Tatra-Straßenbahnen
(Трамвайные вагоны "Татра"™)
Tatra T1 - Татра Т1
T1-Prototyp 5001 in Prag
Прототип вагона Т1 № 5001 в Праге. 14 апреля 1952.
(Фото из коллекции Гриза)


История
Первый прототип вагона T1, № 5001, выехал на улицы Праги 22.11.1951. И механическая часть, и электрооборудование несли на себе основные черты конструкции PCC. Кузов трамвая был длиной 14.5 м, а шириной только 2.4 м, поскольку пражская трамвайная сеть тогда ещё не допускала использования максимальной длины и ширины вагона [Габаритная ширина трамваев обычной колеи (т.е. 1435 или 1524 мм) в Восточной Европе принята 2.5 м, в то время как в ФРГ, например, она равна 2.4 м - прим. ред.]. Подавляющее большинство T1 было оснащено продольными сиденьями. Поперечные устанавливались только в вагоны последних серий.
Хотя конструкция T1 не предусматривала буксировку прицепных вагонов, такие опыты в Праге проводились в течение первых лет эксплуатации. Однако, это только лишний раз доказало, что новые вагоны не подходили для такой формы работы. Тогда в Праге впервые применили двухвагонные системы. Впрочем, гораздо больше систем стало выходить на линии не здесь, а в Остраве.
Постепенно T1 поставлялись во все трамвайные города ЧССР, которые имели обычную европейскую колею 1435 мм. Исключение составляло лишь Брно, где в это же самое время происходило обновление трамвайного парка за счёт двухосных цельнометаллических вагонов другой марки.
Т1 поставлялись не только в пределах Чехословакии. Так как эта модель была самой современной из выпускаемых в странах СЭВ трамваев, ею заинтересовались заказчики и из других стран. 20 вагонов отправили в Ростов-на-Дону [единственный город СССР, где колея трамвая европейская - прим.ред.] и 2 экземпляра в Варшаву. Поляки немедленно принялись клепать их копии на заводе Консталь безо всякого разрешения чехословацкой стороны.
Поскольку их было немного, экспортные вагоны работали недолго. А вот в Чехословакии T1 эксплуатировались почти в первоначальном количестве до середины шестидесятых годов. Затем несколько вагонов в Кошице, Мосте и Праге были, так сказать, "перестроены" в модель T3. Происходило это так: кузов и электрооборудование заменялись, а оставались только тележки, на которых по большей части менялись и двигатели. Остальные T1 служили вплоть до восьмидесятых годов и только потом были заменены на T3. Торжественное прощание с моделью T1 произошло 04.04.1987 в Пльзени.
В эксплуатации T1 показали себя очень хорошо. Относительно более лёгкие кузова давали хорошую удельную мощность и делали T1 наиболее шустрыми вагоами среди всех "Татр".
В настоящее время сохранились как музейные следущие вагоны:
5001транспортный музей в Праге
5002транспортный музей Праги (пока не восстановлен полностью)
121транспортный музей Пльзени
528транспортный музей Остравы
203транспортный музей Кошице (памятник)
5064технический музей Брно (вагон из Праги)


Технические характеристики Т1
Длина по сцепкам: 14500 мм
Длина кузова: 13300 мм
Ширина кузова: 2400 мм
Высота кузова: 3050 мм
База (между шкворнями тележек): 6000 мм
Расстояние между осями: 1900 мм
Мест для сидения: 26
Число стоящих пассажиров: 69
Тип двигателей: TM 22
Количество и мощность: 4 * 40 кВт
Тип вагона: Односторонний моторный


Статистика
В период с 1952 по 1958 построено 287 вагонов модели T1.

Статистика T1
Город Годы выпуска Количество Парковые номера
Кошице 1956-1958 11 201 - 211
Мост 1957-1958 34 201 - 234
Оломоуц 1957-1958 10 101 - 110
Острава 1955-1957 44 501 - 544
Пльзень 1955-1957 33 101 - 133
Прага 1952-1956 133 5001 - 5133
Ростов-на-Дону 1957 20 301 - 320
Варшава 1955 2 501 - 502
Итого 1952-1958 287
 


[Вагоны "Татра"]
[www.strassenbahnen-online.de] [Straßenbahn-Links]
 
www.strassenbahnen-online.de © 1996-2006 Jörg Zaumseil Letzte Änderung: 18.09.1999

Авторизованный перевод с немецкого выполнен при помощи онлайн-сервиса Промт с последующей редактурой. © Neirosoft, 2007