Tatra-Straßenbahnen
(Трамвайные вагоны "Татра"™)
Tatra T6B5 - Татра Т6Б5
T6B5SU-Tw 3217 in Riga
В Риге всё ещё применяются токоприёмники в виде штанги с контактным башмаком. На снимке система Т6Б5 с головным вагоном № 3217, ноябрь 1991.
(Фото: Мартин Пабст)


История

T6Б5SU / T3M

В 1983 году по заказу СССР построены 2 прототипа вагона Т6Б с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ) марки TV3. С них, собственно, и началось производство всего семейства Т6. Оно ведёт начало от экспериментальных вагонов Т5. Основное отличие кузова - расположение дверей вагона в одной плоскости, характерное как для ширококолейного полноразмерного Т6Б5, так и для уменьшенных узкоколейных T6А2. Оба прототипа, после непродолжительных испытаний под номерами 0016 и 0017 в Праге, в 1984 перевезены в Москву, где получили номера 0001 и 0002.
[От редактора: Экспериментальные вагоны понравились трамвайщикам, одна беда - в Старой Пресне, где они испытывались, и в депо имени Апакова они могли пройти не на все канавы. Оказались для них негабаритными и некоторые московские кривые, где разъезжаться с другими вагонами они могли лишь по очереди. Причина была одна - слишком широкие скулы кузова. Именно поэтому Москва так и не получила больше ни одной Т6Б5, а продолжала закупать аж до 1989 года устаревшую T3. Такое решение на тот момент было оправданным. Зачем плодить разнотипье, если можно подождать кардинального решения проблемы? И если бы не девяносто превый год, проблема была бы успешно решена.]
Серийное производство Т6Б5 началось в 1985 году. Во многих советских хозяйствах этот вагон по документам получил странное наименование "Т3М", хотя к семейству Т3 имел не больше отношения, чем морская свинка - к свиньям и к морю. В настоящее время в литературе всё чаще используется правильное, заводское обозначение.
Предприятие "Южный машиностроительный завод" (ЮМЗ, Южмаш) в Днепропетровске выполняло досборку вагонов Т6Б5 под обозначением "Татра-Юг" по лицензии ЧКД. Эти вагоны ничем не отличаются от построенных собственно на ЧКД Татра-Смихов. [От редактора: Этот же завод, уже на независимой Украине, разработал новые элементы оформления для вагона этого типа и сейчас выпускает небольшими партиями наследника Т6Б5 под названием К-1 (не путать с "Татрой К1")]

T6Б5B

В связи с началом перешивки трамвайной сети болгарской столицы с метровой на обычную колею, Болгария стала девятой страной, в осуществлялись поставки трамваев "Татра". Для первой перешитой линии в Софии были построены новые вагоны. Но, так как они не удовлетворяли предьявляемым к современному трамваю требованиям, болгары заключили договор о закупке T6Б5B, идентичных варианту для СССР [ во свём, кроме колеи тележек, здесь она была 1435, а не 1524 мм - прим.ред.]. Первые 7 вагонов поставлялись еще в классической кремово-красной окраске, остальные сразу на заводе окрашивались в типичную для Софии кремово-жёлтую расцветку.

T6Б5K

Заказывала вагоны семейства Т6 и столица Корейской народно-демократической республики, Пхеньян. 129 построенных ля КНДР вагонов получили парковые номера 1046 - 1174 и в Пхеньяние эксплуатируются преимущественно в виде парных систем.

 
Технические характеристики Т6Б5
 
Длина по сцепкам: 16400 мм (традиционная татровская)
26240 мм ("шарфенберг")
Длина кузова: 15300 мм
Ширина кузова: 2480 мм
Высота кузова: 3145 мм
База (между шкворнями тележек): 7500 мм
Расстояние между осями: 1900 мм
Мест для сидения: 40
Число стоящих пассажиров: 120
Тип двигателей: TE 023
Количество и мощность: 4 * 45 кВт
Конструктивная скорость: 65 км/ч
Масса: 18.9 т
Тип вагона: Односторонний моторный
Система управления: тиристорная TV3

 
Статистика
С 1992 года до момента прекращения деятельности ЧКД Татра-Смихов построено 1203 вагона Т6Б5.

 
Статистика T6Б5SU / T3M
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Барнаул 1985 106 1001 - 1032, 3001 - 3209 1)
Волгоград 1987 20 2834 - 2853
Воронеж 1989 12 105 - 116
Горький (Нижний Новгород) 1988 25 2901 - 2925
Запорожье 1988 - 1994 43
Ижевск 1987 30 2001 - 2030
Калинин (Тверь) 1985, 1988 35 выпуска 1985: 4, 6, 9, 11 - 16, 18, 20 - 23, 25
выпуска 1988: 1, 3, 17, 19, 24, 26 - 38, 136, 138
Киев 1985 95 001 - 077, 301 - 318
Кривой Рог 1993 1
Куйбышев (Самара) 1988, 1993 49 854 - 867, 1003 - 1036
Курск 1987 - 1995 78 009 - 083, 3 вагона без номеров
Липецк 1988 45 2101 - 2145
Минск 1990 - 1996 24 001 - 021, 023 - 025
Москва 1984 2 0301, 0302 (после 1994)
Новокузнцк 1989 15 214 - 228
Орджоникидзе (Владикавказ) 1988 20 110 - 129
Орёл 1990 14 086 - 099
Рига 1988 62 201 - 262
Ростов-на-Дону 1988 40 800 - 839
Свердловск (Екатеринбург) 1987 35 357 - 372, 730 - 747
Ташкент 1993 - 1995 57 2701 - 2757 1)
Тула 1988, 1996 77 13, 14, 17, 18, 23 - 30, 55, 56, 83, 84, 300 - 3582)
Уфа 1988 30
Ульяновск 1988 44 2173 - 2217
Харьков 1988 55 1519 - 1573
Итого 1984 - 1996 1014
Примечания:1) эти вагоны, возможно, "Татра-Юг"

2) с пропусками

 
Статистика Татра-Юг
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Днепродзержинск 1996 4 2001 - 2004
Днепропетровск 1996 6 3001 - 3006
Запорожье 1994-1995 7 459 - 466
Киев 1994 2 100 - 101
Николаев 2000 3 1915, 2001, 2002
Одесса 2000 1 7001
Итого seit 1994 23

 
Статистика T6Б5B
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
София 1989-1991 37 4101 - 4137

 
Статистика T6Б5K
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Пхеньян 1991 129 1046 - 1174
 
[Вагоны "Татра"]
[www.strassenbahnen-online.de] [Straßenbahn-Links]
 
www.strassenbahnen-online.de © 1996-2006 Jörg Zaumseil Letzte Änderung: 18.09.1999

Авторизованный перевод с немецкого выполнен при помощи онлайн-сервиса Промт с последующей редактурой. © Neirosoft, 2007