(Трамвайные вагоны "Татра"™)
Tatra T1 - Татра Т1
 |
Прототип вагона Т1 № 5001 в Праге. 14 апреля 1952.
(Фото из коллекции Гриза)
|
История
Первый прототип вагона T1, № 5001, выехал на улицы Праги 22.11.1951. И механическая часть, и электрооборудование несли на себе основные черты конструкции PCC. Кузов трамвая был длиной 14.5 м, а шириной только 2.4 м, поскольку пражская трамвайная сеть тогда ещё не допускала использования максимальной длины и ширины вагона [Габаритная ширина трамваев обычной колеи (т.е. 1435 или 1524 мм) в Восточной Европе принята 2.5 м, в то время как в ФРГ, например, она равна 2.4 м - прим. ред.]. Подавляющее большинство T1 было оснащено продольными сиденьями. Поперечные устанавливались только в вагоны последних серий.
Хотя конструкция T1 не предусматривала буксировку прицепных вагонов, такие опыты в Праге проводились в течение первых лет эксплуатации. Однако, это только лишний раз доказало, что новые вагоны не подходили для такой формы работы. Тогда в Праге впервые применили двухвагонные системы. Впрочем, гораздо больше систем стало выходить на линии не здесь, а в Остраве.
Постепенно T1 поставлялись во все трамвайные города ЧССР, которые имели обычную европейскую колею 1435 мм. Исключение составляло лишь Брно, где в это же самое время происходило обновление трамвайного парка за счёт двухосных цельнометаллических вагонов другой марки.
Т1 поставлялись не только в пределах Чехословакии. Так как эта модель была самой современной из выпускаемых в странах СЭВ трамваев, ею заинтересовались заказчики и из других стран. 20 вагонов отправили в Ростов-на-Дону [единственный город СССР, где колея трамвая европейская - прим.ред.] и 2 экземпляра в Варшаву. Поляки немедленно принялись клепать их копии на заводе Консталь безо всякого разрешения чехословацкой стороны.
Поскольку их было немного, экспортные вагоны работали недолго. А вот в Чехословакии T1 эксплуатировались почти в первоначальном количестве до середины шестидесятых годов. Затем несколько вагонов в Кошице, Мосте и Праге были, так сказать, "перестроены" в модель
T3. Происходило это так: кузов и электрооборудование заменялись, а оставались только тележки, на которых по большей части менялись и двигатели. Остальные T1 служили вплоть до восьмидесятых годов и только потом были заменены на
T3. Торжественное прощание с моделью T1 произошло 04.04.1987 в Пльзени.
В эксплуатации T1 показали себя очень хорошо. Относительно более лёгкие кузова давали хорошую удельную мощность и делали T1 наиболее шустрыми вагоами среди всех "Татр".
В настоящее время сохранились как музейные следущие вагоны:
5001 | транспортный музей в Праге |
5002 | транспортный музей Праги (пока не восстановлен полностью) |
121 | транспортный музей Пльзени |
528 | транспортный музей Остравы |
203 | транспортный музей Кошице (памятник) |
5064 | технический музей Брно (вагон из Праги) |
Технические характеристики Т1
Длина по сцепкам: |
14500 мм |
Длина кузова: |
13300 мм |
Ширина кузова: |
2400 мм |
Высота кузова: |
3050 мм |
База (между шкворнями тележек): |
6000 мм |
Расстояние между осями: |
1900 мм |
Мест для сидения: |
26 |
Число стоящих пассажиров: |
69 |
Тип двигателей: |
TM 22 |
Количество и мощность: |
4 * 40 кВт |
Тип вагона: |
Односторонний моторный |
Статистика
В период с 1952 по 1958 построено 287 вагонов модели T1.
Статистика T1
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Кошице |
1956-1958 |
11 |
201 - 211 |
Мост |
1957-1958 |
34 |
201 - 234 |
Оломоуц |
1957-1958 |
10 |
101 - 110 |
Острава |
1955-1957 |
44 |
501 - 544 |
Пльзень |
1955-1957 |
33 |
101 - 133 |
Прага |
1952-1956 |
133 |
5001 - 5133 |
Ростов-на-Дону |
1957 |
20 |
301 - 320 |
Варшава |
1955 |
2 |
501 - 502 |
Итого |
1952-1958 |
287 |
|
Авторизованный перевод с немецкого выполнен при помощи онлайн-сервиса Промт с последующей редактурой.
|
© Neirosoft, 2007 |