршрутами города до 1985 года.

С 1970 года начата эпоха развития более дешёвого вида транспорта - троллейбуса. Трамвай после появления троллейбуса в городе прекратил бурное развитие. В конце 60-х - начале 70-х были демонтированы линии в Порт и на ЖД вокзал, позже туда пустили троллейбусы. Трамвай прекратил своё существование в Приморском районе. Последними крупными трамвайными новостройками города были: в 1973 году линия до Новосёловки, в 1982 году линия "посёлок Украина - Энергоучасток", в 1983 году линия "Энергоучасток - посёлок Мирный", в 1988 году сдана в эксплуатацию линия трамвая, соединяющая Ильичёвский и Орджоникидзевский районы и мост через реку Кальмиус. Обновлялся подвижной состав, вместо старых поездов КТМ-2 + КТП-2, в конце 70-х в город начали поступать более комфортные КТМ-5.

В годы независимости была продлена трамвайная линия от ул. Полевой до городской больницы №2 в 1993 году. В 1994 году были приобретены 5 вагонов КТМ-8. Они работали на самых востребованных маршрутах - на 10-ом и вновь открывшейся 8-ке.

В начале века нынешнего трамвайное хозяйство переживает нелучшие времена: в 2003 году прекратил существование трамвайный маршрут №2, а в начале 2004-го территория центрального депо продана, весь подвижной состав и маршруты переданы на обслуживание депо №3.

В 2006 году, после 12-летнего перерыва, было приобретено 2 вагона производства Татра-Юг. В 2007-2008 годах поступило ещё 5 вагонов. Но состояние подвижного состава оставляет желать лучшего.

В 2012 году, компанией Метинвест, громаде города было подарено два трамвая российского производства ПТМЗ (бортовые номера 401 и 402), модель ЛМ-2008. Из-за абсолютно нового для трамвайного хозяйства, и доступного на заказ только из-за границы электрооборудования, эти вагоны, периодически, простаивают от месяца до полугода.

В декабре 2015 года в город пришел один вагон К1. Но по условиям тендера этот трамвай должен был быть с низкопольной локализацией кузова. Делом заинтересовалась прокуратура, и после разбирательств город таки получил вагон К1М (низкопольная площадка в середине вагона).

2016 год оказался очень сложным периодом для мариупольского трамвая. В марте этого года, стала поступать информация о готовящемся закрытии трамвая №7 (на Аглофабрику) и маршрутов по заводскому кольцу (пос. Мирный). Тихое закрытие трамвая и замена их на низкопольные автобусы ТТУ - таков был план. Однако, в результате поднятого информационного резонанса в СМИ, при поддержке местных активистов из числа транспортных фанатов, закрытие линии на Аглофабрику отсрочили на один год (линия все же была закрыта весной 2017 года), а ликвидация трамвайного сообщения с посёлком Мирный и вовсе больше не рассматривается.

В январе 2017 года приходят первые бывшие в эксплуатации вагоны из Чехии, которые 1 апреля 2017 года ставят на регулярную эксплуатацию с пассажирами. Начинается быстрый отказ от вагонов КТМ типа 5М3 и 71-608К, как следствие, их списание и порезка. За 2017 год, в Мариуполь пришло 40 б/у трамваев Tatra T3SUCS, которые были построены в середине 1980-х, и работали в городах Прага (Чехия) и Кошице (Словакия). Примечательно, 10 таких вагонов в неплохом состоянии были подарены нашему городу чешской столицей, доставка и переоборудование тележек под нашу ширину колеи были оплачены Мариуполем. В Орджоникидзевском трамвайном депо вагоны этого типа получили историческую нумерацию (1001, 1002 и т.д.)

В 2018 году в трамвайное депо №3 начали поступать б/у трамвайные вагоны Tatra T3A из Риги, ими так же активно заменяют вагоны марки КТМ-5.

