(Трамвайные вагоны "Татра"™)
Tatra T6B5 - Татра Т6Б5
|
В Риге всё ещё применяются токоприёмники в виде штанги с контактным башмаком. На снимке система Т6Б5 с головным вагоном № 3217, ноябрь 1991.
(Фото: Мартин Пабст)
|
История
T6Б5SU / T3M
В 1983 году по заказу СССР построены 2 прототипа вагона Т6Б с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ) марки TV3. С них, собственно, и началось производство всего семейства Т6. Оно ведёт начало от экспериментальных вагонов Т5. Основное отличие кузова - расположение дверей вагона в одной плоскости, характерное как для ширококолейного полноразмерного Т6Б5, так и для уменьшенных узкоколейных
T6А2. Оба прототипа, после непродолжительных испытаний под номерами 0016 и 0017 в Праге, в 1984 перевезены в Москву, где получили номера 0001 и 0002.
[
От редактора: Экспериментальные вагоны понравились трамвайщикам, одна беда - в Старой Пресне, где они испытывались, и в депо имени Апакова они могли пройти не на все канавы. Оказались для них негабаритными и некоторые московские кривые, где разъезжаться с другими вагонами они могли лишь по очереди. Причина была одна - слишком широкие скулы кузова. Именно поэтому Москва так и не получила больше ни одной Т6Б5, а продолжала закупать аж до 1989 года устаревшую T3. Такое решение на тот момент было оправданным. Зачем плодить разнотипье, если можно подождать кардинального решения проблемы? И если бы не девяносто превый год, проблема была бы успешно решена.]
Серийное производство Т6Б5 началось в 1985 году. Во многих советских хозяйствах этот вагон по документам получил странное наименование "Т3М", хотя к семейству Т3 имел не больше отношения, чем морская свинка - к свиньям и к морю. В настоящее время в литературе всё чаще используется правильное, заводское обозначение.
Предприятие "Южный машиностроительный завод" (ЮМЗ, Южмаш) в Днепропетровске выполняло досборку вагонов Т6Б5 под обозначением "Татра-Юг" по лицензии ЧКД. Эти вагоны ничем не отличаются от построенных собственно на ЧКД Татра-Смихов. [От редактора: Этот же завод, уже на независимой Украине, разработал новые элементы оформления для вагона этого типа и сейчас выпускает небольшими партиями наследника Т6Б5 под названием К-1 (не путать с "Татрой К1")]
T6Б5B
В связи с началом перешивки трамвайной сети болгарской столицы с метровой на обычную колею, Болгария стала девятой страной, в осуществлялись поставки трамваев "Татра". Для первой перешитой линии в Софии были построены новые вагоны. Но, так как они не удовлетворяли предьявляемым к современному трамваю требованиям, болгары заключили договор о закупке T6Б5B, идентичных варианту для СССР [ во свём, кроме колеи тележек, здесь она была 1435, а не 1524 мм - прим.ред.]. Первые 7 вагонов поставлялись еще в классической кремово-красной окраске, остальные сразу на заводе окрашивались в типичную для Софии кремово-жёлтую расцветку.
T6Б5K
Заказывала вагоны семейства Т6 и столица Корейской народно-демократической республики, Пхеньян. 129 построенных ля КНДР вагонов получили парковые номера 1046 - 1174 и в Пхеньяние эксплуатируются преимущественно в виде парных систем.
Технические характеристики Т6Б5
Длина по сцепкам:
|
16400 мм (традиционная татровская)
26240 мм ("шарфенберг")
|
Длина кузова:
|
15300 мм
|
Ширина кузова:
|
2480 мм
|
Высота кузова:
|
3145 мм
|
База (между шкворнями тележек):
|
7500 мм
|
Расстояние между осями:
|
1900 мм
|
Мест для сидения:
|
40
|
Число стоящих пассажиров:
|
120
|
Тип двигателей:
|
TE 023
|
Количество и мощность:
|
4 * 45 кВт
|
Конструктивная скорость:
|
65 км/ч
|
Масса:
|
18.9 т
|
Тип вагона:
|
Односторонний моторный
|
Система управления:
|
тиристорная TV3
|
Статистика
С 1992 года до момента прекращения деятельности ЧКД Татра-Смихов построено 1203 вагона Т6Б5.
Статистика T6Б5SU / T3M
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Барнаул |
1985 |
106 |
1001 - 1032, 3001 - 3209 1) |
Волгоград |
1987 |
20 |
2834 - 2853 |
Воронеж |
1989 |
12 |
105 - 116 |
Горький (Нижний Новгород) |
1988 |
25 |
2901 - 2925 |
Запорожье |
1988 - 1994 |
43 |
|
Ижевск |
1987 |
30 |
2001 - 2030 |
Калинин (Тверь) |
1985, 1988 |
35
|
выпуска 1985: 4, 6, 9, 11 - 16, 18, 20 - 23, 25
выпуска 1988: 1, 3, 17, 19, 24, 26 - 38, 136, 138
|
Киев |
1985 |
95 |
001 - 077, 301 - 318 |
Кривой Рог |
1993 |
1 |
|
Куйбышев (Самара) |
1988, 1993 |
49 |
854 - 867, 1003 - 1036 |
Курск |
1987 - 1995 |
78 |
009 - 083, 3 вагона без номеров |
Липецк |
1988 |
45
|
2101 - 2145 |
Минск |
1990 - 1996 |
24 |
001 - 021, 023 - 025 |
Москва |
1984 |
2 |
0301, 0302 (после 1994) |
Новокузнцк |
1989 |
15 |
214 - 228 |
Орджоникидзе (Владикавказ) |
1988 |
20 |
110 - 129 |
Орёл |
1990 |
14 |
086 - 099 |
Рига |
1988 |
62 |
201 - 262 |
Ростов-на-Дону |
1988 |
40 |
800 - 839 |
Свердловск (Екатеринбург) |
1987 |
35 |
357 - 372, 730 - 747 |
Ташкент |
1993 - 1995 |
57 |
2701 - 2757 1) |
Тула |
1988, 1996 |
77 |
13, 14, 17, 18, 23 - 30, 55, 56, 83, 84, 300 - 3582) |
Уфа |
1988 |
30 |
|
Ульяновск |
1988 |
44 |
2173 - 2217 |
Харьков |
1988 |
55 |
1519 - 1573 |
Итого |
1984 - 1996 |
1014 |
|
Примечания: | 1) эти вагоны, возможно, "Татра-Юг" |
| 2) с пропусками |
|
Статистика Татра-Юг
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Днепродзержинск |
1996 |
4 |
2001 - 2004 |
Днепропетровск |
1996 |
6 |
3001 - 3006 |
Запорожье |
1994-1995 |
7 |
459 - 466 |
Киев |
1994 |
2 |
100 - 101 |
Николаев |
2000 |
3 |
1915, 2001, 2002 |
Одесса |
2000 |
1 |
7001 |
Итого
|
seit 1994
|
23
|
|
Статистика T6Б5B
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
София |
1989-1991 |
37 |
4101 - 4137 |
Статистика T6Б5K
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Пхеньян |
1991 |
129 |
1046 - 1174 |
Авторизованный перевод с немецкого выполнен при помощи онлайн-сервиса Промт с последующей редактурой.
|
© Neirosoft, 2007 |