1 декабря 2018 года произошло изменение схемы маршрута №3 - маршрут продлён до левобережного района (разворачивается по часовой стрелке), был создан маршрут №4 "Горбольница №2 - Левобережный район (разворачивается против часовой стрелки) и оставлен маршрут №3а (бывш. маршрут №3) "Горбольница №2 - Комбинат Азовсталь" (пара рейсов в вечернее время для развозки работников комбината). Так же произошли изменения в расписаниях трамвайных маршрутов №5, №6, №9 и №11 и отменён маршрут №15.

С 31 декабря 2018 года трамвайное депо №2 берёт курс на окончательный вывод из эксплуатации вагонов типа КТМ-5: их заменяют трамваями Tatra T3SUCS из трамвайного депо №3, количество КТМ-5, работающих на линии, резко уменьшается. В трамвайном депо №3 остаётся всего 6 рабочих вагонов типа КТМ-5. Причём их эксплуатация на центральных маршрутах города запрещена, работать КТМ-5 могут только на маршрутах №13 и №14.

С 1 марта 2019 года прекращается эксплуатация последних трамвайных вагонов типа КТМ-5 в Мариуполе.


Действующие трамвайные маршруты

Номер маршрута Начальная остановка маршрута Конечная остановка маршрута Время в пути (в одну сторону) Обслуживающее депо Выпуск (будни/выходной) Длина (в одну сторону) Примечание
1 Улица Казанцева Энергоучасток 47 минут Трамвайное депо №3 3/3 12,9 км
3 Областная больница Левобережный район 60 минут Трамвайное депо №2 4/3 17,1 км Разворот в Левобережном районе по часовой стрелке
3A Областная больница Комбинат "Азовсталь" 27 минут Трамвайное депо №3 5,8 км
4 Областная больница Левобережный район 50 минут Трамвайное депо №2 3/2 15,6 км Разворот в Левобережном районе против часовой стрелки
5 Улица Казанцева Левобережный район 53 минуты Трамвайное депо №2 2/2 13,1 км Разворот в Левобережном районе по часовой стрелке
5A Энергоучасток Улица Казанцева 74 минуты Трамвайное депо №2 19,6 км Следует на улицу Казанцева через Левобережный район
6 Улица Казанцева Левобережный район 43 минуты Трамвайное депо №2 2/2 13 км Разворот в Левобережном районе против часовой стрелки
7 Улица Казанцева Стан 1700 44 минуты Трамвайное депо №3 6/5 11,8 км
8 Улица Казанцева Областная больница 32 минуты Трамвайное депо №3 4/4 18,5 км
9 Левобережный район Кальмиусский район 69 минут Трамвайное депо №2 6/4 18,5 км Кольцевой маршрут (следует по часовой стрелке)
10 Областная больница Энергоучасток 56 минут Трамвайное депо №3 14/11 14,3 км
10A Комбинат "Азовсталь" Трамвайное депо №3 42 минуты Трамвайное депо №3 12,3 км
10C Областная больница Стан 1700 50 минут Трамвайное депо №3 12,3 км
11 Левобережный район Кальмиусский район 51 минута Трамвайное депо №2 7/4 19,6 км Кольцевой маршрут (следует против часовой стрелки)
13 Посёлок Мирный Проспект Никопольский 67 минут Трамвайное депо №3 1/1 9,3 км Кольцевой маршрут (следует по часовой стрелке)
14 Посёлок Мирный Проспект Никопольский 66 минут Трамвайное депо №3 1/1 9,3 км Кольцевой маршрут (следует против часовой стрелки)

Действующий трамвайный подвижной состав

Модель Количество Бортовые номера Год начала эксплуатации
Tatra T3 59 701-740, 1001-1035 1967-1985, 2017
К1 7 301-307 2006
71-153 (ЛМ-2008) 2 401-402 2012
К1М 1 308 2016


Links

Mariupol Public Transport
http://m.martrans.gov.ua/#mariupol/map
English
French
German
Russian
Ukrainian
Tramway
Trolleybus
Bus

Active Photographers of the City

1st place: TRalex — 2147 photos
2nd place: tavalex2007 — 392 photos
3rd place: Кирилл Алексеев — 313 photos

Full list of photographers

   

Random Photo


New Photos